Православные приходы и
монастыри Севера



Варзугская Успенская церковь

РФ: Терский р., Мурманская обл.
РИ: Александровский /Кольский у., Архангельская губ.

В писцовой книге Двинского уезда за 1622-1624 гг. указано, что в волости Варзуга на Пречистенской стороне имеются две деревянные церкви: церковь Успения Богородицы, шатровая, с трапезой, с приделом в честь преп. Зосимы и Саватея Соловецких; церковь в честь Афанасия Александрийского, клетская. А "в церквах образы и свечи и книги и всякое церковное строение Великого государя святейшаго патриарха Филарета Никитича Московского и всея Русии Варзужские волости крестьян да Соловецкого монастыря". В это время строилась новая Успенская церковь.

При церкви служили священник Иоаким, дьячок Офонка Иванов сын Посников, пономарь Демка Трофимов, проскурница Марфица. Имелись две кельи для нищих, о которых сказано "питаютца от церкви Божии".

Приход состоял из с. Варзуги, располагавшегося на обоих берегах р. Варзуги, в 23 верстах от ее впадения в Кандалакшскую губу. Окончательно приход определился 12 декабря 1890 г. До этого меньшая часть с. Варзуги, находившаяся на правом берегу реки, где стояла Успенская церковь, вместе с деревнями Кашкаранской и Сальницкой составляли Варзугско-Успенский приход. По указу Св. Синода №4529 от 12.12.1890 Успенская половина с. Варзуги была присоединена к Петропавловской и образован Варзугский Петропавловский приход. Из деревень Кашкаранской и Сальницкой, а также д. Оленицы, входившей в состав Варзугского Петропавловского прихода, образован Кашкаранский приход. Причт Успенской церкви перемещался к церкви Тихвинской иконы Божией Матери в д. Кашкаранской. До 1844 г. в состав Варзугских приходов входили Тетринский и Чапомский приходы, до 1881 г. - Кузоменский.

Первыми русскими насельниками в Варзуге, как и по всему поморью, были выходцы из Новгорода, привлеченные обилием рыбных промыслов. Увеличению населения способствовала и отдаленность края от административных центров. Как можно судить по грамотам митрополита Новгородского Киприана от 1629 г., царя Михаила Федоровича от 1643 г. и патриарха Иоакима от 1676 г. (хранились в архиве Соловецкого монастыря), в Варзуге нередко селились беглые - лопари (семиостровские), кореляки, солдаты и даже немецкие перебежчики.

С течением времени земли и угодья с их жителями становились вотчинами новгородских бояр. Известной Марфе Борецкой принадлежал Кашкаранский берег (15-20 верст от Варзуги). Затем здесь появляются вотчины монастырей - Соловецкого, Спасского - Нового Спаса (впоследствии Спасо-Прилуцкий приход в 50 верстах от Архангельска), Сийского и, возможно, других. Долгое время окрестные луга назывались: Соловецкий, Спасский, Троицкий, Сийский и т.п. Позднее образовалась патриаршая вотчина. По духовным росписям второй половины XVIII в. прихожанами Варзугских приходов (в состав которых входили селения Чапомского, Тетринского, Кузоменского, Кашкаранского, отчасти Умбского приходов) были крестьяне бывших вотчин: патриаршей, Соловецкой, Сийской (Успенский приход) и Спасской (Петропавловский приход).

Село Варзуга издавна было религиозным, административным и торговым центром. Здесь проживали не только единственные на сотни верст вокруг священноцерковнослужители, но и архиепископы (митрополиты), монастырские и патриаршие приказчики; здесь же была таможня (о чем свидетельствовали хранившиеся в архиве Соловецкого монастыря грамоты царя Бориса Годунова от 1599 г., патриаха Иоакима от 1676 г., его же от 1681 г., архиепископа Афанасия от 1683 г.). До 50-х годов XIX в. в селе было сосредоточено волостное и сельское управление, здесь находилась сельская расправа, происходил раздел и продажа тоней, зимняя торговля с лопарями (с середины ноября до начала января, главным образом около Николина дня 6 декабря ст.ст.). Нередко здесь лопари крестили своих детей, сами исповедовались и причащались.

