Смотрите также
Македонская Н. М. Евфросинова Курженская (Куржинская) Троицкая мужская пустынь.
Другое название: Евфросинова Андомская (Андоморецкая) Троицкая мужская пустынь.
Описание Зверинского В.В. № 1707
«Куржанская, мужская пустынь, ныне часовня и памятник иноку Евфросину на острове озера Куржанского, при деревне Курженское озеро, Олонецкой губернии Вытегорского уезда, в 89 верстах к северо-востоку от Вытегры. Существовала в 17 столетии».
Уточнения и дополнения к описанию
Евфросинова пустыня основана в Обонежской пятине на острове Курженского озера. Ныне – островок на озере Куржинском в Вытегорском районе Вологодской области.
Фото Александра Старицына, 2013 год.
В «Церковно-историческом атласе Вологодской области» место Курженской пустыни показано на листе карты № 5, шифр – 18-9.
Основатель пустыни
Пустынь возникла в 17 веке. Название своё Курженская пустынь получила от названия озера. Недалеко от Куржинского озера начинается река Андома. По административно-территориальному делению Курженское озеро относилось к Андомскому погосту. Поэтому второе название пустыни – Андомская (Андоморецкая).
Основатель пустыни – преподобный Евфросин Курженский (Куржеский, Андомский, Каргопольский), пустынник. Евфросин Андомский не канонизирован, почитание его было местным.
В «Книге глаголемой» о нем написано: преподобный Евфросин пустынник Куржеский чудотворец. Преставился в Андогской (это ошибка!) пустыни летом 1652 года.
Зверинский Василий Васильевич в описании Андогской пустыни также упоминает, что здесь покоятся мощи преподобного Ефросина Куржеского.
В «Книге глаголемой» информация взята из книги Александра Ратшина [см. библиографию ниже - ред.]. Но речь там идет о другом Евфросине - блаженном Евфросине, настоятеле Усть-Андогской пустыни на Андозере.
Из-за похожих названий пустыней, отличающихся одной буквой, и одинакового имени настоятелей произошла путаница и стала перемещаться из книги в книгу.
Основатель Андомской пустыни похоронен в своей пустыни на Курженском озере. Память о Курженском отшельнике долго сохранялась в народе.
В середине 19 века над могилой его стоял памятник.
Евфросин, по словам Епифания Виданьского, поселился на Куржинском озере, спасаясь от «никоновой ереси».
Патриарх Никон
В 1652 году 22 июля новгородский митрополит Никон избран на патриарший престол.
Митрополит Макарий в своей книге писал: «Недолго управлял Церковью патриарх Никон: всего 6 лет. Но надобно удивляться, как и 6 лет мог он устоять на высоте своей святительской кафедры. С самого вступления на неё он принялся за исправление церковных книг и обрядов на основании древних греческих и славянских рукописей и вёл дело с такою горячею ревностью и непреклонностию воли. Но истинное значение этого дела, его важность и настоятельную нужду для церкви понимали тогда у нас вполне кроме самого Никона только весьма немногие. Все другие или мало понимали, или вовсе не понимали и покорялись Никону кто лишь из чувства страха пред ним, кто по чувству уважения к церковной власти, в частности – к власти Восточных патриархов и Соборов, принимавших участие в этом деле. Некоторые же тотчас открыто протестовали против предприятия Никонова и говорили, что наши церковные книги, изданные при прежних патриархах, вовсе не требуют исправлений и содержат истинную православную веру, которой спасались наши предки, что Никон не правит, а портит книги, искажает старую веру и вводит новую, что он еретик – враг Божий. И при том грубом невежестве, какое господствовало у нас, при всеобщей слепой привязанности к церковным обрядам, как будто в них заключается самая вера, этот протест нашёл себе тайное сочувствие во всех слоях нашего общества и всюду возбуждал всеобщую неприязнь и ненависть к Никону».
Первые шаги в деле реформирования церковной службы сделаны Никоном в 1653 году. И сразу же выявились противники никоновых новшеств, и главный из них – протопоп Иоанн Неронов.
Никон понял, что ему нужна опора в лице собора – собрания авторитетных церковных правителей. Собор состоялся в 1654 году и поддержал Никона. На нём присутствовал и Вологодский архиепископ Маркелл. Не согласиться с Никоном из 36 человек осмелился только один – епископ Павел Коломенский.
На Московском Соборе 1655 года было принято решение о печатании нового «Служебника». В конце года «Служебник» напечатан.
В 1656 году состоялся Собор, который проклял Ивана Неронова и его единомышленников, как непокоряющихся Церкви. Это было начало раскола в Русской церкви.
С 1656 года некоторые монахи, противники реформы богослужения, стали уходить из больших монастырей в отдаленные малонаселенные места.
