Православные приходы и
монастыри Севера



Кашкаранский приход

РФ: п. Умба - Варзугское с/п, Терский р., Мурманская обл.
РИ: Александровский /Кольский у., Архангельская губ.

Приход состоял из с. Кашкаранца на Терском берегу Белого моря, из деревень Оленицы и Сальницы. В архиве Соловецкого монастыря хранилась дарственная грамота Марфы Посадницы преп. Зосиме от 1470 г. на рыболовные тони "Кашкаранскаго ручья до красной щелейки". Самостоятельный приход был образован по указу Св. Синода №4529 от 12 декабря 1890 г. До этого селения относились к Варгузским приходам.

В Кашкаранце с давних времен существовала часовня в честь Тихвинской иконы Божией Матери (построена не позже 1725 г., о чем говорила надпись на рукописи "Слова о явлении Тихвинской иконы Божией Матери"), построенная иноками Соловецкого монастыря, жившими здесь при рыбных ловлях, над телом инока Астерия. Об этом рассказывалось в указе Архнгельской ДК от 1816 г. на основании рапорта благочинного, священника Кольского собора Иоанна Дьяконова: некогда в Кашкаранце жил на приказе при рыбных ловлях инок Соловецкого монастыря Астерий. Однажды весной в Кашкаранцах собралось значительное число охотников на морских зверей. Началась эпидемия цинги, от которой страдали многие, немало людей умирало. Когда скончался Астерий, цинга стала ослабевать, а приходящие к его могиле получали исцеление. Об этом сообщили руководству Соловецкого монастыря, на что последовало благословение перевезти тело Асетрия в монастырь. Отправившись вечером из Кашкаранца при попутном ветре, путники думали к рассвету прибыть в монастырь, располагавшийся в 150 верстах. Шли под парусами всю ночь, но на рассвете увидели, что они в Кашкаранцах. Тогда тело Астерия погребли в селе, а над ним построили часовню. Кроме Астерия, в той же часовне были погребены Авксений и Тарасий, также иноки Соловецкого монастыря, заведовавшие рыбными ловлями. По резолюции преосв. Парфения на упомянутом консисторском указе на месте погребения иноков служили панихиды и преосвященный не велел ничего добавлять к прежнему их чествованию: "что прежде над сими именуемыми мощами преподобных было отправлено [-яемо?], то и теперь отправить [-лять?], ничего не прибавляя" (Цит. по: Краткое…, с.258).

Часовня существовала до 1866 г., затем перестроена в церковь и освящена 16.12.1868 в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Места в новой церкви оказалось недостаточно, поэтому ее (кроме алтаря) перестроили в 1878 г. Церковь сгорела 29.10.1894. Вместо нее 8.7.1895 было начато строительство новой одноименной церкви, которая была освящена 11 сентября (августа?) 1895 г. На строительство церкви бендинский купец 1-й гильдии Конрад Галтер (Гампер) пожертвовал 5500 руб., за что и был награждён 3 февраля 1896 г. орденом св. Анны 3-й степени.

Приписная церковь: в честь Рождества Иоанна Предтечи в д. Оленице (35 верст от прих. храма), деревянная, построена в 1894 г., освящена 28.12.1894. Здесь же была одноименная церковь, построенная в конце 50-х - начале 60-х годов XIX в., но вскоре обветшала от влажности почвы, разобрана в 1894 г. Крестьяне Оленицы, собравшие для строительства церкви собственные средства на сумму 1700 руб., в 1895 г. получили архиерейское благословение.

11 января 1916 г. освящён новый храм в д. Сальница.

Часовня в виде амбара располагалась в 7 верстах от села на морском берегу. В ней был погребен неизвестный инок, тело которого нашли на берегу или вытащили из моря неводом при рыбной ловле.

Источники

АЕВ. - 1895, №3, с. 46; 1895, №21, с. 377; 1896, №8, с. 153; 1916, №5, с. 70.

Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 3 - Архангельск, 1896. - С. 257-260.


Дата последнего обновления: 19.03.2021

Священники

18901893Истомин Михаил Николаевич
18931910Павловский Николай Михайлович
1912(1912)Сибирцев Клавдий Яковлевич

Псаломщики

(1892)1892Сидоров Александр Иванович
18921892Ручьев Андрей Алексеевич
18921894Резанов Алексей Феофилактович
18951898Сидоровский Стефан Васильевич
18981901Спиров Михаил

Послужные списки