История

 

 
 

Архангельская Успенская Боровская церковь

Современное местоположение: г. Архангельск
Историческое местоположение: Архангельский уезд, Архангельская губерния

На месте Успенской церкви находился "Жабинский наволок", или "Борки", покрытые густым лесом, отсюда и название церкви Боровская. Когда, по мере увеличения г. Архангельска, Борки начали заселяться, неизвестно откуда пришедший иерей Ксенофонт Кузмин, получив по своей просьбе грамоту от патриарха Филарета от 31 марта 1626 г., начал с поселившимися здесь людьми рубить лес, затем построил и освятил первую деревянную церковь во имя Успения Божией Матери. Спустя 6 лет, эта церковь сгорела. Тогда Ксенофонт Кузмин, по благословляющей грамоте того же патриарха от 30.4.1632 соорудил и освятил новую деревянную Успенскую церковь возле старого престола. По храмозданной грамоте патриарха Иоасафа от 18.4.1640 тем же Ксенофонтом Кузминым с северной стороны был устроен и освящен придел во имя преп. Симеона Столпника. Преемник Кузмина священник Иван Исаков (умерший в 1671 г.), по благословению патриарха Иоасафа от 20.1.1672 возле Успенской церкви поставил другую - Крестовоздвиженскую,стоявшую раньше у Сального берега, близ места, где позднее построили кирху. Эту церковь первоначально построил свояк Ивана Исакова иерей Герасим Андреев на свои средства и 15 февраля 1671 г. продал ее И. Исакову за 60 руб., со всей утварью, колоколами, подцерковной землей, избой и двором, т.к. не мог, живя среди немецких поселений, получать средств, достаточных для ее содержания. Эта церковь была
В 1707 г. рядом с Крестовоздвиженской церковью была построена деревянная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, освященная архимандритом Михаило-Архангельского монастыря Товием по грамоте от 30.9.1707, данной ему (в связи с отъездом епископа Архангельского Сильвестра в Смоленск) митрополитом Рязанским Стефаном. Дальнейшая судьба церкви неизвестна.
Успенская церковь с Симеоновским приделом к концу XVII в. настолько обветшала, что была разобрана и вместо нее, по храмозданной грамоте преосв. и первопрестольного архиепископа Афанасия от 22.2.1684 на имя священника Успенской церкви Ивана Исакова была построена третья деревянная церковь с теми же престолами, освященная архиепископом Афанасием 6 сентября 1685 г. К 40-м годам XVIII в. Успенская и Крестовоздвиженская церковь обветшали, и было решено заменить их каменными. Согласно просьбе полковника Ивана Яковлевича Барша и других знатных прихожан к архиепископу Варсонофию от 13.10.1742 и по благословляющей грамоте последнего от 14 октября на имя архимандрита Михаило-Архангельского монастыря Иосифа, 18.10.1742 было положено начало строительству каменной одноэтажной церкви с 3 престолами: во имя Успения Божией Матери в главном холодном храме, во имя Воздвижения - в южном приделе и Симеона Столпника - в северном. По грамоте архиепископа Варсонофия от 21.1.1744 на имя священников Успенской церкви Ивана Михайлова и Григория Леонтиева ключарю Холмогорского Преображенского собора священнику Иоанну Логинову с протодиаконом Димитрием Свешниковым было предписано соборно освятить новые придельные храмы. Главный престол был освящен архимандритом Варсонофием 31.8.1753.
Иконостас Успенского храма был заменен на новый в начале XIX в. на средства купца Андрея Федоровича Долгошеина. Этот иконостас сгорел во время пожара в немецкой слободе, случившегося 29 мая 1851 г., вместо него, усердием Владимира Ильича Грибанова, был устроен величественный золоченый резной иконостас. Воздвиженский придел был переделан в Вознесенский, на средства советника Казенной Палаты Александра Зубкова, и освящен 7 мая 1791 г. Симеоновский придел преобразован в Тихвинский на средства купца Николая Митрополова, освящен 27.9.1802.
