Православные приходы и
монастыри Севера

Ратонаволоцкий приход

Ратонаволоцкий приход1 состоит из 15 деревень; из них шесть находятся на правом бер[егу] р. Емцы и одна - на левом, а остальные по р. Ваймуге и на полуострове, образуемом означенными реками. Жителей к 1 янв. 1894 г. было 501 м.п. и 597 ж.п. Приходские храмы находятся в дер. Ивачевской на правом берегу р. Ваймуги, в 171 версте от г. Архангельска, в 100 - от г. Холмогор, в 5-ти от Емецкой церкви и в 8 - от Меландовской. Время образования прихода достоверно неизвестно; но возможно предполагать, что до 1691 г. ратонаволоцкие жители, подобно жителям Зачаческого прихода, были прихожанами Никольской церкви монастырского (Антонииево-Сийского) села Шарапова на Емецком остроге, сгоревшей в авг. 1686 г. и более на прежнем месте не восстановляемой, хотя Сийский игумен с братией ходатайствовали об этом пред архиеп[ископом] Афанасием2. Новая Никольская церковь для ратонаволоцких крестьян была устроена, по грамоте того же архиепископа, в 1691 г. уже на новом месте нахождения нынешних храмов и существовала до 1725 г., когда она также сгорела. Вместо сгоревшей, по благословению архиеп[ископа] Варнавы, устроена в 1727 г. опять новая церковь во имя Николая Чудотворца, существующая до настоящего времени. Во время устроения этого храма прихожане не оставались без богослужения, так как у них был другой храм во имя св. первоверховных апостолов Петра и Павла, устроенный по благословению того же арх[иепископа] Варнавы, в 1722 г. и также существующий до настоящего времени. Кроме этих двух деревянных есть ещё каменный во имя Николая Чудотворца, устроенный в 1874/78 г.г.

Таким образом в приходе в настоящее время три церкви: 1) деревянная Петропавловская, устроенная по грам[оте] архиеп[ископа] Варнавы от 14 марта 1720 г. и освящённая 5 июня 1722 г., 2) деревянная же Никольская, устроенная по грам[оте] того же архиеп[ископа] от 1726 г. и освящённая 24 окт. 1727 г. и 3) каменная Никольская, устроенная в 1874/78 г.г. Первые две устроены иждивением прихожан и по ходатайству братии Сийского монастыря, так как настоящий приход был в то время монастырской вотчиной Емецкой трети Ратонаволоцкой волости, каковой вотчиной он был, вероятно, до 1764 г., когда обращён был в самостоятельный приход. Каменная Никольская устроена на средства купцов - с[анкт]-петербургского Николая Соболева и рыбинского Ивана Мыркина (бывших прихожан, ныне уже покойных). Деревянные церкви обе шатровые, снаружи обшиты тёсом и окрашены, внутри оштукатурены и во всех частях прочны.

Утварью, ризницей и богослужебными книгами все церкви снабжены в достаточной мере. В архиве церковном имеются грамоты: архиепископов Афанасия от 7 апр. 1687 г. (о сгорении Никольской церкви в с. Шарапове), Варнавы от 14 марта 1720 г., 1726 г. (о построении церквей Петропавловской и Никольской), от 1724 г. и 1729 г. и др. Церковный капитал заключается в билете на 1000 р., пожертвованном в 1883 г. строителем каменной ц[еркви] Ив. Мыркиным на ремонт (процентными деньгами) храма, в 8 сериях по 50 р. и в одном билете на 100 р., пожертвованном в 1891 г. крестьянином Василием Корельским.

Церковно-приходское попечительство существует с 1890 г., школа грамоты с 1888 г. и помещается в трапезе каменной Никольской церкви. Учащихся к 1 янв. 1894 г. было 27 челов. об[оего] п[ола]; обучение ведут члены местного причта безмездно. Причт, бывший до 1865 г., когда образовался Тегорский приход, двухклирным, а ныне состоящий из священника и диакона на псаломщической вакансии, имеет 13 десят. 1970 саж. земли, капитал в 50 р. (серия, пожертвованная Мыркиным), жалованья 180 р. (140 р. свящ. и 40 р. псаломщ.) и до 200 р. дохода. Священнический дом общественный устроен в 1846 г.; псаломщический, устроенный в 1873 г. и просфирнический - в 1830 г., церковные.

[Причт]


Извлечено свящ. Смирновым из описания бывш[его] приходского свящ. Плат[она] Ключарева и из клировой ведомости за 1893 г.

Примечания

1 Название этого прихода, по преданию, произошло от лесной местности (наволок), где в смутное время стрельцы и емчане сражались (ратовали) с поляками и литовцами, которые, узнав об устройстве Емецкой крепости, поднялись на 3 версты выше по р. Емцу в надежде найти здесь беспрепятственную переправу через реку и путь к Холмогорам, но были отражены стрельцами и емчанами, засевшими в лесу.

2 Подлинная грамота арх[иепископа] Афанасия от 7 апр. 1687 г.

Источник

Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 1 - Архангельск, 1894. - С. 361-363.