Филаретова пустынь
РФ: ур. Филаретова пустынь, на границе Вологодской и Тверской областей
Македонская Н.М. Из книги «Упразднённые монастыри и пустыни, существовавшие на территории Вологодской области (краткий справочник)».
Часть 2. Упразднённые монастыри и пустыни, информации о которых в трехтомнике Зверинского В.В. нет.
На территории Устюженского района Вологодской области
25. Филаретова Введенская мужская пустынь
С 1906 года - православная женская община «Филаретова пустынь»
Местоположение
Филаретова пустынь находилась в двух верстах юго-восточнее озера Пустынского (на старых картах озеро называется Пустым) у самого истока реки Шарицы. В настоящее время на месте пустыни поклонный крест и часовня в урочище Филаретова Пустынь у границы Вологодской и Тверской областей.
В «Церковно-историческом атласе Вологодской области»1 - лист карты № 111 шифр 12-22. На карте Стрельбицкого река Шарица - на листе № 56.
Преподобный Филарет2
По преданию в пустыни в начале 17 -го века подвизался местно чтимый святой - преподобный Филарет. В настоящее время память Филарета Устюженского3 празднуется 14 декабря и в день Собора Новгородских Святых.
Неизвестно, в каком монастыре постригся в великую схиму4 иеромонах Филарет. Яковцевский Г. Д. в своей статье5 о преподобномучение Евфросине Синозерском писал: «Есть предание, что преподобный Гурий Шалоцкий первоначально вместе подвизался с преподобным Евфросином, хотя в житии старца Евфросина на сие нет указания, но слова вышеуказанной грамоты, по-видимому, говорят за предание». В царской грамоте, на которую ссылается Яковцевский Г. Д., было написано: «Поселились в ту пустыню у Синичья озера старцы Гурий да Евфросин». В статье Яковцевского 1894 года не упоминается имя старца Филарета.
Позже в книге Г.Д. Яковцевского о преподобном Евфросине6 появляется имя преподобного Филарета: «Предание указывает имена первоначальных сподвижников преподобного Евфросина в Старой пустыни; ими были - другие известные пустыннолюбцы наших Устюжнских краёв - преподобный Гурий Шалочский и преподобный Филарет Устюжнский». Теперь Яковцевский ссылается только на предание, потому что документального подтверждения нет, грамота - прежняя, с именами двух старцев Евфросина и Гурия. В документе (грамоте) нет имени Филарета. Конечно, верить надо грамоте, а не преданию.
Откуда же пришел Филарет к месту духовного подвига? Что о нем известно? Имени Филарета Устюженского нет в дореволюционных справочниках о святых, но в Устюженском музее есть старинная икона святого. В 1911 году икону преподобного Филарета скопировал для православной женской общины «Филаретова Пустынь» устюженский художник Коровяков Павел Алексеевич7. Иконы пишутся по определенным правилам8, если на иконе святого кроме его самого изображено ещё что-то, то это что-то имеет отношение именно к этому угоднику Божию. О чем же «говорит» икона преподобного Филарета?
1. Облачение святого на иконе (кукуль9 и аналав10) - это облачение монаха, принявшего великую схиму. Великую схиму обычно принимали престарелые или тяжелобольные монахи. При постриге в великую схиму монах даёт обет полного отречения от мира, имя монаха снова меняется на другое имя11. Преподобный Филарет - схимонах. Любой схимник пребывает в уединении и безмолвии, то есть других людей в пустыни Филарета не было и быть не должно. Он пришел в верховья Шарицы один, жил один в своём скиту, молился в одиночестве, для бесед и совместных молитв никогда и никуда не отлучался, свидетелей его кончины тоже не было.
2. На иконе преподобного Филарета имеется клеймо12 с изображением «Введения во храм Пресвятой Богородицы». Монахи - устроители пустыней церковь или часовню в пустыни освящали иногда так же, как была освящена церковь в покинутом ими монастыре. Церкви13 в Филаретовой пустыни не было вовсе. Первую церковь построили в 1896 году и освятили в честь иконы Божией Матери «Тихвинская»14. Но в клейме изображена не икона Божией Матери «Тихвинская», там - «Введение во храм Пресвятой Богородицы». Клеймо указывает на то, что часовня в Филаретовой пустыни была освящена в честь праздника «Введение во храм Пресвятой Богородицы».
