Смотрите также
Род Поповых
В вечной памяти будет праведник (Пс. 111:6)
Священнический род Поповых имеет свои корни на Виледи – юго-восточном крае Сольвычегодского уезда. Сейчас это Вилегодский район Архангельской области. Расположен он как бы на стыке Вологодской, Вятской и Архангельской земель, рядом находится и нынешняя республика Коми.
Официальное название "Вилегодский район" появилось в 1924 году, а народ вилегодский (вилежане) издревле называет свой край Виледью – по реке Виледь (Вилядь, Вилегда), притоку Вычегды.
Начало колонизации Севера новгородцами относится к 10-11 векам, систематическое заселение - к 13 веку. Влияние Новгорода утверждалось в северных землях несколько столетий. На основных путях новгородцев появились их поселения Великий Устюг (1147 г.) и Чернигов, близ нынешнего Сольвычегодска (15 век).
С основанием Устюга начинает относительно быстро расти Устюжская земля, в которую входила и Виледь.
В окраинную новгородскую землю стекались переселенцы из Московской и Ростово-Суздальской Руси. Аборигенами в это время в Устюжской земле были финско-угорские народы: пермяки (зыряне, нынешние коми) и вепсы (летописная "весь").
С начала возвышения Московского княжества (со времени Ивана Калиты - 1313-1340-е гг.) шла борьба Москвы с Великим Новгородом за окраинную новгородскую землю (устюжскую), которая лежала на путях, ведущих в Пермь, Печору и Югру.
Исход борьбы предопределила миссионерская деятельность св. Стефана Пермского, уроженца Великого Устюга. Достигнув Пермской земли (в 1379 г.), св. Стефан остановился в первом зырянском селении Пырас (ныне г. Котлас, в 20 верстах от Сольвычегодска). Услышав проповедь об истинном Боге на родном языке, многие крестились, но и многие негодовали на св. Стефана, желая его убить. С этого времени православная вера пришла к народу зырян (коми) и начали строиться храмы, и стали селиться переселенцы из русских земель – устюжских, новгородских, ростовских. В этом краю никогда не было крепостного права, и народ очень любит свою малую родину.
В Вычегодско-Вымской летописи 16 века говорится, что лета 7887 (по новому летоисчислению 1379 г.) иеромонах Стефан по прозванию Храп благословением епископа Герасима иде в землю Пермскую на Вычегду на проповедь слова Божия среди нечестивых пермян. Того лета начал Стефан у пермян на Пыросе и Виляди и крести их святой вере (Документы по истории Коми: Ист. – филолог. сб.: Вып. 4. - Сыктывкар, 1958. С. 258). Стефан на месте будущих храмов (приходов) ставил кресты и часовни. Первыми, после Пыроса, в 1379 году им были основаны Ильинский, Никольский и Покровский приходы на Виледи.
В основанных приходах св. Стефан оставил монахов и священников, обычно из новообращенных в христианскую веру пермян, подготовленных им для миссионерской и пастырской деятельности. К этому времени относится и появление на Виледи первых рукописных книг, как на славянском, так и на пермском языках, которые принес св. Стефан. Азбука пермского языка была создана им подобно тому, как святые Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку. Св. Стефан переводил книги на пермский язык и со славянского, и с греческого.
Край этот также связан и с трудами – добычей соли, торговлей, строительством храмов – именитых людей Строгановых. Именно тут начиналась в 16-18 веке основная торговая дорога на Урал и далее, в Сибирь.
1.
На сегодняшний день родоначальником можно считать Павла Попова, служившего дьячком в Вилегодской Богоявленской церкви. Вероятные пределы его жизни – 1710-е – 1770-е годы (по обыкновению того времени, он мог быть несколько старше своей супруги Евдокии Ивановны (1723-1789), а ко времени переписи (ревизии) 1782 г. он уже числился почившим).
Село, по церкви называемое Богоявленск, существует до сего дня, но советской властью переименовано в Вилегодск. Церковь – единственная в районе, которая никогда не закрывалась (кроме перерыва в военное время): прихожане не дали.
2.
