Македонская Н. М. Симоноволомская Крестовоздвиженская мужская пустынь.
Описание Зверинского В.В. № 735
«Воломская - Симонова-Воздвиженская, мужская пустынь, ныне погост Симоноволомская пустынь или Крестовоздвиженский, Вологодской губернии Устюжского уезда, в 75 верстах к юго-западу от Устюга в глухих воломских лесах верховьев реки Кичменьги, близ границы Никольского уезда. Основана в первой четверти 17-го столетия иноком Симоном, бывшим земледельцем Иосифова Волоколамского монастыря и убитым крестьянами в 1641 году 12 июля, в каковый день чтится его память. В 1764 году обращена в приход».
Уточнения и дополнения к описанию
Местоположение
Симоноволомская пустынь находилась на правом берегу реки Кичменьга, ныне - бнп Погост Стрелинского поселения Великоустюгского района.
В «Церковно-историческом атласе Вологодской области» место Симоновой Воломской пустыни показано на листе карты № 37, шифр 18 - 5.
Основатель пустыни – преподобномученик Симон Воломский, Устюжский
Родился в вотчине Волоколамского Иосифова монастыря 18 сентября 1586 года в семье монастырского крестьянина Михаила, мирское имя – Симеон.
В юности Симеон ушёл в Москву, где научился портновскому делу. Шумная неспокойная Москва утомляла, Симеон направился к Белому морю.
Три года прожил Симеон в Соловецком монастыре, работал в швейной мастерской, научился грамоте и церковному пению. Но и Соловецкий монастырь был для него слишком многолюдным. Симеон ушел на Пинегу, на Черную гору, где постригся в монашество в Богородицком монастыре. Монастырь этот был малонаселенным, но Симону хотелось совершенного уединения и безмолвия. Получив благословение настоятеля, Симон посетил много глухих безлюдных мест. Наконец, в 1613 году он поселился в Волмах на Кичменьге, и 5 лет прожил отшельником.
Постепенно собрались единомышленники и решили устроить пустынь.
Симон пошел в Москву, вернулся с грамотой царя Михаила Федоровича, по которой земля в радиусе 10 верст от кельи, принадлежала Симоновой пустыни. В 1620 году он стал настоятелем новой пустыни.
Симон Воломский служил примером для братии, был трудолюбив и кроток. Однако жители окрестных деревень, боясь лишиться своих земель, ненавидели его.
Первая деревянная церковь была сожжена. Монахи поставили новую церковь. Злодеи-крестьяне не унимались, 20 лет они пакостили игумену и братии, но не смогли вынудить монахов уйти из этих мест. 12 июля 1641 года старец Симон был убит братьями Толстиковыми из деревни Овсянниково. Канонизирован Симон Воломский к всецерковному празднованию, день памяти – 25 июля.
Симоноволомская пустынь
Пустынь после смерти преподобномученика не опустела, наоборот она стала известной благодаря чудесам, совершавшимся у гроба святого. Появилось много паломников.
В 1760 году вместо деревянных Крестовоздвиженской и Воскресенской церквей на средства неизвестного благотворителя построена каменная Крестовоздвиженская церковь, в ней под спудом покоились мощи преподобномученика Симона Воломского.
Освящена каменная церковь в 1761 году: главный престол - Воздвижения Креста Господня, придельный – в честь иконы Божией Матери «Казанская».
В 1764 году Симоноволомская пустынь Устюжско-Тотемской епархии упразднена и обращена в приходскую Крестовоздвиженскую Симоноволомскую церковь.
Симоноволомский приход
Симоноволомский приход Вологодской епархии составили деревни Страдной волости Устюжского уезда.
В 1916 году в Крестовоздвиженской церкви служил Попов Василий Александрович 1864 года рождения, выпускник Вологодской духовной семинарии 1886 года. Диаконом состоял Попов Василий Николаевич 1871 года рождения, окончивший в 1892 году 3 класса Вологодской духовной семинарии. Псаломщицкие обязанности исполнял Елфимов Николай Зосимович, родом из крестьян, в 1905 году он окончил школу псаломщиков в Архангельске.
В приходе проживали 1360 православных, из них 18 человек из духовного сословия, 43 - военных, 8 - разночинцев и 1291 крестьянин.
949 человек проживали в селе Погост и в деревнях, расположенных поблизости на берегах Кичменьги (Мокеиха, Покровка, Мартыниха, Зимняк, Корелка, Малый Посёлок).
В деревне Дор, расположенной южнее от куста приречных деревень, числились 143 человека.
В дальних деревнях (Золотарь, Плоская, Москвин Починок, Половина), расположенных в 8-14 верстах к северу от Погоста, проживали 268 человек.
Часовен в приходе не было.
После революции 1917 года
В советское время церковь закрыта. В настоящее время 25 июля верующие приходят к полуразрушенной церкви, чтобы почтить память святого. В Полдарсе, куда переселились Воломские жители, построена церковь, освященная во имя преподобномученика Симона Воломского.
Деревни Симоноволомского прихода, ближайшие к церкви, и деревня Дор
Отдаленные деревни Симоноволоцкого прихода
Деревня Половина находилась на половине расстояния от Погоста до волостного центра.
Источники
1. ГАВО. Клировые ведомости церквей Устюжского уезда.
2. Акты Холмогорской и Устюжской епархии. Часть 1. – СПб, 1890.
3. Акты Холмогорской и Устюжской епархии. Часть 2. – СПб, 1894.
4. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - СПб., 1892.
5. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею церковью и местно чтимых. – Вологда, 1880.
6. Материалы для оценки земель Вологодской губернии. Том 6. - Вологда, 1914.
7. Окладная книга монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года. // Вологодские епархиальные ведомости за 1872 год, №16.
8. Строев Павел. Списки иерархов и настоятелей РПЦ. – СПб, 1877.