Православные приходы и
монастыри Севера

Смирнов В. А. Успенский Боровской приход.

На месте нынешней Успенской церкви и в окрестностях её находился так называемый "Жабинский наволок" или "Борки", покрытые густым лесом, отчего и церковь называется Боровской. Когда, по мере увеличения гор. Архангельска, эти Борки начали заселяться, то неизвестно откуда пришедший поп Ксенофонт Кузмин, по испрошенной им грамоте от Святейшего Филарета, патриарха Московского и всея России, от 31 марта 1626 года, начал с поселившимися тут людьми рубить лес, построил и освятил первую деревянную церковь во честь Успения Пресвятой Богородицы. Спустя шесть лет эта церковь сгорела. Тогда Ксенофонт Кузмин, по благословенной грамоте того же патриарха от 30 апреля 1632 года, соорудил и освятил новую деревянную же Успенскую церковь подле старого престола. По храмозданной грамоте патриарха Иоасафа от 18 апр. 1640 г., тем же Ксенофонтом Кузминым устроен был с северной стороны и освящён придел во имя препод. Симеона Столпника. Преемник Кузмина (+1671) священник Иван Исаков, по благословению патриарха Иоасафа от 20 января 1672 года, возле Успенской церкви, поставил другую - Крестовоздвиженскую, стоявшую раньше у Сального берега, близ нынешней кирки. Эту церковь первоначально устроил свояк Исакова поп Герасим Андреев на свои средства и 15 февраля 1671 года продал ее Исакову за 60 руб., со всей утварью, колоколами, подцерковной землей, избой и двором, так как не мог получать достаточных средств к содержанию её, живши среди немецких поселений. Эта церковь была возобновлена в 1708 году и освящена Преосвящённым Рафаилом 17 сентября того же года. Кроме того, в 1707 году рядом с Воздвиженской церковью была построена деревянная же во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и освящена архимандритом Михаило-Архангельского монастыря Товием по грамоте, данной ему (за отъездом епископа Архангельского Сильвестра в Смоленск) Стефаном митрополитом Рязанским от 30 сентября 1707 г. Дальнейшая судьба этой церкви неизвестна. Успенская же церковь с Симеоновским приделом к концу XVII в. настолько обветшала, что была разобрана и вместо неё, по храмозданной грамоте Преосвященного и Первопрестольного архиепископа Афанасия от 22 февраля 1684 года на имя Успенского священника Ивана Исакова, построена была новая (уже третья) деревянная же и с теми же престолами церковь и освящена самим архиепископом Афанасием 6 сентября 1685 года. Несмотря на частые поправки и ремонтировки эта церковь, равно как и Воздвиженская церковь, к 40 годам прошлого столетия также обветшали, и нужно было позаботиться о замене их каменными. И действительно, согласно просьбе полковника Ивана Яковлевича Барша и других знатных прихожан к архиепископу Варсонофию от 13 октября 1742 года и по благословенной грамоте последнего от 14 октября на имя архимандрита Михаило-Архангельского монастыря Иосифа, 18 октября 1742 года положено было начало к устроению ныне стоящей каменной одноэтажной и одноглавой церкви о трёх престолах: во имя Успения в главном холодном храме, - Воздвижения в южном приделе и Симеона Столпника в северном. По грамоте того же архиепископа Варсонофия от 21 января 1744 г. на имя успенских священников Ивана Михайлова и Григория Леонтиева предписано было ключарю Холмогорского Преображенского собора священнику Иоанну Логинову с протодиаконом Димитрием Свешниковым соборно освятить новоустроенные придельные храмы. Главный же Успенский храм был освящён архиепископом Варсонофием 31 августа 1753 г.

Первоначально устроенный иконостас этого храма в начале нынешнего столетия заменён был новым, устроенным на средства купца Андрея Федоровича Долгошеина. Этот второй иконостас сгорел во время пожара, бывшего в немецкой слободе 29 мая 1851 г., и вместо него устроен нынешний величественный сплошь золоченый резной иконостас усердием Владимира Ильича Грибанова и освящён 5 августа того же 1851 года. Что же касается придельных храмов - (1744 г.) Воздвиженского и Симеоновского, то они были переименованы в ныне существующие - первый - в Вознесенский, устроенный бывшим советником Казенной Палаты Александром Зубковым, и освящённый 7 мая 1791 года, и второй - в Тихвинский, устроенный усердием купца Николая Митрополова и освящённый 27 сентября 1802 года. Надо полагать, что иконостасы этих придельных храмов стояли до пожара 29 мая 1851 г., во время которого они были повреждены и нуждались в возобновлении, что вскоре же отчасти и сделано было, так что Вознесенский придел вновь освящён был 7 октября того же 1851 года.

