Смотрите также
Македонская Н. М. Езовая Преображенская мужская пустынь.
Преображенская мужская пустынь, что в Езовых.
В справочнике Зверинского В.В. нет описания Езовой пустыни.
Описание Езовой пустыни Поройкова Н.
«Преображенская пустынь, что в Езовых, или Езовая Преображенская пустынь, мужская. Была в Арбужевской волости Пошехонского уезда, в 70-80 верстах к северо-западу от Пошехонского Адрианова монастыря Ярославской епархии, к которому была приписана со времён императора Петра Великого (1689-1725 г.). Время основания пустыни и основатель её неизвестны. Упразднена 18 марта – 26 июля 1756 года в царствование императрицы Елизаветы Петровны. Место пустыни ныне находится близ Иоанно-Предтеченского Леушинского женского монастыря Череповецкого уезда».
Упоминание о монастыре на Мяксе в «Новгородском сборнике» Богословского Н.Г.
Богословский в описании прихода Досифеевой пустыни пишет: "В состав прихода вошли принадлежавшая монастырю деревня Казаково, что ныне село Досифеева пустыня и принадлежащие Спасскому, что на Мяксе монастырю Ярославской губернии деревни Трои Борки".
В соответствии с информацией Поройкова и Богословского в «Церковно-историческом атласе Вологодской области» значок Езовой пустыни поставлен в Мяксе (лист карты № 113, шифр 61-25), так как церковь Преображения Господня в Арбужевской волости находилась только в одном месте – в селе Спасском (Мяксе).
Уточнение к Церковно-историческому атласу Вологодской области
Был ли в давние времена в Мяксе монастырь?
Село Спасское в Арбужевце в Пошехонье (современная Мякса) принадлежало Новинскому монастырю. В Спасском в 1590 году имелись приходские холодная церковь Преображения Спаса и теплая церковь Рождества Христова, а также подворье Новинского монастыря, где жили откомандированные старцы, контролирующие вотчину. Монастыря самостоятельного или приписного на территории современной Мяксы не было.
Местоположение Преображенской Езовой пустыни
В писцовых книгах Вологодского уезда за 1589 год имеется такая запись. «Да лесу поверсного промеж Южской волости и Мусоры, от Спасской пустыни Нерукотворенного образа до (в тексте написано «да») Преображения Спасова Езовые волости, по смете и по крестьянской сказке в разных местах (в тексте написано «в розных») в длину 10 верст, а поперек 4 версты, а инде больше». Длина и ширина лесного массива указаны здесь приблизительно, что и отмечено в писцовой книге (лес – «поверсный»).
Из этой записи следует, что Преображенскую Езовую пустынь искать нужно в окрестностях реки Мусоры.
И, действительно, на Плане генерального межевания Пошехонского уезда конца 18 века севернее места впадения безымянного ручейка в ручей Коровайский показан земельный участок под названием «Езовая пустынь». Он располагался по левому берегу ручья Коровайский и вдоль дороги, ведущей из деревни Мусора в Романово.
Езовая пустынь на Плане генерального межевания
Езовые волости
В писцовых книгах 1589 года в Южской волости указаны 8 пустых церквей на погостах и одна – действующая. Перечисляются многочисленные безлюдные деревни, дома в деревнях разрушены («хоромы развалились»). Здесь за несколько лет до переписи свирепствовала чума, моровое поветрие. В местности Мусора записана только одна церковь - Воскресенская церковь в сельце Мусора.
Церковь Преображения Господня и деревни с левой стороны речки Мусорки не указаны в писцовой книге Южской волости, так как это была территория езовой волости.
Дворцовые езовые волости - особые государевы рыболовные волости. Езы (частоколы из деревьев) ставились в реку сразу после ледохода, на зиму езы разбирались.
На постройку и ремонт езов требовалось много леса. Всё междуречье Большого Юга и Малого Южка занимали езовые леса. Эта территория относилась к Даргунской езовой волости Белозерского уезда и граничила на северо-востоке с Южской волостью Вологодского уезда. В езовых волостях у митрополитов были свои монастыри и пустыни.