Сын его, священник Вилегодской Пречистенской Богородской церкви Георгий Павлович Попов, родился в 1744 году. Рукоположен в 1772 году. По консисторским сведениям на конец 1803 года, знает катехизис, но нетвердо; читает хорошо, а поет только наслышкою; состояния (поведения) посредственного (по более ранним сведениям поведения доброго), в 1796, 1799, 1801 и 1803 годах подвергался штрафам или епитимиям.
Деревня Пречиста, где стояла церковь, существует и поныне, но церковь была разрушена в советское время.
У него жена Мариямия (Марьямия) Петровна, 1744 года рождения, дочь крестьянина деревни Маурина Богоявленской волости Петра Неронова (деревня эта и сейчас существует, и Нероновы в этих местах живут).
У них дети: Василий, 1763 г.р. (священник Вилегодской Поршенской Спасской церкви), Максим, 1771 г.р., Петр, 1773 г.р., Адриан, г.р. 1775 , Елена, 1778 г.р.
3.
Священник Василий Георгиевич Попов, 1763 г.р.
Определен в 1789 году к Вилегодской Николаевской церкви на место дьячка, а в 1794 году рукоположен во священника к Вилегодской Поршенской Спасской церкви. По данным 1803 г., о. Василий «состояния доброго но … за разные сделанные непристойные поступки в 1799 году впредь обязаны подпискою».
Вилегодская церковь Спаса Преображения в Поршениной слободке сохранилась, но в разоренном виде (в советское время был гараж); деревня Казаково, где она стоит, жилая по сей день.
Супруга о. Василия – Устина (1770 г.р.), дочь предыдущего священника этой церкви Василия Петровича Попова (1727 – 1800).
У них дети: Андрей, 1788 г.р. (священник Спасской церкви г. Лальска), Мария, 1794 г.р., Васса, 1796 г.р., Симеон, 1801 г.р. и Афанасий, 1809 г.р.
4.
Священник Андрей Васильевич Попов (1788 – 1852).
Учился в среднем грамматическом классе Устюжского духовного училища. По исключении в 1809 году определен к Спасообыденной (в честь Нерукотворного образа Спасителя) церкви г. Сольвычегодска в пономари. В 1813 г. рукоположен во диаконы к Богоявленской церкви г. Лальска. В 1815 г. рукоположен во священники к Спасской (Спаса Преображения) церкви г. Лальска. В этой церкви сейчас дом культуры.
Супругу звали Мария Федоровна (1793 – 1846).
У них дети: Константин, 1807 г.р., Александр, 1813 г.р., Ферапонт, 1815 г.р. (диакон Воскресенского собора г. Лальска), Елизавета, 1821 г.р., Людмила, 1830 г.р.
5.
Диакон Ферапонт Андреевич Попов (1815 – 1864).
Учился в высшем отделении Устюжского духовного училища. По исключении в 1834 году посвящен к Лальской градской Спасской церкви в пономари. В 1838 году переведен в Воскресенский собор г. Лальска во дьячки. В 1842 году рукоположен во диакона в этот же собор. В 1855 и 1863 гг. за нетрезвую жизнь был оштрафован черными монастырскими работами.
Жена – Ирина Ивановна, дочь священника Антипинской Троицкой церкви Устюжского уезда Иоанна Данилова.
У них дети: Александра, 1843 г.р., Агния, 1845 г.р., Глафира, 1847 г.р., Елизавета, 1849, Михаил, (священник Спасской церкви с. Косминское Сольвычегодского уезда) 1852 г.р., Николай, 1857 г.р., Анна, 1859 г.р.
ГАКО, Ф. 1310, оп. 1, д. 25, л. 5 об.
6.
Священник Михаил Ферапонтович Попов (29.08. 1852 – 07.12. 1912).
Учился в 4 классе Вологодской духовной семинарии. В 1871 г. рукоположен во диакона и определен на штатное место псаломщика Благовещенского собора г. Сольвычегодска, а затем, с 1879 года, служил там же диаконом. В 1884 году отец Михаил был переведен на священническое место в Спасскую церковь села Косминское, расположенного напротив Сольвычегодска, на другом берегу Вычегды. По отзыву благочинного (1904 г.) – поведения «отличного, безусловно трезвой жизни; исполнителен в отношении своих обязанностей; со стороны прихожан пользуется любовию, полным доверием и уважением». О. Михаил отличался своей законоучительской ревностью и музыкальными способностями.
