Православные приходы и
монастыри Севера

Македонская Н. М. Симоноволомская Крестовоздвиженская мужская пустынь.

Описание Зверинского В.В. № 735

«Воломская - Симонова-Воздвиженская, мужская пустынь, ныне погост Симоноволомская пустынь или Крестовоздвиженский, Вологодской губернии Устюжского уезда, в 75 верстах к юго-западу от Устюга в глухих воломских лесах верховьев реки Кичменьги, близ границы Никольского уезда. Основана в первой четверти 17-го столетия иноком Симоном, бывшим земледельцем Иосифова Волоколамского монастыря и убитым крестьянами в 1641 году 12 июля, в каковый день чтится его память. В 1764 году обращена в приход».

Уточнения и дополнения к описанию

Местоположение

Симоноволомская пустынь находилась на правом берегу реки Кичменьга, ныне - бнп Погост Стрелинского поселения Великоустюгского района.

В «Церковно-историческом атласе Вологодской области» место Симоновой Воломской пустыни показано на листе карты № 37, шифр 18 - 5.

Основатель пустыни – преподобномученик Симон Воломский, Устюжский

Родился в вотчине Волоколамского Иосифова монастыря 18 сентября 1586 года в семье монастырского крестьянина Михаила, мирское имя – Симеон.

В юности Симеон ушёл в Москву, где научился портновскому делу. Шумная неспокойная Москва утомляла, Симеон направился к Белому морю.

Три года прожил Симеон в Соловецком монастыре, работал в швейной мастерской, научился грамоте и церковному пению. Но и Соловецкий монастырь был для него слишком многолюдным. Симеон ушел на Пинегу, на Черную гору, где постригся в монашество в Богородицком монастыре. Монастырь этот был малонаселенным, но Симону хотелось совершенного уединения и безмолвия. Получив благословение настоятеля, Симон посетил много глухих безлюдных мест. Наконец, в 1613 году он поселился в Волмах на Кичменьге, и 5 лет прожил отшельником.

Постепенно собрались единомышленники и решили устроить пустынь.

Симон пошел в Москву, вернулся с грамотой царя Михаила Федоровича, по которой земля в радиусе 10 верст от кельи, принадлежала Симоновой пустыни. В 1620 году он стал настоятелем новой пустыни.

Симон Воломский служил примером для братии, был трудолюбив и кроток. Однако жители окрестных деревень, боясь лишиться своих земель, ненавидели его.

Первая деревянная церковь была сожжена. Монахи поставили новую церковь. Злодеи-крестьяне не унимались, 20 лет они пакостили игумену и братии, но не смогли вынудить монахов уйти из этих мест. 12 июля 1641 года старец Симон был убит братьями Толстиковыми из деревни Овсянниково. Канонизирован Симон Воломский к всецерковному празднованию, день памяти – 25 июля.

Симоноволомская пустынь

Пустынь после смерти преподобномученика не опустела, наоборот она стала известной благодаря чудесам, совершавшимся у гроба святого. Появилось много паломников.

В 1760 году вместо деревянных Крестовоздвиженской и Воскресенской церквей на средства неизвестного благотворителя построена каменная Крестовоздвиженская церковь, в ней под спудом покоились мощи преподобномученика Симона Воломского.

Освящена каменная церковь в 1761 году: главный престол - Воздвижения Креста Господня, придельный – в честь иконы Божией Матери «Казанская».

В 1764 году Симоноволомская пустынь Устюжско-Тотемской епархии упразднена и обращена в приходскую Крестовоздвиженскую Симоноволомскую церковь.

Симоноволомский приход

Симоноволомский приход Вологодской епархии составили деревни Страдной волости Устюжского уезда.

В 1916 году в Крестовоздвиженской церкви служил Попов Василий Александрович 1864 года рождения, выпускник Вологодской духовной семинарии 1886 года. Диаконом состоял Попов Василий Николаевич 1871 года рождения, окончивший в 1892 году 3 класса Вологодской духовной семинарии. Псаломщицкие обязанности исполнял Елфимов Николай Зосимович, родом из крестьян, в 1905 году он окончил школу псаломщиков в Архангельске.

В приходе проживали 1360 православных, из них 18 человек из духовного сословия, 43 - военных, 8 - разночинцев и 1291 крестьянин.

949 человек проживали в селе Погост и в деревнях, расположенных поблизости на берегах Кичменьги (Мокеиха, Покровка, Мартыниха, Зимняк, Корелка, Малый Посёлок).

В деревне Дор, расположенной южнее от куста приречных деревень, числились 143 человека.

В дальних деревнях (Золотарь, Плоская, Москвин Починок, Половина), расположенных в 8-14 верстах к северу от Погоста, проживали 268 человек.

Часовен в приходе не было.

После революции 1917 года

В советское время церковь закрыта. В настоящее время 25 июля верующие приходят к полуразрушенной церкви, чтобы почтить память святого. В Полдарсе, куда переселились Воломские жители, построена церковь, освященная во имя преподобномученика Симона Воломского.

Деревни Симоноволомского прихода, ближайшие к церкви, и деревня Дор


Деревни Симоноволомского прихода

Отдаленные деревни Симоноволоцкого прихода


Отдаленные деревни Симоноволоцкого прихода

Деревня Половина находилась на половине расстояния от Погоста до волостного центра.


Источники

1. ГАВО. Клировые ведомости церквей Устюжского уезда.

2. Акты Холмогорской и Устюжской епархии. Часть 1. – СПб, 1890.

3. Акты Холмогорской и Устюжской епархии. Часть 2. – СПб, 1894.

4. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - СПб., 1892.

5. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею церковью и местно чтимых. – Вологда, 1880.

6. Материалы для оценки земель Вологодской губернии. Том 6. - Вологда, 1914.

7. Окладная книга монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года. // Вологодские епархиальные ведомости за 1872 год, №16.

8. Строев Павел. Списки иерархов и настоятелей РПЦ. – СПб, 1877.