Смотрите также
Македонская Н. М. Филаретова пустынь.
Местоположение
Филаретова мужская пустынь, с 1906 года – православная женская община «Филаретова пустынь», находилась в Устюжнском уезде южнее озера Пустынское вблизи истока реки Шарица. В настоящее время – урочище Филаретова пустынь находится на границе Вологодской и Тверской областей.
Фрагмент листа 111 из 2-го тома «Церковно-исторического атласа Вологодской области»
Шифр 12-22 – Филаретова пустынь.
Древняя Филаретова мужская пустынь
По преданию в этом месте в конце 16–го века подвизался местно чтимый святой преподобный Филарет. Обитель, основанная старцем-отшельником, упразднилась задолго до реформы 1764 года. Но местные жители почитали пустынника и в начале 20-го века.
Память Филарета Устюженского празднуется в день Собора Новгородских Святых.
Тихвинская приписная церковь. 19 век.
В 1896 году на средства крестьянина Кириака Федотовича Серебрянникова над могилой преподобного Филарета построена деревянная церковь в честь иконы Божией Матери «Тихвинская». Святыни Тихвинской церкви - мощи и вериги схимонаха Филарета. Богослужения в Тихвинской церкви совершались священником Моденской приходской церкви.
Возникновение православной женской общины
В 1906 году Святейшим Синодом на месте древней Филаретовой пустыни в Моденско-Плотичьевской волости Устюжнского уезда учреждена православная женская община. Помещик Григорий Константинович Константинов пожертвовал общине 352 десятины приобретенной им земли вместе с хозяйственными постройками на ней. Крестьянин Кириак Серебряников подарил 218 десятин дровяного леса в Весьегонском уезде.
Обители нового типа - православные женские общины стали появляться после монастырской реформы 1764 года. Женщины, вступавшие в православные общины, не принимали монашеский обет, но соблюдали монастырский устав. Управляли такими общинами монахини или рясофорные послушницы.
Женская православная община «Филаретова пустынь». 20-ый век.
В первый год существования общины на её территории стояла деревянная Тихвинская церковь, приписная к Преображенской Моденской. Колокольни не было, звонница находилась над воротами в ограде.
Новый деревянный двухэтажный дом для проживания 25-и сестер не был заселен. В старом деревянном двухэтажном доме, рассчитанном на проживание 20-и человек, жили 7 сестер. Также на территории общины располагались различные хозяйственные постройки и рабочая изба.
Все здания построены стараниями Кириака Серебрянникова, сам он обитал в отдельной избушке.
В 1911 году Тихвинская церковь – самостоятельная приходская. Приход состоял из двух населенных пунктов Устюжнского уезда (в Филаретовой Пустыни проживали 8 человек, в деревне Мартыново - 480 человек) и деревни Пореево Весьегонского уезда.
Приписные часовни находились в деревнях Мартыново и Пореево. Ежегодно 26 июня в день празднования иконы Божией Матери «Тихвинская» на территории общины в Филаретовой Пустыни проводился торжок.
Община верующих при Тихвинской церкви
В 1918 году православная женская община закрыта. В 1919 году всё имущество Филаретовой пустыни национализировано. Тихвинская церковь теперь принадлежала государству и по договору передавалась вновь зарегистрированной общине верующих.
В 1922 году из церкви изымаются все ценности.
В 1936 году осквернили святыню Тихвинской церкви: вскрыли раку с мощами преподобного Филарета.
В 1938 году комиссия города Устюжны обследовала церковь, состояние храма признано неудовлетворительным, предписано в короткие сроки сделать ремонт, что было невыполнимо для прихожан.
7 июня 1939 года Тихвинская церковь закрыта.
В настоящее время часовни и церковь не существуют. Дорога к месту бывшей пустыни непроезжая.
Крестиком обозначено место бывшей общины «Филаретова пустынь» на карте, составленной по материалам съёмки 1963 года.
Примечания
1. Усадьба Григория Семеновича Константинова находилась в деревне Шуклино Чирецкой волости Устюжнского уезда, там на его средства в 1900 году построена деревянная Иоанно-Предтеченская церковь.
2. Крестьянин Кириак Серебряников после устройства Филаретовой пустыни занялся строительством деревянной церкви в дремучем лесу на реке Косинке (в Церковно-историческом атласе Вологодской волости шифр 4-22), на земле Сергея Николаевича Полежаева. Церковь освятили в честь Воздвижения Креста Господня в 1910 году.
3. Рака – гробница, где хранятся мощи святого.
Источники
1. Клировые ведомости церквей Устюженского уезда.
2. Аничков И.В. Обзор помещичьих усадеб Новгородской губернии. 1916 год.
3. Верюжский Иоанн. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии,… - Вологда, 2009. Репринтное издание.
4. Кедров Н.Г. Власть и верующие Устюженского района в 1930–ых годах. // Устюжна. Краеведческий альманах. 5 выпуск. – Вологда, 2002.
5. Кедров Н.Г. Государство и церковная община в 1920-30 годы: эволюция взаимоотношений в Устюженском районе. // Устюжна. Краеведческий альманах. 6 выпуск. – Вологда, 2008.
5. Новгородские епархиальные ведомости за 1910 год.
6. Прибавления к церковным ведомостям за 1906 год. С. 2746.
7. Список населенных пунктов Новгородской губернии. Выпуск 8. Устюжнский уезд. – Новгород, 1911.