Супругу, дочь диакона (возможно, Благовещенского собора), звали Калерия Ивановна (01.06.1849 – после 1913).
Дети их: священники Николай (01.02.1874 – 26.03.1918) и Александр (04.02.1877 – после 1918 г.?).
В «Вологодских епархиальных ведомостях» (№ 17 за 1913 г., с. 500-503), был напечатан некролог, написанный сыном, о. Александром Поповым.
7.
Николай Михайлович Попов родился 1 февраля 1874 года в старинном и значимом для истории России городе – Сольвычегодске Вологодской губернии, расположенном на большой реке Вычегде, в 20 верстах от ее слияния с Малой Двиной, что дает начало Северной Двине. Сейчас это маленький городок в Котласском районе Архангельской области, а тогда он был центром большого уезда Вологодской губернии.
Отец о. Николая, диакон Михаил Ферапонтович Попов, на момент рождения сына состоял на штатном месте псаломщика Благовещенского собора Сольвычегодска, а затем, с 1879 года, служил там же диаконом. Мать, дочь диакона, звали Калерия Ивановна. В 1884 году отец Михаил был переведен на священническое место в Спасскую церковь села Косминское, расположенного напротив Сольвычегодска, на другом берегу Вычегды, и служил там до смерти в 1912 г.
Обычно в 19 веке в семьях духовенства искали возможность отдать мальчиков учиться в ближайшее духовное училище. В то время это было училище в Великом Устюге, расположенном примерно в 100 километрах от Сольвычегодска. Поэтому Николай, вместе со своим младшим на три года братом Александром, большую часть своих отрочества и юности должен был жить вне дома, приезжая домой лишь на рождественские, пасхальные и летние каникулы.
Для хорошо закончивших училище имелось право продолжить образование в епархиальной семинарии, в которой учились, и тем более заканчивали которую, далеко не все дети духовенства.
Поэтому братья Поповы переехали учиться в Вологду. Семинарию братья окончили (первые в роду!) в 1897 г., вместе, Николай 22-м, а Александр 18-м, по успехам на курсе.
В 1897 г. Николай был определен псаломщиком к Халезской Богородицкой церкви (ныне – село Кипшеньга) Никольского уезда Вологодской губернии. Также он говорил проповеди и служит законоучителем в местной церковно-приходской школе. «Поведения весьма хорошего», по отзыву местного благочинного, своего настоятеля.
Через некоторое время он женится на младшей дочери священника соседнего Николаевского храма в с. Шатенёво Никольского у. – Марии Аполлосовне Преображенской.
В 1899 г. перемещен к Сольвычегодской градской Борисо-Глебской церкви, и в том же году назначается на псаломщическую вакансию при Сольвычегодском Благовещенском соборе, где начинал служить его отец.
В 1900 г. о. Николай переходит в Вятскую епархию, где будет служить до смерти.
Он определен на священническое место в Пророко-Ильинскую церковь села Кулиги Глазовского уезда Вятской губернии (ныне - село Кулиг Кезского района Удмуртской республики), где находится исток Камы. До 1906 года о. Николай будет служить в вотских селах, как священник, миссионер, законоучитель и просветитель (блюститель сельской библиотеки). Многие вотяки (удмурты) в то время официально были язычниками, и поэтому, в миссионерских целях открывались школы для вотяков (для образования их, и подготовке к миссионерству). Также и в губернии, и в уезде сильны были старообрядцы, и для преодоления раскола существовал институт епархиальных и уездных миссионеров и их помощников. Во всем этом участвовал о. Николай.
В 1903 г. он был перемещен на настоятельское место в Сретенскую церковь села Карсовай Глазовского уезда (ныне Балезинского района Удмуртской республики), где 8 января 1904 г. родился его старший сын Анатолий.
В этом приходе он заведовал тремя миссионерскими инородческими, как тогда говорили, школами – Мокинской, Жебшурской и Гурзинской.
