Православные приходы и
монастыри Севера



Варзугская Петропавловская церковь

РФ: Терский р., Мурманская обл.
РИ: Александровский /Кольский у., Архангельская губ.

В писцовой книге Двинского уезда за 1622-1624 гг. указано, что в волости Варзуга на Никольской стороне имеются две деревянные шатровые церкви: церковь апостолов Петра и Павла, с трапезой; церковь в честь свт. Николая Мирликийского Чудотворца. А "в церквах образы и свечи и книги и всякое церковное строение Великого ж государя святейшаго патриарха Филарета Никитича Московского и всея Русии крестьян и живоначалные Троицы Сергиева монастыря и Спаса нового монастыря и Сийского монастыря и Николы Чюдотворца Корелского монастыря".

При церкви служили вдовый священник Семен Васильев, дьячок Гришка Микитин, пономарь Левка Васильев сын Мотовилов.

Варзугский приход состоял из с. Варзуги, располагавшегося на обоих берегах р. Варзуги, в 23 верстах от ее впадения в Кандалакшскую губу. Окончательно приход определился 12 декабря 1890 г. До этого меньшая часть с. Варзуги, находившаяся на правом берегу реки, где стояла Успенская церковь, вместе с деревнями Кашкаранской и Сальницкой составляли Варзугско-Успенский приход. По указу Св. Синода №4529 от 12.12.1890 Успенская половина с. Варзуги была присоединена к Петропавловской и образован Варзугский Петропавловский приход. Из деревень Кашкаранской и Сальницкой, а также д. Оленицы, входившей в состав Варзугского Петропавловского прихода, образован Кашкаранский приход. До 1844 г. в состав Варзугских приходов входили Тетринский и Чапомский приходы, до 1881 г. - Кузоменский.

Первыми русскими насельниками в Варзуге, как и по всему поморью, были выходцы из Новгорода, привлеченные обилием рыбных промыслов. Увеличению населения способствовала и отдаленность края от административных центров. Как можно судить по грамотам митрополита Новгородского Киприана от 1629 г., царя Михаила Федоровича от 1643 г. и патриарха Иоакима от 1676 г. (хранились в архиве Соловецкого монастыря), в Варзуге нередко селились беглые - лопари (семиостровские), кореляки, солдаты и даже немецкие перебежчики.

С течением времени земли и угодья с их жителями становились вотчинами новгородских бояр. Известной Марфе Борецкой принадлежал Кашкаранский берег (15-20 верст от Варзуги). Затем здесь появляются вотчины монастырей - Соловецкого, Спасского - Нового Спаса (впоследствии Спасо-Прилуцкий приход в 50 верстах от Архангельска), Сийского и, возможно, других. Долгое время окрестные луга назывались: Соловецкий, Спасский, Троицкий, Сийский и т.п. Позднее образовалась патриаршая вотчина. По духовным росписям второй половины XVIII в. прихожанами Варзугских приходов (в состав которых входили селения Чапомского, Тетринского, Кузоменского, Кашкаранского, отчасти Умбского приходов) были крестьяне бывших вотчин: патриаршей, Соловецкой, Сийской (Успенский приход) и Спасской (Петропавловский приход).

Село Варзуга издавна было религиозным, административным и торговым центром. Здесь проживали не только единственные на сотни верст вокруг священноцерковнослужители, но и архиепископы (митрополиты), монастырские и патриаршие приказчики; здесь же была таможня (о чем свидетельствовали хранившиеся в архиве Соловецкого монастыря грамоты царя Бориса Годунова от 1599 г., патриаха Иоакима от 1676 г., его же от 1681 г., архиепископа Афанасия от 1683 г.). До 50-х годов XIX в. в селе было сосредоточено волостное и сельское управление, здесь находилась сельская расправа, происходил раздел и продажа тоней, зимняя торговля с лопарями (с середины ноября до начала января, главным образом около Николина дня 6 декабря ст.ст.). Нередко здесь лопари крестили своих детей, сами исповедовались и причащались.