Среди самых ранних документов, свидетельствовавших о церковно-приходской жизни в Варзуге, были: 1) тарханная грамота архиепископа Новгородского Геннадия от 1491 г. об освобождении от архиепископских сборов Варзугской церкви, принадлежащей Соловецкому монастырю (находилась в архиве Соловецкого монастыря, указана преосв. Никанором в бытность его в июле 1894 г. в с. Кузомени); 2) грамота преосв. Афанасия, архиепископа Холмогорского и Важеского, от 1683 г. церковному приказчику патриаршей вотчины Митьке Гундолову с крестьянами на построение новой Зосимо-Савватиевской церкви вместо такой же ветхой; 3) надпись, обнаруженная на храмозданном кресте в разобранной в 1877 г. Афанасиевской церкви: "лета 7105 м-ца апреля в 10 день", т.е. в 1597 г.

Приходское предание считало Варзугский Успенский приход древнее Петропавловского. Последний существовал, по крайней мере, уже в конце XVII в., о чем говорила надпись на колоколе: "202 г. купил сей колокол Варзугской волости в церковь верховных апостолов Петра и Павла и св. Николая Чудотворца на церковные деньги каргополец Иван Андреев сын Попов, весу 25 п. 11 ф.", а также на напрестольном деревянном кресте: "лета 7205 майя в 24 день положил сей крест каргополец Андрей Евсигниев сын Попов, да сын его, Иван Андреев".

Успенская церковь была построена в 1674 г. На храмозданном деревянном восьмиконечном кресте была сделана надпись: "освятися алтарь Господа Бога и Спаса нашего И.Христа и воздружен бысть крест сий в церкви Успения Богородицы в лето 7182 м-ца августа в 9 день, при благочестивом царе и В. Кн. Алексие Михайловиче всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержце, меж патриаршеств, и при Митрополите Иоакиме Великаго Нова-града и Великих Лук".

Церковь во имя свт. Николая, с приделом во имя прор. Илии. Надписи на храмозданных крестах и надписи на дске из иконостаса гласили, что храм был построен в 1705 г. и освящен 28-29 июня того же года. В Соловецком монастыре были изготовлены иконостасы в 1851 г. - для Ильинского храма, в 1864 г. - для Никольского.

Церковь во имя преп. Зосимы и Савватия Соловецких и св. Афанасия Александрийского. Построена вместо двух обветшавших - Зосимо-Савватиевской, построенной в 1683 г., и Афанасиевской, построенной в 1597 г., по благословляющей грамоте преосвящ. Макария от 17 февраля 1878 г.

В 1893 г. в кладовой Петропавловской церкви был найден холщовый антиминс с ясными следами гвоздей, которыми он, по древнему обычаю, был прикреплен к престольной дске, поверх сорочки, относившийся, судя по надписи на нем, к концу 50-х или началу 60-х годов XVII в., но без обозначения храма. По приходскому преданию, в с. Варзуга существовал храм во имя преп. Сергия Радонежского, на месте престола которого, по словам прихожан, еще в 30-е годы XIX в. был сруб и крест справа от алтаря Никольской церкви. В приходе 25 сентября - день преставления преп. Сергия Радонежского - чтился как храмовый праздник. Возможно, найденный антиминс принадлежал Сергиевской церкви.

На одной из двух колоколен находился колокол весом 125 п. 11 ф. с вышеприведенной надписью по кругу и на боку: "лили сей колокол мастера Яков да Иван Лодыгины"; второй колокол весом 13 п. 14 ф. с надписью кругом: "лит сей колокол к церкви Николая Чудотворца в Варзугу - 1755 г.", а на боку: "лил мастер Иван Христофоров"; другие 5 колоколов были без надписей. На второй колокольне было 4 колокола: на одном весом 21 п. надпись "лил сей колокол Иван Христофоров, дьячек Кегостровский - 1771 г." и на другом, весом 10 п.: "DE+EER+AEN+CODT+CLAES+IANSN+MI+FECIT+AO 167" (т.е. 1659 г.?), другие два без надписей.