В 1904 году о. Николай перемещен на настоятельское место в Христорождественскую церковь села Медма Глазовского уезда (ныне – Кезского района Удмуртской республики).
На этом приходе в 1905 г. началось следствие по обвинению его сослуживцем священником в вымогательстве при браке и отпевании покойницы на площади пред входными дверями (отзыв местного благочинного и на этом приходе был очень благоприятен для о. Николая).
(Следствие закончилось только в 1908 г.: о. Николай был признан виновным в превышении власти, и был подвержен двухмесячной епитимии в Филейском монастыре близ Вятки с запрещением священнослужения на это время. В 1912 году произошло снятие подсудности: Святейший Синод, указом № 8568, уведомил Его Преосвященство, временно управляющего Вятскою епархиею, Преосвященнейшего Павла, Епископа Глазовского, о несчитании бытности под судом священников церквей: села Верходворья, Орловского у., Николая Попова, … в уважение одобрительной о службе их аттестации начальства, после касавшихся их дел препятствием к награждению их установленными для духовенства знаками отличия.)
В 1905 г., 17 октября родился младший сын, Серафим, умерший шестилетним.
В 1906 г. о. Николай был перемещен на настоятельское место в Покровскую церковь села Верходворье Орловского уезда (ныне – Юрьянского района Кировской области).
Он начинает преподавать в школах и училищах, существовавших в то время. Но вскоре о. Николай вместе с земством открывает новые земские начальные училища. В Верходворском приходе в настоятельство о. Николая были открыты в деревнях семь училищ: в д. Коршуновской – 1908 г., д. Шубенской – 1909 г., в д. Большие Олюки – 1910 г., в д. Курень – в 1911 г., в д. Высоковской – в 1913 г., в д. Хлысталово – в 1915 г. и в д. Костровской – в 1915 г.
Из рапорта благочинного 4-го округа Орловского уезда того времени: «Особенною ревностию и усердием в устройстве храма и в изыскании средств выдаются священники-председатели комитетов: села Верходворья Николай Попов…».
В 1916 г. о. Николай был избран депутатом съезда духовенства Вятского Училищного округа.
В 1917 году Орловское уездное земство организовало сеть классов для взрослых и уездная управа (г. Орлов) пригласила для преподавания Закона Божьего о. Николая.
Как можно предположить из чтения метрических книг, о. Николай в это время сильно болел, т.к. стал пропускать свою череду крещений, браковенчаний и отпеваний.
7 февраля 1918 г. он совершил последнее венчание брака, а г., 10 февраля совершил последнее крещение (младенца Василия Маракулина) и последнее отпевание (десятилетнего отрока Прокопия Баранцева).
26 марта 1918 г.– умер от порока сердца (как и отец, о. Николай был сердечником).
1 апреля 1918 г. о. Николай был отпет и похоронен. Отпевали священники с. Верховина – благочинный Владимир Филипьев и свящ. Николай Тронин, свящ. села Березова Александр Попов (земляк-вологжанин, и возможно, родственник о. Николая (супруга – Аполлинария Александровна!), впоследствии, с 1924 по1930 г., сам служивший в Верходворье), свящ. с. Верходворья Павел Орлов, с диаконом с. Верходворья Сергием Егошиным и псаломщиками: с. Верховина Михаилом Мышкиным, с. Верходворья Николаем Кошурниковым и Николаем Орловым.
После смерти о. Николая Мария Аполлосовна работает воспитателем в детском приюте, и вместе со своей сестрой (и крестной матерью) Екатериной Аполлосовной Кокшаровой возделывает огород и пасеку.
Сын, Анатолий Николаевич, в 1922 году поступает в Астраханский медицинский институт. В анкете он пишет об отце – «Сельский (народный) учитель». В те годы супруги и дети священников сурово преследовались, почти так же, как сами мужья и отцы священники, и часто возникали соображения о том, чтобы хоть как-то облегчить участь семьи.
В 1929 году у него рождается сын, которого он назовет – Николай.
Матушка, Мария Аполлосовна Попова, живет с сыном и умирает в пгт. Вербилках Талдомского р-на Московской области 12 декабря 1961 года.
Составитель В. Котт.