Святыней храма была храмовая икона Успения Пресвятой Богородицы, почитавшаяся чудотворной после случая, произошедшего в 1631 г. Один ярославский крестьянин, пробравшись ночью через окно в Успенскую церковь, выбросил за окно Евангелие, крест и другие вещи и хотел тем же путем незамеченным выйти из церкви, но был удержан неведомой силой на обоконье (подоконнике?). Священник Ксенофонт Кузмин, придя к утрени и увидев святотатца, поспешил донести об этом воеводе князю Черкасскому. Последний прислал воинов за похитителем, но при всех усилиях они не смогли оторвать его от обоконья. В присутствии князя, при многочисленном стечении народа, был совершен молебен, и преступник сам собой освободился. Это событие было приписано заступлению и помощи Божией Матери, имени которой посвящен храм, а икону ее с тех пор почитали чудотворной.
В 1878 г. было создано церковно-приходское попечительство, которое заботилось о благолепии храма, приобрело полный прибор сребропозлащенных сосудов, поддерживало причтовые квартиры и содержало ЦПШ, открытую в 1888 г. и помещавшуюся во флигеле причтового дома.
Жертвователи: чиновник Александр Зубков; купец Николай Митрополов - на его средства церковь и колокольня были обнесены каменной оградой с деревянной решеткой;; купец Андрей Долгошеин - потратил на благоустройство Успенской церкви до 20663 руб. 70 коп. ассигн., в том числе пожертвовал кованные серебряные ризы для шести местных икон; купец А. Корельский - в 1878 г. на его средства деревянная решетка в ограде храма была заменена на железную; церковный староста с 1891 г. купец А.М. Починков - потратил более 3000 руб. серебром на покраску церкви снаружи и изнутри, переливку 2 разбитых колоколов и изготовление 3 новых весом 15 пуд. 3 фун., устройство клироса, ремонт причтовых домов; на средства А.М. Починкова и о. Иоанна Кронштадтского (пожертвовавшего 100 руб.) в 1893 г. был отремонтирован причтовый дом (построен в 1859 г.).
Наиболее крупные пожертвования в причтовый капитал внесли: архангельский купец Андрей Долгошеин, устюжский купец Василий Костров, потомственная почетная гражданка Павла Михайловна Шингарева.
В переписной книге 1676-1678 гг. упоминались священно-церковнослужители: "поп Иван Исаков, у него сын Ивашко десяти лет"; "дьячок Бориско Михайлов, у него сын Алешка десяти лет".
Причт в 1702 г.: поп Иван Иванов, дьячок Алексей Борисов.
Священники: Ксенофонт Кузмин 1626 г.-31.3.1671; Иван Исаков 15.2.1671-1714 г.; Анания Яковлев 7.10.1714-1744 г.; Марк Иванов 1722-1744 г.г.; Иван Михайлов 1744-1746 г.г.; Филипп 1745-1752 г.г.; Григорий Леонтиев 1747-1751 г.г.; Савва Григорьев и Стефан Петров 1752-1757 г.г.; Сила Петров 1758-1770 г.г.; Михаил Прокопьев до 1765 г.; Димитрий Кочерин и Фока Таратин до 1770 г.; Иоанн Григорьев Нахоров (служил около года) и Гавриил Галкин (умер в 1773 г.); Иван Иванович Черноруцкий 1773-1806 г.г. (назначен вместо И.Г. Нахорова, Холмогорская ДС (философия), умер 30.7.1806); Илия Видякин с 1798 г. (АДС, определен из Лисестровского прихода); Михаил Калинников до 1827 г. (из ключарей собора); Павел Вальнев 1828-1832 (АДС, учитель Онежского прих. училища); Феодор Иванович Жаравов 1832-28.4.1873 (АДС, протоиерей).
Псаломщик: Иван Фивейский 1888 г.

Библиография

Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 1 - Архангельск, 1894. - С. 49-55.
Дата последнего обновления: 24.11.2016

Священники

1873(1894)Павловский Иосиф Анастасиевич

Псаломщики

(1888)(1889)Фивейский Иван
1889(1894)Колчин Николай Захарович

Список причта с биографиями

Избранное

Пустыни