Православные приходы и
монастыри Севера

Священник Косминской Спасской церкви Сольвычегодского уезда о. Михаил Ферапонтович Попов. Некролог.

Памяти о. Михаила Ферапонтовича Попова

7 декабря минувшего года 60-ти лет от рождения скончался настоятель Косминской Спасской церкви Сольвычегодского уезда священник Михаил Ферапонтович Попов.

Покойный о. Михаил сын диакона Лальского Воскресенского собора. Службу церкви Божией начал с 27 сентября 1871 года и в течении слишком сорока лет усердно работал Господеви сначала в сане диакона, а потом в продолжение двадцати восьми лет в сане священника.

Прибыв на приход, он прежде всего обращает внимание на подрастающее поколение, которое оставалось за отсутствием в его приходе школы без образования. Призвав на помощь Бога и добрых людей, он в 1886 году открывает церковно-приходскую школу, в которой и состоял все время службы в Косминском приходе заведующим и законоучителем. Не зная современных методов преподавания, он выработал свой своеобразный метод и успешно вел свое законоучительское дело, так что познания учеников его по Закону Божию были всегда отличные, что засвидетельствовано многими посещавшими его школу начальствующими лицами. На страницах Волог. Епархиальных Ведомостей за 1890, 1891, 1892, 1893 и 1894 годы можно встретить очень лестные о его педагогической деятельности отзывы. Например, там читаем: «вообще это один из лучших законоучителей», или еще в таких выражениях «О. Михаил относится к своему делу с похвальным усердием» и еще «О. Михаил не изменяет своих отношений к школе». Кроме Закона Божия о. Михаил преподавал иногда и пение. Певец он был искусный. Обладая звучным баритоном, он пел и в школе и в храме великолепно.

По поводу исполнившегося сорокалетия его служения Церкви Божией 30 октября 1911 года духовные дети о. Михаила поднесли ему икону Божией Матери «Нечаянная радость» с предстоящими Ей архистратигом Михаилом и св. мученицей Калерией – соименными юбиляру и его достойной супруге, и адрес, в котором благодарили своего духовного отца за двадцатисемилетнее духовное ими руководство, за отчетливое неспешное, благоговейное совершение богослужения, за наставления, которые он давал им в своих поучениях, за ласковость и простоту в обращении.

Много трудов о. Михаил понес и для благоустройства приходского храма, в котором за его служение поновлены иконостасы, заведены хоругви, паникадило, лучшая утварь, ризница, приведена в порядок библиотека, устроена деревянная ограда. Заветною мечтою покойного было расширение храма, который в настоящее время не вмещает всех прихожан; с этою целию им были уже заготовлены и некоторые материалы для постройки, но по воле Божией это осталось им не исполненным.

Из его послужного списка видно, как ценило начальство его службу. Так с 1 февраля 1888 года в течение трех лет он был духовником I-го благочиннического округа. С 1893 по 1898 г. и с 1902-1904 г.г. состоял депутатом по училищным делам. С 2 ноября 1895 года был окружным наблюдателем церковных школ 4 района Сольвычегодского уезда, а по закрытии сих должностей в 1896 году постоянным членом вновь организованного Сольвычегодского отделения Великоустюжского Стефано-Прокопиевского братства. С 10 декабря 1897 года до дня смерти состоял членом Сольвычегодского свечного отделения. С 9 декабря 1898 года в продолжение 3 трехлетий состоял депутатом по делам следственным и хозяйственным. С 12 сентября 1901 года по 17 июня 1903 года состоял в должности казначея Сольвычегодского отделения Братства. С 1905 года состоял членом-сотрудником Императорского Палестинского общества. С 15 ноября 1905 года до кончины состоял духовником 1 половины благочиннического округа. В январе месяце 1908 года определен на должность помощника благочинного 1-го округа. В сентябре месяце 1911 года утвержден законоучителем вновь открытого Князевского земского начального училища.