Курженская пустынь до 1666 года
Неизвестно, из какого каргопольского монастыря пришел на Курженское озеро основатель Андомской пустыни Евфросин Каргопольский. В 50 верстах от Куржинского озера находилась Кирилло-Челмогорская пустынь, в 100 верстах - Александро - Ошевенский и Каргопольский Спасо-Преображенский монастыри.
Епифаний Виданьский писал о Евфросине: «я у него в пустыни год в одной келье жил, молились вместе, Евфросин очень христолюбив был, любил безмолвие». Епифаний не уточняет, какой год был тогда. Сам Епифаний пришел на Суну к Кириллу Сунарецкому в 1657 году.
О смерти Евфросина сообщил Епифанию Варлаам, пришедший на Суну после кончины Евфросина.
Епифаний в своём писании не сообщает, когда он узнал о смерти друга. Но в 1664 году было ему видение: Евфросин ожил и находится в келье Епифания. Несчастный Епифаний написал об этом спустя много лет, год видения он мог запамятовать. Но есть более точная дата: в 1666 году Епифаний ушел в Москву обличать перемены, и в то время он уже знал о смерти курженского отшельника.
Вывод: Евфросин Курженский основал пустынь не раньше 1656 года и скончался не позже 1666 года. При нём в Курженской пустыни находили приют отдельные несогласные с церковными нововведениями, но многолюдства не было, так как настоящий раскол и настоящая борьба с раскольниками начались после 1666 года.
Курженская пустынь после 1666 года
После патриарха Никона патриарший престол занимали:
Иоасаф Второй (бывший архимандрит Троице-Сергиевой Лавры) - в 1667-1672 году,
Питирим (бывший Новгородский митрополит) - в 1672-1673 году,
Иоаким (бывший Новгородский митрополит) – в 1674-1690 году,
Адриан (бывший архимандрит Чудова монастыря) - в 1690-1700 году.
Курженская пустынь при патриархе Иоасафе Втором
Собор 1666 года постановил новые обряды сделать обязательными. Расколоучителей пригласили на Собор и убеждали покаяться. Упрямцы, не покорившиеся церкви, были отправлены под надзор в монастыри или взяты под стражу. Старообрядческие проповедники протопоп Аввакум, протопоп Лазарь, дьякон Федор и инок Епифаний Виданьский были сосланы в Пустозерский острог. При патриархе Иоасафе Втором репрессии только начинались.
В 1671 году один из руководителей раскола, игумен Досифей, удалился в Курженскую пустынь и избран настоятелем её. И тогда обитель перестала служить приютом для смиренных приверженцев старой веры. Это уже был центр раскола, пристанище старообрядцев - борцов. В монастырьке было постоянное движение: одни сторонники старых обрядов и книг приходили, другие уходили в новые места и там убеждали народ противодействовать нововведениям Никона. Курженцы обратили в раскол многих.
Курженская пустынь при патриархе Питириме
Сергей Зеньковский пишет, что Троицкая церковь в Курженской пустыни сожжена в 1692 году при патриархе Питириме. Во-первых, патриарх Питирим в 1692 году был уже в могиле. Во-вторых, из переписных книг видно, что Троицкая церковь на Курженском озере существовала не только в 1672-1673 годах (время патриаршества Питирима), но и в 1678 году при следующем патриархе была на месте.
При Питириме в Курженскую пустынь на проповеди игумена Досифея приходили толпы людей. Досифей был противником реформирования церкви, но в противостоянии не доходил до фанатизма. Фанатизм старообрядцев – это гари, массовые самосожжения людей. По мнению игумена Досифея, гари не были проявлением религиозной стойкости, самоуничтожение человека – это всегда грех.
Ученик и единомышленник Досифея - инок Евфросин, живший некоторое время в Курженской пустыни, впоследствии написал трактат « Отразительное писание инока Евфросина о новоизобретенном пути самоубийственных смертей». В 1691 году этот текст обсуждался старообрядческим Собором, также осудившим самосожжения.
Старообрядческий Собор был заочный, в Курженскую пустынь его участники не съезжались.
Курженская пустынь при патриархе Иоакиме
Сменивший Питирима патриарх Иоаким с противниками реформ боролся жестко.
В 1676 году подавлено восстание в Соловецком монастыре.
В 1681 году сторонник религиозных самоубийств протопоп Аввакум и соузники его сожжены в Пустозерске.
Подавлен стрелецкий бунт в Москве в 1682 году.
Созванный в этом же году Собор одобрил репрессии против старообрядцев.
Собор постановил упразднить мелкие пустыни, поселить их насельников в большие общежительные подконтрольные монастыри, выселить из монастырьков проживающих там бельцов и прекратить бродяжничество монахов.