3. Часовни в типичном виде15 на иконе нет. На иконе преподобного возле сруба над истоком Шарицы изображен крест-голубец16. Старому или больному человеку легче поставить поклонный крест, чем срубить часовню. В скиту преподобного Филарета этот крест с укрепленной на нём иконкой «Введение во храм Пресвятой Богородицы» заменял часовенку-избушку.
Неизвестно, из какого монастыря пришёл к истоку Шарицы схимник. Ближайшие обители к месту поселения: Спасо-Ренская17 мужская пустынь при впадении Званы в Реню, Успенская Ламская мужская пустынь при впадении Лами в Мологу и Николо-Моденский18 мужской монастырь. Спасо-Ренская пустынь была приписана к Антониеву Краснохолмскому Николаевскому19 мужскому монастырю, расположенному при впадении Неледины в Могочу20. В сорока верстах от Краснохолмского находился Введенский Бежецкий мужской монастырь. Возможно, Филарет пришёл на реку Шарицу из Введенского Бежецкого монастыря21.
Пустынь (скит)
Постригшись в схиму и получив благословение на отшельничество, чернец Филарет пошел на север. Принятие великой схимы подразумевает безмолвие и непрестанную молитву. Чем севернее, тем больше безлюдных мест, где никто не помешает духовному очищению монаха - отшельника.
По Шарице, на берегах которой в низовьях располагались многочисленные починки22, старец дошёл до необитаемых заболоченных верховий23 реки. Филарет поселился у истока Шарицы и умер для мира, как положено схимнику.
Речка Шарица, относилась к владениям Московского Симонова монастыря. Около 1610 года населенные пункты по речке Шарице разорены поляко-литовцами. В Писцовой книге станов и волостей Угличского уезда 1628 года24 в Велетовском стане на реке Шарице на месте починков записаны пустоши Симонова монастыря25. Филаретова пустыня в писцовой книге не упоминается. Старца Филарета в это время уже не было в живых.
Филаретов скит существовал только при жизни26 основателя, но местные жители не забыли пустынника Филарета и почитали его. В память о нём древняя часовня в деревне Пореево27, ближайшей к Филаретовой пустыни, была освяшена в честь праздника «Введение во храм Пресвятой Богородицы». В 1896 году над могилой святого старца крестьянин Кириак Федотович Серебрянников на собранные пожертвования построил деревянную церковь. В храме хранились вериги схимонаха Филарета, найденные при строительстве, мощи святого покоились в церкви под спудом.
Женская православная община28
В 1906 году Святейшим Синодом в Моденско-Плотичьевской волости Устюжнского уезда при Тихвинской церкви учреждена Православная женская община «Филаретова пустынь»29. Землю для неё пожертвовал помещик Григорий Константинович Константинов. Кириак Серебрянников подарил участок дровяного леса в Весьегонском уезде. В течение нескольких лет Кириак строил жильё и различные хозяйственные постройки на территории общины. В 1906 году деревянный двухэтажный дом для 25-и сестер не был заселён, во втором доме для 20-и человек проживали только 7 сестёр. Сам Кириак30 обитал в отдельной избушке.
В первое время существования Филаретовой общины Тихвинская церковь была приписной к Преображенской Моденской. Перед революцией 1917-го года Тихвинская церковь - самостоятельная приходская в православной женской общине. Приход состоял из двух населенных пунктов Устюжнского уезда (Филаретова Пустынь и деревня Мартыново) и деревни Пореево Весьегонского уезда.
Закрытие общины
В 1918 году вышел декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви»31. Теперь «все имущества церквей и религиозных обществ объявляются народным достоянием. Здания и предметы, предназначенные для богослужебных целей, отдаются по особым постановлениям местной или центральной властью в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ». Филаретова православная женская община была закрыта. В 1919 году всё имущество «Филаретовой Пустыни» национализировано. Тихвинская церковь по договору передана вновь зарегистрированной общине верующих. В советское время церковь и все строения разрушены.
Примечания
1 Церковно-исторический атлас Вологодской области /автор-составитель Македонская Н.М. / Вологодское Православное Духовное училище. - Вологда: Древности Севера, 2007.
2 Аничков И. В. Обзор помещичьих усадеб Новгородской губернии. - Новгород, 1916 (С. 64).
3 Верюжский Иоанн. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии… - Вологда, 2009 (С. 715).
4 Великая схима - высшая степень монашества.
