Православные приходы и
монастыри Севера

Македонская Н. М. Лысогорский Пречистенский женский монастырь.

Назывался также Пречистенский на Лысой Горе женский монастырь.

Местоположение

Монастырь находился на песчаном холме на левом высоком берегу реки Кубены вблизи впадения её в Кубенское озеро. Ныне - деревня Чирково Усть-Кубинского района Вологодской области.

Фрагмент карты из «Церковно-исторического атласа Вологодской области». Лысогорский Пречистенский монастырь и Александро-Куштская Успенская пустынь.

Фрагмент листа 70 из 2-го тома «Церковно-исторического атласа Вологодской области».

Шифр 29-21 – Лысогорский Пречистенский монастырь.

Шифр 30-21 – Александро-Куштская Успенская пустынь.


Основание монастыря. Князья Заозерские.

Монастырь основан в 15 веке княгиней Марией Заозерской после гибели её мужа князя Димитрия Заозерского в битве с татарами в 1429 году. У Заозерских были сыновья Федор, Семен, Андрей и дочь Софья. В 1436 году княгиня Мария выдала дочь свою за Дмитрия Шемяку, надеясь, что этот брак защитит её сыновей. А вышло наоборот. Великий князь Василий Васильевич Темный отомстил родственникам Шемяки, в 1447 году он отобрал у Федора и Семена Заозерских все земли. Княгиня Мария заболела и умерла. Осиротевший Андрей решил уйти в Спасо-Каменный монастырь, в 1448 году в 19-летнем возрасте он пострижен в монашество с именем Иасаф, скончался в 1453 году. Димитрий и Мария аозерские канонизированы к местному почитанию, память благоверных празднуется в день Вологодских святых. Преподобный Иоасаф Каменский или Спасокубенский канонизирован к всецерковному почитанию, память празднуется 23 сентября (по старому стилю 10 сентября).

Пречистенский монастырь в 15-16 веке

На Лысой горе стояли монастырские деревянные церкви: холодная церковь Рождества Богородицы и теплая с трапезой Кирилло-Афанасиевская.

Вотчину составляли пустоши Богородское и Братское в Березницкой волости, Верзино в Закушской волости, Игумново Большое в Пустораменской волости, Игумново Меньшое и Чернышево в Грибцовской волости.

Ничего не известно о насельницах Лысогорской обители, также не известно, постриглась в своем монастыре перед кончиной сама княгиня Мария или нет. На Руси был такой обычай: провести остаток жизни в монастыре. Погребена она в Ярославле в родовой усыпальнице, как и князь Димитрий Заозерский.

В 17 веке Пречистенский монастырь прекратил свое существование. Он был разграблен во время польско-литовского нашествия. Последнее упоминание о нем - в писцовых книгах 1613 года.

Был спор о землях бывшего Лысогорского монастыря между Успенской Александрово-Куштской пустыней и приходской Лысогорской церковью. В итоге по государеву указу 1631 года монастырские земли перешли приходской Лысогорской церкви.

Лысогорский приход

По переписи 1628-1630 годов указаны на Рождественском Погосте на Лысой Горе две приходские церкви, 3 двора и 2 кельи церковного причта и 5 келий, в которых жили нищие.

Каменная Богородицкая Лысогорская церковь построена в 1791 году на средства прихожан. Церковь одноэтажная холодная с одним престолом Рождества Пресвятой Богородицы.

В 1863 году была освящена вторая церковь – Афанасиевская Лысогорская. Церковь теплая, в одной связи с колокольней, престол один – святителя Афанасия патриарха Александрийского.

В 1916 году Лысогорский приход Закушской волости Кадниковского уезда составили деревни:

расположенные на левом берегу Кубены - Кочурово, Чернышево, Чирково;

расположенные между Кубеной и Пучкасом – Макарьино, Невежино,Семеновская, Тупицыно;

расположенные за рекой Пучкас на юг – Андреевское, Бурцево, Гавриловское, Горка, Гребенино, Залесье, Кобелево, Колябино, Лавы, Митинская, Семшино, Сергеево, Спасское.

В деревнях Залесье, Кочурово, Митенское,Невежино,Семшино и Чирково стояли часовни.

Современное состояние

В настоящее время Афанасиевская церковь – действующая. В 1937 году она закрывалась на 10 лет. 21 сентября 1947 года богослужения возобновились и продолжаются до сих пор.

Богородицерождественская церковь разрушена в 1958-59 годах.


Афанасьевская Лысогорская церковь

Афанасьевская Лысогорская церковь. 2008 г. Фото Инны Македонской.


Примечания

1. Сторожев В.В. пишет (с. 371) «старцы разбрелись» (не старицы, а старцы!). Возможно, впоследствии, женский монастырь был обращен в мужской, но об этом нет никакой информации.

2. Дмитрий Шемяка (1420-1453) – князь Галицкий, сын Юрия Галицкого, внук Дмитрия Донского. Возглавлял войну против Василия Второго, в 1446 году ослепил Василия, занял великокняжеский престол.

3. Василий Васильевич Темный (1415-1462) - Великий князь Московский, взошёл на престол в 1425 году, всё время воевал со своим дядей князем Юрием Галицким и его сыновьями и победил.

Источники

1. ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 551.

2. Сторожев В. Н. Монастырское землевладение на Вологде по данным 1627-1630 годов. – 1909.

3. Дьяков Александр. Исторические заметки. Вологодские епархиальные ведомости за 1906 год.

4. Верюжский Иоанн. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всей церковью и местно чтимых. – Вологда, 1880.

5. Степановский И. К. . Вологодская старина (историко-археологический сборник). – Вологда, 1890.