История

 

Козлангская Флоро-Лаврская церковь

Современное местоположение: ур. Фроловское севернее д. Врагово, Враговское с/п, Междуреченский р., Вологодская обл.
Историческое местоположение: Тотемский уезд, Вологодская губерния

Существовало местное предание о том, что Флоровская церковь была основана прихожанами Козлангской Цареконтантиновской церкви на отхожей пожне Летяге. Это произошло после 1624 г., т. к. церковь не упоминается в Писцовой дозорной книге за этот год.
При церкви хранилась благословенная грамота преосв. Гавриила, архиепископа Вологодского и Белоезерского, от 1691 года, на построение нового деревянного храма во имя мчч. Флора и Лавра. Поскольку новая церковь строилась вместо прежней ветхой, то основание Флоролаврского прихода можно отнести к середине XVII в.
До 1676 года селения прихода входили в вотчину Ростовских митрополитов (или Митрополье, включавшее село Шуйское с округой из шести приходов и двух монастырей). В окладной книге 1679 г. упоминалась церковь Флора и Лавра на р. Козланге.
В XIX в. в приходе было три церкви. Первая - Флоролаврская, холодная, с тремя престолами - 1) Преображения Господня, 2) мчч. Флора и Лавра Иллирийских (справа) и 3) прп. Афанасия Афонского и прп. Сергия Радонежского (слева). Освящена в 1841 г.
Вторая церковь - Христорождественская, каменная, тёплая, однопрестольная. Построена ранее 1698 г. (?) Обновлённый храм во имя Рождества Христова освящён 2 октября 1877 г.
Колокольня отдельная.
К Флоро-Лаврской церкви была приписана Спасо-Преображенская Пустынская церковь (находилась при впадении Подлесной в Шую). Престол в честь Преображения Господня. Церковь была построена монахами Ржаницыной Спасопреображенской мужской пустыни по благословению Серапиона, епископа Вологодского и Белоезерского, в 1754 году, трудами и радением дьякона Григория Леонтьева.
Обновлённый храм во имя Преображения Господня освящён 6 ноября 1877 г.
В начале XX в. церковь имела следующий вид: деревянная, обшита тёсом и железом, окрашена белой краской. Внутренние стены обтянуты холстом, окрашенным масляной краской, отделанным орнаментами и несколькими живописными клеймами. Иконы возобновлены коштом Ивана Яковлева Жукова, как значилось в подписи на местной храмовой иконе Спасителя.

Библиография

ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. д. 760, 775. (по сведениям Н. М. Македонской)
ВЕВ. - 1877, №22, с. 377; 1878, №1, с. 4.
ИИАК. - Петроград, 1916. - Вып. 61. - С. 44, 50.
Пр. Ар. Митрополье // ВЕВ. - 1866 г. - №2. - Прибавления. - С. 70.
Степановский И.К. Вологодская старина (историко-археологический сборник). - Вологда, 1890.
Суворов Н. Несколько статистических и топографических сведений о Вологодской епархии от начала XVII столетия до настоящего времени. // ВЕВ. - 1865. - №21. - Прибавления. - С. 816.
Церковно-исторический атлас Вологодской области. - Вологда: Древности Севера, 2007. - Т. 1. - С. 72-73, 205, 222, 225.
Дата последнего обновления: 19.07.2013

Священники

(1868)1873Чапурский Виталий
18721875Образцов Алексей2-й
18751881Любомиров Алексей
18811896Попов Николай (10)
1896(1896)Замараев Николай

Диаконы

18851906Пулькин Виталий Васильевич
19061913Пинаевский Николай Владимирович
19121912Владимиров Дмитрий Николаевич

Псаломщики

(1899)1899Глубоковский Арсений
1899(1899)Лебедев Василий
(1900)1900Олехов Александр
1900(1900)Горев Каллиник

Дьячки

(1868)1868Малевинский Александр
(1868)1868Глубоковский Арсений
18681870Воронов Владимир
18701884Мауринов Александр

Пономари

(1868)1868Архипов Ксенофонт
1868(1868)Глубоковский Арсений

Причетники

18681871Архипов Ксенофонт

Список причта с биографиями

Информация

Новости