5 Новгородские епархиальные ведомости за 1894 год № 18 (С. 878).
6 Яковцевский Григорий. Исторические сведения о Синозерской пустыни Устюжнского уезда Новгородской губернии и её основателе преподобномученике Евфросине Новгородском, чудотворце. - Новгород, 1912 (С. 10).
7 Конкина Л. В. Художники Коровяковы. // Устюжна. Краеведческий альманах. Выпуск 5. - Вологда, 2002.
8 Существуют специальные руководства для иконописцев - иконописные подлинники. Они делятся на лицевые (прориси икон) и толковые (описания деталей иконы).
9 Кукуль или куколь - головной убор в виде остроконечного капюшона чёрного цвета.
10 Аналав - четырехугольный плат на груди, украшенный схимническими крестами.
11 Существует 3 степени православного монашества: рясофор, малая схима, великая схима. Первая замена имени происходит при пострижении в малую схиму, когда мирское меняется на монашеское. При пострижении в рясофор (подготовка к монашеству) перемена имени возможна, но не обязательна.
12 КлЕймо - прямоугольник, расположенный на иконе сбоку, сверху или снизу от основной части. То, что изображено в клейме, имеет отношение к жизни святого.
13 За Симоновым монастырем в 1628 году записаны три церкви в Велетовском стане: Богоявленская и Петропавловская в селе Весь Егонском и Николаевская на погосте на Игнатовском озере. Никаких других церквей переписчики не обнаружили.
14 Может быть, церковь освятили Тихвинской потому, что местные жители издавна почитали Тихвинскую икону. Земли по Шарице принадлежали Московскому Симонову монастырю, Тихвинская икона была святыней Симонова монастыря. Ближайшая чудотворная икона тоже была Тихвинская. Она находилась в женском Афанасьевском монастыре, расположенном ниже по течению Мологи в 60 - верстах от Весьегонска, от Весьегонска до деревень на Шарице вёрст 30-35.
15 Домик с дверями на западной стороне и крестом на крыше.
16 Крест-голубец имеет крышу из двух дощечек. Часовня-голубец - столбик с укреплённой иконой и крышей из двух дощечек.
17 Спасо-Ренская мужская пустынь основана в середине 15 века (по преданию преподобным Зосимой Соловецким).
18 Николо-Моденский мужской монастырь находился при впадении реки Моденки в Мологу справа. Единственный из ближайших монастырей, расположенный севернее Филаретовой пустыни.
19 Антониев Краснохолмский Николаевский мужской монастырь основан в 1461 году иеромонахом Антонием. Находился верстах в семидесяти от приписной Спасо-Ренской пустыни.
20 Могоча - правый приток Мологи.
21 Введенский Бежецкий мужской монастырь основан преподобным Нектарием Бежецким в середине 15 века. Введенский монастырь в Тихвине был женским.
22 Починок - новое сельское поселение, починки разрастались и превращались в деревни или запустевали, образовывая пустоши.
23 Верховье реки - верхняя часть реки и местность, прилегающая к ней.
24 Пугач И. В. Писцовая книга станов и волостей Устюжны Железопольской 1628-1630 годов. // Устюжна. Краеведческий альманах. 3 выпуск. - Вологда, 1995.
25 Березовец, Гогино, Лешучиха, Лжичный, Нахаиково, Пореев Старый, Пореев Новый, Свистуново, Чуженино…
26 Нет документов, доказывающих, что после смерти схимника в этом месте существовала пустынь.
27 Ларин Геннадий. Весьегония. Словарь-справочник. - М., 2010.
28 Прибавления к церковным ведомостям за 1906 год (С. 2745-2746).
29 Обители нового типа - православные женские общины стали появляться после монастырской реформы 1764 года. Женщины, вступившие в православные общины, не принимали монашеский обет, но соблюдали монастырский устав. Управляли такими общинами монахини или рясофорные послушницы.
30 Кириак Серебрянников поселился на святом месте у истока Шарицы задолго до строительства Тихвинской церкви. После обустройства Филаретовой пустыни крестьянин Кириак Серебрянников перебрался на реку Косинку и построил Крестовоздвиженскую церковь на месте древней Шамуриной пустыни.
31 Цыпин Владислав. История Русской Православной Церкви. 1917-1990 годы. - М., 1994 (С. 29).
Дополнительные материалы
Македонская Н. М. Филаретова пустынь.
Дата последнего обновления: 26.09.2024