Православные приходы и
монастыри Севера

Македонская Н. М. Капитонова Княгинина Спасская мужская пустынь.

Называлась также: Капитонова Княгинина Спасопреображенская мужская пустынь, Капитонова Княгинина Преображенская мужская пустынь.

Местоположение

Находилась на реке Ихалица (приток Сухоны), при истоке её из Княгинина озера. В настоящее время река Ихалица относится к территории Междуреченского района Вологодской области. Озеро Княгинино - расширенная часть Ихалицы. В 1916 году это была территория Тотемского уезда (выделился в 1708 году) Вологодской губернии. На картах Тотемского уезда начала 20-го века озеро имеет другие очертания.

Фрагмент карты из «Церковно-исторического атласа Вологодской области»

Фрагмент листа 98 из 2-го тома «Церковно-исторического атласа Вологодской области». Шифр 33-14 - Капитонова пустынь. Место бывшей пустыни указано приблизительно: при переходе реки в озеро в современных границах Княгинина озера и реки Ихалица.


Основатель пустыни – монах Капитон

Монах Капитон Даниловский - основатель секты капитонов или лесных старцев, расколоучитель, предтеча старообрядцев-беспоповцев. Имя старца внесено в старообрядческий синодик «Виноград Российский».

О секте капитонов

Секта - религиозное объединение людей, отошедших от господствующей церкви и принявших новое вероучение.

Капитоны верили в скорый конец света и приход антихриста, не признавали священников, церковные таинства и иконы нового письма.

По учению капитонов, спасти душу человека может только крайний аскетизм: ежедневный тяжелый труд, постоянные поклоны и молитвы, строгий пост (вегетарианство, исключение пищи в среду, пятницу, субботу), короткий сон сидя, стоя или в подвешенном состоянии, ношение вериг железных или каменных. Всё это должно подавить плоть и очистить душу.

Религиозное движение лесных старцев широко распространилось в 1630-1640-е годы на территории Вологодской, Костромской и Ярославской губерний (ещё до никоновских реформ). Популярность Капитона была так велика, что после раскола русской церкви в 1666 году сторонников старой веры даже называли капитонами.

После смерти Капитона секту возглавил его ученик Прохор, он был стар и в 1666 году умер. Вскоре секта распалась.

О Капитоне

Капитон родился в крестьянской семье в селе Даниловское (сейчас город Данилов Ярославской области), постриг принял в ближайшем монастыре (возможно, в Корнилиево-Комельском).

При царе Михаиле Федоровиче основал Княгинину мужскую пустынь. Около 1630 года Капитон оставил Княгинину пустынь. Он вернулся в родные места и основал там пустыни: мужской Колесников (Колясников) скит и женский Морозовский скит. Троицкая мужская пустыня, что в Колясниках находилась в 4-х верстах от села Даниловское. Морозовская женская пустыня находилась в 1 версте от мужской в селе Морозово.

В 1634 году старец получил грамоту на владение дворцовыми пустошами Колесниково и Маремьянин починок. Фактически скиты уже существовали к этому году.

В 1639 году патриарху Иоасафу пришел донос о распространении Капитоном неправославного учения, в связи с чем царь Михаил Федорович приказывает ярославскому воеводе Секирину поместить старца в Ярославский Спасский монастырь для исправления, а монахам Троицкой пустыни оставить «капитоново ученье». В Колясникову пустынь для наведения порядка направлен строитель Пимен из Даниловского Преображенского монастыря. В ответ на это капитоновы питомцы покинули монастырь, Капитон скрылся.

В 1651 году Капитон и его ученики обнаружены в Костромском уезде на Шаче. Поступил приказ костромскому воеводе Аксакову арестовать Капитона и всех его сподвижников. Кельи были разорены. Предупреждённые лесные старцы успели уйти в вязниковские леса, на озера Кшара и Юхра (в настоящее время Вязниковский район Владимирской области).

В декабре 1665 года в Вязники направлен московский стрелецкий полк для ареста капитонов и специальная комиссия для проведения следствия над ними. Кельи лесных старцев были сожжены, арестовано около 100 человек. Капитона с ними не было. Чернецы и черницы были допрошены. Старец Вавила (с Юхры) признался полковнику Лопухину, что на Шаче он жил в скиту, но последний раз Капитона видел в Шуйском уезде в селе Колбацком (сейчас Ивановский район Ивановской области) около 1655 года. Чернец Леонид рассказал на допросе, что, получив известие от Вавилы Молодого (с Кшары) о жительстве Капитона на озере Кшара, он пошел навестить учителя, но в живых его не застал.