Собор 1682 года попросил у царя разрешения возложить розыск раскольников на воевод.
В 1684 году разыскивался курженский чернец Филарет.
В 1685 году вышел закон о запрещении церковного раскола в Русском государстве. Неподчиняющиеся закону наказывались физически, ссылались в дальние края, имущество отбиралось, особо упорствующие в старой вере сжигались, укрыватели и недоносители наказывались битьём кнутом и палками.
Курженская пустынь в качестве гнезда раскола при патриархе Иоакиме доживала последние дни. В 1685 году игумен Досифей ушел на Дон. Андомская пустынь опустела.
В конце 17 века пустыня уже была под началом Муромского монастыря.
Курженская пустынь при патриархе Адриане
Возможно, Троицкая церковь действительно сгорела в 1692 году. Так как пустыня была приписная, состав братии менялся. Бывали моменты, когда никого из монахов не было в пустыни. Беспризорная церковь могла сгореть, но произошло это, конечно, без всякого указа сверху.
В 1692 году в Курженскую пустынь поступил старец Макарий. Он постригся в монашество в этом же году в ближайшем Лобановом Петропавловском монастыре, также приписном к Муромскому монастырю. Этот факт может служить доказательством, что своей церкви в Курженской пустыни в то время не было.
Курженская пустынь в 18 веке
Неизвестно, построили на острове новую церковь после пожара или ограничились часовней.
В клировых ведомостях Спасо-Маткозерской церкви за 1865 год на острове в Куржинском озере записана только приписная часовня.
В 1722 году в Курженской пустыни жили 4 насельника.
Вскоре Куржинская пустынь упразднена совсем.
Пустынь исчезла, раскольники в этих местах остались надолго. Даже в 1854 году в Спасо-Маткозерском приходе в 10 верстах от новой, построенной за государственный счет, Николаевской церкви на реке Андома стояла раскольничья часовня Николая Чудотворца.
Курженский приход в 19 веке
С целью борьбы с расколом в конце 19 века по указу властей из Спасо-Маткозерского прихода выделен самостоятельный Курженский приход.
Деревни нового прихода располагались по речке Хмелевице, Пертручью, в окрестностях Куржинского озера, на реке Андома, на озерах Ладвозеро и Габозеро.
В 1905 году в населенных пунктах Курженского прихода в Андомской волости проживали: село Куржинская Пустынь – 15 человек, деревни Березовец – 32, Габозеро – 20, Ганина – 71, Гурово – 19, Корелы – 87, Кошкина – 110, Курмина – 3, Кузнецово – 63, Кульша – 19, Миронова – 53, Осиновец – 24, Старкова – 27, Пертозеро-93, Петухова Гора – 19, Шлямино – 72 человека.
В 1893 году на средства благотворителей построена деревянная церковь в одной связи с колокольней. Престол освятили во имя Святой Троицы. Ограды вокруг церкви не было, не было в ней нужды: церковь стояла на островке.
В приходе в 1900 году имелись 4 деревянные часовни:
1. святителей Афанасия и Кирилла Александрийских на Ладвозере - старая,
2. Трех Святителей Вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста на Удебном озере - старая,
3. Иконы Божией Матери «Казанская» на Пертозере - старая,
4. Святой Троицы при деревне Куржинская Пустынь (в клировой ведомости написано при деревне, вероятно, имеется в виду та часовня, что стояла на острове).
Куржинский приход в 20-м веке
После 1901 года в деревне Кошкина на Удебном озере вместо часовни построена деревянная трехпрестольная церковь, главный престол освящен во имя преподобного Евфимия Великого, приделы освящены во имя Трех Святителей Вселенских и Архангела Михаила.
В 1916 году в Курженском приходе в Андомской волости Вытегорского уезда были приходская и приписная церкви, старая Казанская часовня на Пертозере и две новые: Николаевская на Габозере и Свято-Духовская в деревне Кузнецово на реке Андома.
Населенные пункты бывшего Курженского прихода на карте, составленной по материалам съёмки 1956 года
Подчеркнуты названия деревень с часовнями. Приходская и приписная церкви отмечены крестиками. Цифры показывают количество жителей в 1905 году.
Западная часть прихода: речка Хмелевица, Пертручей.
Северо-восточная часть прихода: Куржинское озеро, Габозеро.
Юго-восточная часть прихода: Ладвозеро.
В советское время церкви закрыты.
В настоящее церковь на Удебном озере не существует.
Троицкая Куржинская церковь выглядит так.
Фото Александра Старицына. 2013 год.