Среди самых ранних документов, свидетельствовавших о церковно-приходской жизни в Варзуге, были: 1) тарханная грамота архиепископа Новгородского Геннадия от 1491 г. об освобождении от архиепископских сборов Варзугской церкви, принадлежащей Соловецкому монастырю (находилась в архиве Соловецкого монастыря, указана преосв. Никанором в бытность его в июле 1894 г. в с. Кузомени); 2) грамота преосв. Афанасия, архиепископа Холмогорского и Важеского, от 1683 г. церковному приказчику патриаршей вотчины Митьке Гундолову с крестьянами на построение новой Зосимо-Савватиевской церкви вместо такой же ветхой; 3) надпись, обнаруженная на храмозданном кресте в разобранной в 1877 г. Афанасиевской церкви: "лета 7105 м-ца апреля в 10 день", т.е. в 1597 г.

Приходское предание считало Варзугский Успенский приход древнее Петропавловского. Последний существовал, по крайней мере, уже в конце XVII в., о чем говорила надпись на колоколе: "202 г. купил сей колокол Варзугской волости в церковь верховных апостолов Петра и Павла и св. Николая Чудотворца на церковные деньги каргополец Иван Андреев сын Попов, весу 25 п. 11 ф.", а также на напрестольном деревянном кресте: "лета 7205 майя в 24 день положил сей крест каргополец Андрей Евсигниев сын Попов, да сын его, Иван Андреев".

Церковь во имя свт. Николая, с приделом во имя прор. Илии. Надписи на храмозданных крестах и надписи на дске из иконостаса гласили, что храм был построен в 1705 г. и освящен 28-29 июня того же года. В Соловецком монастыре были изготовлены иконостасы в 1851 г. - для Ильинского храма, в 1864 г. - для Никольского.

Церковь во имя св. апостолов Петра и Павла построена в 1864 г. Этому храму предшествовали другие. Вышеприведенная надпись на колоколе от 1694 г. упоминает храм во имя апостолов Петра и Павла и свт. Николая. 5 июля 1757 г. был освящен новый Петропавловский храм, который сгорел 30 марта 1853 г. В 1857 г. была построена новая церковь, сгоревшая 21.12.1862.

Церковь во имя преп. Зосимы и Савватия Соловецких и св. Афанасия Александрийского. Построена вместо двух обветшавших - Зосимо-Савватиевской, построенной в 1683 г., и Афанасиевской, построенной в 1597 г., по благословляющей грамоте преосвящ. Макария от 17 февраля 1878 г.

30 сентября 1902 г. освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы церковь, перенесённая из с. Кузомень на устье реки Варзуги, в Варзугский приход.

В 1893 г. в кладовой Петропавловской церкви был найден холщовый антиминс с ясными следами гвоздей, которыми он, по древнему обычаю, был прикреплен к престольной дске, поверх сорочки, относившийся, судя по надписи на нем, к концу 50-х или началу 60-х годов XVII в., но без обозначения храма. По приходскому преданию, в с. Варзуга существовал храм во имя преп. Сергия Радонежского, на месте престола которого, по словам прихожан, еще в 30-е годы XIX в. был сруб и крест справа от алтаря Никольской церкви. В приходе 25 сентября - день преставления преп. Сергия Радонежского - чтился как храмовый праздник. Возможно, найденный антиминс принадлежал Сергиевской церкви.

На одной из двух колоколен находился колокол весом 125 п. 11 ф. с вышеприведенной надписью по кругу и на боку: "лили сей колокол мастера Яков да Иван Лодыгины"; второй колокол весом 13 п. 14 ф. с надписью кругом: "лит сей колокол к церкви Николая Чудотворца в Варзугу - 1755 г.", а на боку: "лил мастер Иван Христофоров"; другие 5 колоколов были без надписей. На второй колокольне было 4 колокола: на одном весом 21 п. надпись "лил сей колокол Иван Христофоров, дьячек Кегостровский - 1771 г." и на другом, весом 10 п.: "DE+EER+AEN+CODT+CLAES+IANSN+MI+FECIT+AO 167" (т.е. 1659 г.?), другие два без надписей.