Вероятно, сначала в варзугских храмах служили монахи из монастырей: в Успенском приходе - из Соловецкого, в Петропавловском - из Спасского. Это подтверждалось отчасти церковными синодиками. В синодике Успенской церкви первыми священнослужителями указывались иеромонахи: Варсонофий (утопший), Исмаил и 7 других соловецких иноков, погребенных при церкви. Затем - род преп. Зосимы, свт. Филиппа и т.д. В синодике Петропавловской церкви были записаны имена священнослужителей: схимонаха Евфимия, священноиерея инока Нафанаила, а также роды преп. Зосимы и свт. Филиппа.

Священники Успенского прихода: Стефан Гурьев 1745-1791 г.г. (из крестьян Спасской вотчины, малограмотный, умер в 1791 г.); его сын Иоанн 1791-1795 г.г. ("в школах не бывал", из пономарей этого прихода); Дмитрий Кириллов Гурьев 1796-1839 г.г. (сын дьячка этого прихода, в 1780 г. в возрасте 11 лет был взят в семинарию, с 1788 г. был пономарем в Петропавловском приходе); его сын Василий Дмитриев Гурьев 1839-1845 г.г. (обучался в семинарии (Д.У.) около 10 лет, 1826-1838 г.г. - дьячок в Успенском приходе, 1838 - диакон в Мудьюге Архангельского уезда); Алексей Васильевич Алексеевский до 1851 г. (курс семинарии), при нем диакон Диомид Козмин, дьячок Степан Терентьев и пономарь Александр Гурьев; Михаил Павлов Томихин 1853-1871 г.г. (студент семинарии); место праздно в 1871-1877 г.г. В 1890 г. приход был закрыт, а причт перемещен в новый Кашкаранский приход.

На заседании Архангельского училищного совета 17 октября 1884 г. была рассмотрена докладная записка священника с. Варзуги Николая Шкорбатова от 31 августа 1884 г. на имя Его Преосвященства, с просьбой благословить открытие им церковно-приходской школы в с. Варзуге. Средства на содержание школы давали крестьяне Варзугского общества, обязавшиеся на сельском сходе 19 августа 1884 г. вносить для этого по 25 коп. с ревизской души в обществе. На сходе постановили также 50 руб., ассигнуемые этим обществом на содержание Кузоменской министерской школы, обратить на нужды будущей церковно-приходской школы. Общая сумма должна была составить 136 р. 75 к. Преподавание всех предметов, по своему желанию и по приговору сельского схода, брал на себя о. Николай Шкорбатов, десять лет проработавший учителем. Священник предоставлял также свою квартиру для проведения школьных занятий. К записке прилагался приговор крестьян Варзугского общества, засвидетельствованный в Кузоменском волостном правлении. Училищный совет одобрил создание школы. Подлинник приговора был отправлен мировому посреднику Кольского уезда. Крестьянам было предложено самостоятельно ходатайствовать пред кем следует о перенаправлении ассигнования в размере 50 р. на нужды ЦПШ.

Источники

РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 11. Л. 419-420. (сведения В. Н. Заозерского)

АЕВ. - 1891, №3-4, с. 11-12.

АЕИ. - 1885, №4, с. 21.

Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 3 - Архангельск, 1896. - С. 247-257.


Дата последнего обновления: 05.08.2019

Священники

(1884)1884Заринский Сильвестр Иоаннович
18841886Шкорбатов Николай
18861890Истомин Михаил Николаевич

Псаломщики

(1888)(1888)Сидоров Александр Иванович

Послужные списки