Православные приходы и
монастыри Севера



Чернышская Спасская церковь

РФ: с. Чёрныш, Прилузский р., Республика Коми
РИ: дд. Кайтановская / Ивановская, Ношульская вол., Усть-Сысольский у., Вологодская губ.

Приход

Первоначально Чёрнышская церковь была кладбищенской в Объячевском приходе, приписной к Объячевской Николаевской церкви. В 1896 г. указом Св. Синода от 8 февраля за №709 при Чёрнышской Спасской церкви открыт самостоятельный приход.

Церковь

Церковь построена в 1883-1886 гг. Деревянная, на каменном бутовом фундаменте, обшита тёсом, тёплая церковь с холодной в одной связи. Во всех окрестных деревнях будущего прихода было решено выделить на постройку храма "с человека по бревну, со двора по валуну".

10 ноября 1886 г. освящена тёплая церковь, а 16 сентября 1897 г. - холодная. Престолы: в холодной церкви - во имя Нерукотворного Образа Спасителя; в тёплой - по правую сторону во имя Крестителя Господня Иоанна Предтечи, по левую сторону во имя вмч. Георгия Победоносца.

Часовни

- вблизи церкви, до 1886 г. в ней ежегодно 16 августа совершались молебны Нерукотворенному Образу Спасителя;

- в д. Васильевская, службы совершались 23 апреля вмч. Георгию Победоносцу.

После 1917 г.

Богослужения были прекращены с 28 октября 1932 года, причина - невыплата налогов. Официально церковь закрыта 29 марта 1936 года. Колхозом «Горысь» у священника Ивана Григорьевича Мысова была отобрана земля.

Едва ли не главной причиной закрытия Чёрнышского храма стала близость его к Объячеву. Когда Объячевский храм был закрыт, то верующие на праздники и в будни толпами шли в ближайший храм - в Чёрныш. Это, естественно, не нравилось властям, и Чёрнышская церковь также была закрыта.

Сама процедура закрытия была довольно цинична и театрализована.

Первым делом из храма изъяли всё, что могло иметь хоть какую-нибудь ценность. Вся металлическая утварь, кроме нескольких оловянных предметов была отправлена на переплавку. Если для изъятия металла требовалось повредить предмет, то предмет повреждался. С книг сдирали обложки, иконы раскалывали, чтобы снять оклады.

Далее, всё, что осталось (а в основном это была деревянная мебель и тканевые вещи) было выставлено на площади на распродажу. Селянам предлагалось купить вещи, некогда пожертвованные в храм ими самими. Цены были не маленькие, но всё было распродано.

Колокола малого размера были сброшены и отправлены на переплавку. Один из них некоторое время висел как набатный, на случай пожара, в центре села. Потом он исчез.

Самый большой колокол сбрасывали так: его обвязали верёвкой, тянуть которую вызвали всех детей из школы. Дети, не понимая что именно происходит, восприняли это мероприятие как игру. Потянув всей гурьбой изо всех сил, они сорвали колокол и стянули его с колокольни. Руководитель этой «затеи» как профессиональный педагог объяснял: "Вот видите, дети, какой большой колокол! Он большой, а вы маленькие, но вместе вы смогли его одолеть!" Таким образом, все дети села оказались причастны к общему греху осквернения своего храма.

Храм имел трёхчастную структуру: алтарь - молитвенный зал - притвор под двухъярусной колокольней. Основной объём – двусветный четверик. Вероятно, завершался глухим сводом с одним барабаном и луковичной главкой. Свод с куполом и колокольня утрачены в 30-е годы, на алтарной части сохранилась изначальная кровля. Внутреннее убранство также полностью утрачено, однако сохранилось алтарное возвышение и, возможно, солея с амвоном. Под современным покрытием наверняка сохранилось место установки престола и жертвенника.

Источники

Описание храма и рассказы местных жителей предоставлены П. Иевлевым.

НА РК. Ф. 230. Оп. 1. Д. 335. Лл. 343-345.

Македонская Н. М. Церкви Республики Коми (в 1916 году находились на территории Усть-Сысольского уезда и относились к Вологодской епархии).

Можегов А. И. Ношуль. - Сыктывкар, 2006. - С. 91.

Список населенных мест Вологодской губернии: составленный в 1881 г. Ч. 10. – Вологда : Тип. Губерн. Правл., 1881. - С 125.

Список населенных мест по сведениям 1859 года. - 7: Вологодская губерния. - Санкт-Петербург, 1866. - С. 352.


Дата последнего обновления: 22.11.2012

Священники

18961899Каплин Павел Константинович
19001900Малевинский Владимир Вячеславович
19001902Ивановский Виссарион
19031936Мысов Иоанн Григорьевич

Псаломщики

1896(1914)Чевский Александр Иоаннович

Послужные списки