Вероятно, сначала в варзугских храмах служили монахи из монастырей: в Успенском приходе - из Соловецкого, в Петропавловском - из Спасского. Это подтверждалось отчасти церковными синодиками. В синодике Успенской церкви первыми священнослужителями указывались иеромонахи: Варсонофий (утопший), Исмаил и 7 других соловецких иноков, погребенных при церкви. Затем - род преп. Зосимы, свт. Филиппа и т.д. В синодике Петропавловской церкви были записаны имена священнослужителей: схимонаха Евфимия, священноиерея инока Нафанаила, а также роды преп. Зосимы и свт. Филиппа.

Согласно памятной книге 1822 г. и церковным документам, в Петропавловской церкви служили: Игнатий Федоров Попов 1736-1761 г.г. (из крестьян, умер в 1761 г.); Иоанн 1761-1764 г.г. (присланный на покаяние из Кевролы, возвращен в прежний приход); Алексей Степанович Федотов 1764-1795 г.г. (умер в 1795 г.); Василий Кириллов Гурьев 1795-1836 г.г. (из дьячков этого прихода, сын дьячка Успенского прихода, в 1836 г. лишился зрения, умер в 1842 г.); его сын Гавриил Васильев Гурьев 1836-1845 г.г. (из дьячков этого прихода, перемещен в Понойский приход); Василий Дмитриев (Георгиев? Гурьев?) 1845 - авг. 1882 г. (уволен на покой, умер 3.7.1888); Василий Григорьев Дьячков авг. 1883 г. - 12.1.1884 (день смерти).

На заседании Архангельского училищного совета 17 октября 1884 г. была рассмотрена докладная записка священника с. Варзуги Николая Шкорбатова от 31 августа 1884 г. на имя Его Преосвященства, с просьбой благословить открытие им церковно-приходской школы в с. Варзуге. Средства на содержание школы давали крестьяне Варзугского общества, обязавшиеся на сельском сходе 19 августа 1884 г. вносить для этого по 25 коп. с ревизской души в обществе. На сходе постановили также 50 руб., ассигнуемые этим обществом на содержание Кузоменской министерской школы, обратить на нужды будущей церковно-приходской школы. Общая сумма должна была составить 136 р. 75 к. Преподавание всех предметов, по своему желанию и по приговору сельского схода, брал на себя о. Николай Шкорбатов, десять лет проработавший учителем. Священник предоставлял также свою квартиру для проведения школьных занятий. К записке прилагался приговор крестьян Варзугского общества, засвидетельствованный в Кузоменском волостном правлении. Училищный совет одобрил создание школы. Подлинник приговора был отправлен мировому посреднику Кольского уезда. Крестьянам было предложено самостоятельно ходатайствовать пред кем следует о перенаправлении ассигнования в размере 50 р. на нужды ЦПШ.

Источники

РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 11. Л. 420-420об. (сведения В. Н. Заозерского, номера страниц неточно)

АЕИ. - 1885, №4, с. 21. АЕВ. - 1891, №3-4, с. 11-12; 1902, №20, с. 272.

Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 3 - Архангельск, 1896. - С. 247-257.


Дата последнего обновления: 18.12.2012

Священники

18841886Заринский Сильвестр Иоаннович
18871893Подосенов Иннокентий Яковлевич
18931902Истомин Михаил Николаевич
1902(1916)Попов Николай Флегонтович

Псаломщики

(1885)1885Гурьев Александр
18851886Смирнов Иоанн Федорович
18861892Попов Петр Иоаннович (7)
18921902Сидоров Александр Иванович
19021902Резанов Алексей Феофилактович
19041916Колчин Иван

Послужные списки