Примечания
1. Патриарх Никон 12 декабря 1666 года лишен священства, теперь он стал простым монахом и должен был удалиться в Ферапонтов монастырь, чтобы там «в совершенном безмолвии оплакивать свои грехи». Собор 1666 года осудил яркую личность Никона, его тиранство, некоторые распоряжения, но главное дело Никона – реформирование церкви - Собор одобрил. Через 6 лет бывший патриарх писал царю из Ферапонтова: «Теперь я болен, наг и бос. Со всякой нужды келейной и недостатков оцынжал, руки больны, левая не поднимается, на глазах бельма от чада и дыма, из зубов кровь идет смердящая… Ноги пухнут. Никто ко мне не ходит и милостыни просить не у кого». Алексей Михайлович пожалел Никона, с лета 1672 года ему разрешили выходить из кельи, читать книги, принимать посетителей. Перед смертью в 1676 году царь Алексей Михайлович просил прощения у Никона и хотел вернуть ему патриарший сан. Желание отца исполнил царь Федор Алексеевич. Патриарх Иоаким – единомышленник Никона в деле реформирования церкви и, вместе с тем, личный враг Никона - не мог допустить его освобождения. В 1676 году патриарх Иоаким созвал Собор, на котором Никона осудили вторично, теперь - за неисправление. Он переведен в Кирилло-Белозерский монастырь в закоптелую келью, снова Никону разрешено выходить только в церковь, снова к нему никого пускать не велено. В 1681 году царь Федор Алексеевич лично просил патриарха Иоакима о смягчении наказания Никону. Иоаким был непреклонен. В этом же году патриарх Никон тяжело заболел, Федор Алексеевич своей царской властью распорядился привезти его в Никонов Воскресенский монастырь, основанный недалеко от Москвы в 1657 году. Но было уже поздно. В дороге, под Ярославлем, 17 августа 1681 года патриарх Никон скончался.
2. Епископ Павел Коломенский в 1656 году переведен в Новгородский Хутынский монастырь, где был замучен.
3. Странствующий монах Кирилл Сунарецкий три года прожил в Соловецком монастыре, где подружился с Епифанием. Вернулся в родные места на Суну, жил в келье на Виданьском острове. После ухода Епифания основал Троицкую пустынь. В 1684 году, спасаясь от преследования, ушел на Выг. Первый Выгорецкий пустынножитель. Умер в возрасте 82 года.
4. Старообрядческий проповедник и писатель Епифаний Виданьский в 1666 году в Москве схвачен и сослан в Пустозерск. В 1670 году ему отрезали язык и пальцы. Сожжен в 1682 году в Пустозерске.
5. Соловецкий инок Варлаам после ухода Епифания остался у Кирилла на Суне, уморил себя голодом.
6. Служебник – книга с текстами, по которым совершается служба в церкви.
7. В клировой ведомости 1916 года нет упоминания о часовне на острове при Троицкой Куржинской церкви.
Источники
1. ГАВО. Клировые ведомости церквей Вытегорского уезда.
2. Барсов Е.В. Алфавитный указатель монастырей и пустынь, упраздненных и существующих в Олонецкой епархии с их настоятелями. // Памятная книжка Олонецкой губернии на 1868 год. – Петрозаводск, 1867.
3. Зеньковский Сергей. Русское старообрядчество. Репринтное издание. – М., 1995.
4. Зверинский В.В. Монастыри, закрытые до царствования императрицы Екатерины. – СПб.,1897. Описание №1707.
5. Книга глаголемая. Описание о российских святых… - М., 1888.
6. Карташев А.В. Очерки по истории Русской церкви. Том 2. – М., 1992.
7. Макарий (Булгаков) митрополит Московский и Коломенский. История Русской церкви. Книга 7. – издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, М., 1996.
8. Писцовые книги Обонежской пятины 1496 и 1563 годов. – Ленинград, 1930.
9. Преподобный Евфросин Курженский. // ОЕВ за 1903 год.
10. Петров К. Муромский монастырь. // Олонецкий сборник. Выпуск 2. – Петрозаводск, 1886.
11. Ратшин Александр. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях в России. – М., 1852.
12. Робинсон А.Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания. Исследования и тексты. – М., 1963.
13. Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе в 17 веке. – СПб., 1898.
14. Старицын А.Н. Курженская пустынь. // «Вестник церковной истории» за 2009 год.
15. Старицын А.Н. Сопротивление церковным реформам 17 века в монастырях Северо-Запада. // Историко-культурный ландшафт северо-запада – 2. Пятые Шёгреневские чтения. – СПб., 2012.
16. Строев Павел. Списки иерархов и настоятелей монастырей РПЦ. – СПб., 1877.
17. Список населенных мест Олонецкой губернии по сведениям за 1905 год. - Петрозаводск, 1907.