Храм Спаса Всемилостивого Шубацкого езу
Преображенская Езовая пустынь была устроена в конце 15 века.
В 17 веке пустынь пережила польско-литовское разорение и не сразу восстановилась.
В «Росписи церквей Пошехонского уезда, принадлежащих с 1658 по 1676 год Вологодской епархии» под номером 27 записан храм Всемилостивого Спаса Шубацкого езу, тут же имеется примечание: «Той землёй владеет, дань и пошлины платит из Мусоры Никольский поп Федор». Николаевская Мусорская церковь – ближайшая к Езовой пустыни, и не удивительно, что мусорский священник Федор пользовался землёй церкви Шубацкого езу. Не должно смущать другое название церкви на Мусоре. В 16 веке там была Воскресенская церковь. Прихожане в 17 веке построили новую церковь и освятили по-новому. В окладных книгах Вологодского уезда 17 века значится Николаевская церковь в Мусорском стану. В 18 веке в селе Воскресенском, бывшем сельце Мусора, показаны уже две церкви (Николаевская и Воскресенская).
Всемилостивого Спаса – это общее название для всех церквей, освященных в честь Преображения Господня, Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, Спаса Нерукотворного образа. Все эти церкви – Спасские.
Церковь Всемилостивого Спаса Шубацкого езу и церковь Преображения Спасова в Езовой пустыни – это одна и та же церковь Преображения Господня.
Патриаршим указом 1675 года все церкви, указанные в «Росписи», переданы в ведение Ростовской митрополии.
Езовая приписная пустынь
В 1724 году выходит указ об упразднении малых монастырей. Езовую пустынь передают под начало Адрианова Пошехонского монастыря.
От Адрианова монастыря до Езовой пустыни почти 80 верст, по бездорожью не скоро доберёшься. В 18 веке езовая ловля рыбы прекращается, так как езы мешают судоходству. Дальняя труднодоступная бесконтрольная Езовая пустынь без езовой ловли не нужна Адрианову монастырю.
В 1756 году Езовая Преображенская пустынь упразднена.
Место Спасо-Преображенской церкви Езовой пустыни на карте, составленной по материалам съёмки 1957-1958 года
Примечание
Спасская пустыня Нерукотворенного образа в писцовых книгах Вологодского уезда за 1589 год – это Игнатиева Спасо-Ломская пустынь.
Источники
1. Акты, относящиеся до юридического быта Древней России. Изданы археографической комиссией под редакцией Николая Калачова. – СПб., 1864.
2. Барашкова В.С., Дмитриева З.В., Прокофьева Л.С. Писцовая книга езовых дворцовых волостей Белозерского уезда. // Крестьянство севера России в 16 веке. – Вологда, 1984.
3. Богословский Н.Г. Новгородский сборник, выпуск 5. – Новгород, 1865.
4. Краткие сведения о монастырях и церквях Ярославской епархии – Ярославль, 1908.
5. Поройков Н. Исторические сведения о бывших и ныне существующих монастырях, их строителях и основателях в Череповецком уезде Новгородской епархии. // Новгородские епархиальные ведомости за 1895 год.
6. Промышленность Древней Руси. Сочинение Н. Аристова. – СПб., 1866.
7. Суворов Н.И. Роспись церквей и монастырей Пошехонского уезда, принадлежащих с 1658 по 1676 год Вологодской епархии. // Ярославские епархиальные ведомости за 1864 год, № 47.
8. Суворов Н.И. Несколько статистических и топографических сведений о Вологодской епархии от начала 17 века. // Вологодские епархиальные ведомости за 1865 год.
9. Черепнин Л.В. Акты Феодального землевладения и хозяйства XIV-XVI веков. Часть 1. – М., 1951.
10. Черепнин Л.В. Акты Феодального землевладения и хозяйства. Часть 3. – М., 1961.