Капитон Даниловский застал Никоновы реформы, начавшиеся в 1653 году, но до 1666 года он не дожил. Не поверив в смерть Капитона, власти искали его в 1666 году. Сыск проводил вологодский воевода Зубов с 20 по 30 марта. Все крестьяне, подозреваемые в капитонстве, привозились в Вологду для допросов. Властям нужно было узнать, как широко распространилось капитоново учение и действительно ли Капитон умер. Уличённые в капитонстве крестьяне отправлялись в монастыри для исправления. Капитонствующих выявилось большое количество.


Фрагмент современной карты Вологодской, Костромской, Ярославской, Ивановской и Владимирской областей

Фрагмент современной карты Вологодской, Костромской, Ярославской, Ивановской и Владимирской областей, на которой крестиками показаны места, где проповедовал Капитон Даниловский и оставил многочисленных учеников.

1. Вологодская область. Капитонова Княгинина пустынь.

2. Ярославская область. Скиты в окрестностях Данилова.

3. Костромская область. Скиты на Шаче.

4. Ивановская область. Село Колбацкое.

5. Владимирская область. Скиты на озерах Кшара и Юхра.


Коротко о Княгининой пустыни

Иеромонах Амвросий в описании Княгининой пустыни приводит царские грамоты 1650, 1654 и 1677 года. Из этих документов следует:

1. Монах Капитон основал пустыню не раньше 1613 года (начало царствования Романова) и не позже 1634 года (получена грамота на земли вблизи Даниловского). Зверинский В. В. даёт дату возникновения пустыни около 1630 года, но у него под одним номером 859 описаны 2 пустыни. Около 1630 года основана Ржаницына Спасопреображенская пустыня при впадении речки Подлесная в Шую, а Княгинина Спасопреображенская была уже широко известна к этому времени.

2. Находилась пустыня при истоке Ихалицы из Княгинина озера. Местонахождение пустыни описано подробно в грамоте 1654 года: место пустое от людей отдалено верст с 20… из того де Княгинина озерка вышла речка Ихалица, а в речку Ихалица впала речка Воя…

3. Монахам принадлежали земли по берегам Ихалицы и Вои. В 1654 году старцы Княгининой пустыни жаловались царю Алексею Михайловичу, что их обижают кожуховские крестьяне и монахи Голубинской пустыни (пользуются их угодьями) и просили подтвердить их права на владение землями по обе стороны Ихалицы и Вои от Княгинина озерка и до Сухоны, как это было при Капитоне. Подтверждающая грамота была выдана царем Федором Алексеевичем в 1677 году.

4. В жалобах 1650 и 1654 года упоминаются церкви Преображения Господня, Казанская и Зосимо-Савватиевская. Это не значит, что и церковных зданий было три. Скорей всего, стояли, как во многих других пустынях, две церкви: эимняя и летняя, одна из них была двупрестольной.

5. Пустынь не имела вотчины. Ближайшие деревни стояли далеко на Сухоне. Подаяния не собрать. Иеромонаха не было, в ветхих церквях некому служить. В 1650 году проживало всего три монаха. Старец Нифонт писал Маркеллу архиепископу Вологодскому и Великопермскому жалобу на бедственное положение пустыни, просил помочь с ремонтом церквей и прислать им «черного попа».

В 1654 году насельниками пустыни были игумен Данила да старец Симон с братией. В 1677 году пустынь ещё существовала.

Упразднена пустынь ранее 1764 года. Бесприходные церкви разрушились со временем.

Источники

1. Амвросий, иеромонах. История Российской иерархии. Часть 6. – М., 1815.

2. Барсков Я. Л. Памятники первых лет русского старообрядчества. - СПб.,1912.

3. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Т. 2. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - СПб., 1892.

4. Зеньковский С. Русское старообрядчество. Репринт. - М., Церковь, 1995.

5. Румянцева В.С. Сыскное дело тайного приказа о вологодских капитонах. // История СССР, 1978 г., № 2.

6. Титов А. А. Город Любим и упраздненные обители в Любимее и его уезде. - М., 1890.