За неимением старых описей и других каких-либо документов трудно воспроизвести внешний и внутренний вид прежних деревянных церквей Успенского прихода, равно как и устройство прежних иконостасов в каменной церкви. Но, по свидетельству памятной книги, Успенская церковь в 20-х годах нынешнего столетия "не только не имела ни в чём недостатка, но и отличалась от прочих церквей изящным иконостасом (главного - Успенского храма) с шестью местными (ныне существующими) иконами под кованными серебряными ризами (жертвованы Долгошеиным), напрестольными крестами, сосудами и прочей утварью под золотом", и в ней было серебра 4 пуда 3 фун. 45 золотников, золота 20 3/4 золотников и жемчуга 66 3/4 золотников. Таким богатством и благолепием своим за прежние годы Успенская церковь обязана усердию некоторых прихожан, из которых, вслед за храмоздателями: священниками Ксенофонтом Кузминым и Иваном Исаковым и полковником Иваном Баршем, достойны вечной памяти: чиновник Александр Зубков и купцы Николай Митрополов и Андрей Долгошеин, употребивший на благоустройство Успенской церкви в начале нынешнего столетия до 20663 руб. 70 коп. ассигнациями. В позднейшее время много содействовал благолепию Успенской церкви вышеупомянутый Владимир Ильич Грибанов, а в последнее время эти заботы взяло на себя церковно-приходское попечительство и особенно нынешний церковный староста купец А.М. Починков, за три года своего служения успевший заново окрасить церковь внутри и снаружи, переливший два разбитых колокола и пожертвовавший три новых в 15 пуд. 3 фунта, устроивший прекрасный клирос, отремонтировавший причтовые дома, устроивший для церкви и причта три новые службы, употребивши из своих средств на всё это свыше 3000 руб. серебром (к 1 января 1894 года) и имеющий намерение возобновить церковную ограду. Благодаря этим жертвователям, Успенская церковь в настоящем своём виде может считаться вполне благоустроенной и, надо думать, долго не будет нуждаться в ремонте.

Важнейшей святыней Успенской церкви является храмовая икона Успения Пресвятой Богородицы, украшенная богатой сребропозлащённой ризой и почитаемая за чудотворную по следующему дивному случаю, бывшему в 1631 году. Один ярославский крестьянин, пробравшись ночью через окно в Успенскую церковь, выбросил за окно Евангелие, крест и другие вещи и хотел тем же путем выйти из церкви никем незамеченный, но удержан был какой-то невидимой силой на обоконье церковном. Тогдашний священник Ксенофонт Кузмин, пришедши к утрени и увидев святотатца, поспешил донести об этом воеводе князю Черкасскому. Последний прислал воинов взять хищника, но при всех усилиях они не могли оторвать его от обоконья. В присутствии князя, при многочисленном стечении народа совершено было молебствие, и преступник сам собой отстал от обоконья. Это событие современники приписали заступлению и помощи Божией Матери, имени которой посвящён храм, и потому храмовую икону Её успения стали считать чудотворной, каковой она и почитается и доселе, привлекая к себе многочисленных богомольцев, особенно в день храмового праздника 15 августа.

При церкви в одной связи с ней находится каменная трёхъярусная колокольня, снабжённая, благодаря усердию церковного старосты А. М. Починкова, вполне достаточным звоном. Постройка её начата была 30 июня 1752 года при священниках Савве Григорьеве и Стефане Петрове, по благословенной грамотк архиепископа Варсонофия от 3 июня того же года. При паперти с северной стороны приделана каменная сторожка. Крыша на церкви и колокольне железная и окрашена зелёной масляной краской. На вершинах церкви и колокольни водружено по одному железному прорезному кресту. Церковь и колокольня обнесены каменной оградой, первоначально устроенной на средства купца Митрополова, причём решётка была деревянная, но в 1878 году, при поправке этой ограды, деревянные решётки заменены железными на средства купца А. Корельского.

При церкви с 1878 года существует церковно-приходское попечительство, которое заботится о благолепии храма, приобрело полный прибор прекрасных сребропозлащенных сосудов, поддерживает причтовые квартиры и содержит церковно-приходскую школу, открытую в 1888 году и помещающуюся во флигеле причтового дома.

Для причта имеются одноэтажный деревянный о пяти окнах на лицевую сторону дом и при нём флигель со службами. Первый устроен в 1859 году и прекрасно внутри отремонтирован в 1893 году на средства церковного старосты А. М. Починкова и о. Иоанна Кронштадтского, пожертвовавшего на этот предмет 100 рублей. В нём находится вполне поместительная квартира для настоятеля. Второй устроен в 1860 году и предназначался для диакона и псаломщика; за неимением же диакона в предназначенных для него комнатах помещается церковно-приходская школа с квартирой для учительницы, существующая с 30 января 1888 г. на средства Попечительства, из сумм которого выдаётся жалованье учительнице 180 р. в год и на наём прислуги 18 р. в год. Учительницей состоит кончившая курс в епархиальном женском училище девица Александра Вячеславовна Титова. Учащихся к 1 января 1894 г. 15 мальчиков и 13 девочек.

Содержание причта, состоящего по штату из священника и псаломщика, слагается из % с причтового капитала в 3500 рублей (к 1 января 1894 г.) и доходов за требоисправление в количестве 600 рублей в год и должно быть названо скудным. Между тем в прежние времена Успенский приход считался одним из богатых в гор. Архангельске, так что в нём, как увидим ниже, с 1722 по 1773 г. было два священника, с 1773 г. по 1806 г. то по одному, то по два, с 1807 г. по одному - с диаконом и причетником.

Причтовый капитал образовался из пожертвований от разных лиц, из которых наиболее крупными жертвователями нужно назвать архангельского купца Андрея Долгошеина, устюжского купца Василия Кострова, потомственную почётную гражданку Павлу Михайловну Шингареву и др. Церковного капитала, образовавшегося также из пожертвований и заключающегося в разных процентных бумагах, к 1 января 1894 года состояло 3000 рублей. Прихожан к 1 января 1894 г. состояло около 300 душ обоего пола.

[Список священнослужителей]

Источник

Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 1 - Архангельск, 1894. - С. 49-55.