Покойный о. Михаил уже пять лет страдал болезнию, развившеюся в сердечной области, и чувствуя упадок сил неоднократно говорил своим семейным о желании оставить службу в таком сравнительно большом приходе, каков Косминский, и подать прошение об увольнении на покой. Предсмертная болезнь постигла о. Михаила 21 ноября. Предчувствуя свою кончину, он 26 числа исповедался, а 27 после литургии был приобщен св. Христовых Таин. Он по совету пользовавших его врачей 4 декабря был отвезен в Сольвычегодскую земскую больницу, но ни больничный покой, ни средства врачебные, уже не могли восстановить его здоровья, и 7 декабря в 2 часа пополудни он мирно предал дух свой Господу.

Тело покойного из городской больницы тотчас перевезено было в его дом в селе Косминском, где по облачении была совершена первая панихида местным благочинным, священником Тихоном Чулковым, в сослужении священника Борисоглебской градской церкви Александра Кириллова, которыми прочитано и несколько глав из евангелия. В тот же день панихиды были отслужены священниками градской Крестовоздвиженской церкви о. Н. Кратировым, Богородской Христофоровской церкви о. Александром Поповым, и сыном покойного о. Александром Поповым и также начато чтение псалтири. 8 декабря в 3 часа пополудни была отслужена панихида о. Тихоном Чулковым в сослужении сына почившего Пырской Преображенской церкви священника Алексанра Попова. Последняя в доме панихида совершена протоиереем Сольвычегоского Благовещенского собора Иоанном Беляевым в сослужении священников (церквей) г. Сольвычегодска: Крестовоздвиженской Н. Кратирова, Борисоглебской А. Кириллова, Владимирской Н. Соколова, Богородской Христофоровской А. Попова, Верходворской Покровской Орловского уезда Вятской епархии о. Н. Поповым с диаконом собора о. Мысовым. Пред окончанием панихиды прибыл из приходской Косминской Спасской церкви крестный ход, сопровождаемый священником Пырской церкви А. Поповым. Ровно в 4 часа последовал вынос почившего из его квартиры в приходскую церковь и в предшествии крестного хода с запрестольными иконами и хоругвями. При колокольном звоне, с пением канона «Помощник и Покровитель» гроб с останками почившего на руках священнослужителей был вынесен из квартиры в церковь.

По прибытии крестного хода с прахом покойного в церковь тотчас начато было всенощное бдение – парастас, совершенное священником Пырской церкви А. Поповым с диаконом Богородской Христофоровской церкви А. Баданиным, при чем на литию и непорочны выходили все находившиеся священнослужители и диаконы во главе с протоиереем Сольвычегодского собора Иоанном Беляевым. В день погребения литургия была совершена теми же лицами. После причастна содержательную речь, растрогавшую многих до слез, произнес сын покойного священник Николай Попов. По окончании литургии был священнослужителями совершен чин иерейского погребения, за которым Евангелия и блаженны были прочитаны священнослужителями по очереди. Пред последним целованием теплую речь произнес о. Тихон Чулков. Последняя речь пред выносом гроба из церкви к месту вечного упокоения была сказана сыном почившего священником Александром Поповым. После сего при пении певчими канона «Волною морскою», в предшествии запрестольных икон и хоругвей, при громадном стечении народа, при колокольном звоне гроб был поднят и отнесен из храма к месту вечного покоя в приготовленную могилу. Народ долго стоял у могилы любимого пастыря и молился о упокоении его души в обителях Отца Небесного. На могилу тогда же был возложен от детей покойного венок из живых цветов с надписью «дорогому родителю от любящих детей». Погребен о. Михаил на северо-восточной стороне храма близ алтаря церковного.

Упокой, Господи, душу его в селениях праведных.


Косминской Спасской церкви священник

Александр Попов


Источник:

ВЕВ. - 1913. - №17. - С. 500-503.

К публикации подготовил В. Котт.