Понойский приход
РФ: Ловозерский р., Мурманская обл.
РИ: Александровский /Кольский у., Архангельская губ.
Приход занимал всю восточную часть Лапландского полуострова от Св. Носа, откуда начинался Терский берег, до Тетринского прихода, всего 400 верст по Терскому берегу Белого моря. В состав прихода входили с. Поной и пять лопарских погостов: Сосновский, Лумбовский, Иокангский, Куроптевский и Каменский. Село Поной располагалось в 10 верстах от впадения р. Поной в Северный Ледовитый океан. В селе находились два приходских храма. Сосновский погост лежал в 5 верстах от Сосновского маяка. Лопари этого погоста образом жизни почти ничем не отличались от русских: жили в обыкновенных домах (в которых встречались даже "горницы" с голландскими печами), оставили кочевой образ жизни и занимались не столько оленеводством, сколько морскими промыслами. Лумбовский погост (100 верст севернее с. Поной) делился на 2 части: зимнюю и летнюю. В конце XIX в. в летнем Лумбовском погосте, как и в других таких же погостах, вместо туп (жилищ) с "комельками" начали строить обыкновенные избы с печами, а более зажиточные лопари имели по две избы: одну вроде кухни с комельком, а другую - чистую, с печью. Каменский погост - самый отдаленный от с. Поной (250 верст вглубь материка). Лопари этого погоста не выезжали к морю на промыслы, а, живя у озер, ловили в них рыбу и сбывали ее в Варзуге и Кузомени.
Образование прихода относится ко времени обращения в христианство терских лопарей, сначала иноками Соловецкого монастыря, имевшего вотчины в здешних землях, а затем преп. Феодоритом. Понойский приход второй после Кандалакшского, образованный для крещеных терских лопарей. По их просьбе около 1532 г. из Новгорода была отправлена миссия, построившая на р. Поной первую церковь в честь апостолов Петра и Павла. А в 1575 г. некоему старцу Феогносту Новгородским архиереем была дана грамота, в которой благословлялось восстановить церковь и крестить лопарей, не успевших еще креститься. В 1581 г. эта церковь поступила в ведение Троице-Сергиева монастыря, а с XVII в. она перешла к Кольскому Печенгскому монастырю, село стало его вотчиной.
Первая приходская церковь находилась не в с. Поной (которого в те времена, видимо, еще не было, т.к. в 1810 г. в нем было только 7 дворов), а в 110 верстах от него и в 10 верстах от Лумбовского погоста, при впадении в р. Поной двух маленьких речек, где находилось красивое место, называвшееся "церковным старинным местом". Из некоторых документов церковного архива (указ архиепископа Варнавы от 13.1.1710 о взимании пени за браки) видно было, что уже в начале XVIII в. приходская церковь находилась в с. Поной. В первой половине XVIII в. она оставалась в ведении Кольского Печенгского монастыря, о чем свидетельствовал указ того же архиепископа Варнавы от 14.9.1726 на имя священника Андриана о перекрытии церкви новым тесом. По указу ДК от 16.6.1778 за №623 опять разрешалось перекрыть церковную крышу, затем сделать новые главы и водрузить новый крест. Указ дан по просьбе тогдашнего священника Луки Адрианова "с прихожанами", что, видимо, означает, что к тому времени с. Поной с храмом вышли из под ведения монастыря.
В конце XVIII в. церковь, по крайней ветхости, была разобрана согласно указу ДК от 28.7.1797 за №1228. Вместо нее была построена новая церковь при весьма деятельном участии священника Ивана Андрианова. В паперти Петропавловской церкви находился придельный храм в честь Успения Божией Матери, построенный в 1818 г. по ходатайству священника Андрея Андрианова и освященный в 1819 г. Придельный храм был устроен вместо отдельного Успенского храма, который сгорел в 1753 г. В 1759 г. на имя священника Андрианова был дан указ о постройке новой Успенской церкви, которая строилась очень долго и была освящена уже о. Лукой Андриановым по указу ДК от 18.6.1776 за №656. Эта церковь сгорела в 1817 г., и вместо нее был устроен придельный храм.
Еще один приходской храм - в честь Животворящего Креста Господня - начал строиться в 1869 г. на средства Кузоменского крестьянина Алексея Петровича Заборщикова и был освящен 19.11.1871. В храме хранилось старинное напрестольное Евангелие, пожертвованное в бывшую Успенскую церковь патриархом Никоном с его собственноручной надписью: "Жертвую в Понойскую Успенскую церковь. Патриарх Никон" (Цит. по: Краткое…, с. 237). Им же была пожертвована небольшая икона Богоматери в сребропозлащенной ризе с такой же надписью. Еще одна икона Божией Матери с изображением апостолов Петра и Павла на обратной стороне была найдена невредимой среди мусора и пепла после пожара, истребившего Успенскую церковь.
Приписные церкви: 1) в летнем Лумбовском погосте (100 верст от Поноя зимой и 150 верст летом), в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построена в 1883 г. прихожанином Кузоменского прихода Кольского уезда Алексеем Петровичем Заборщиковым в память мученической кончины Александра II. В 1887 г. на средства местного лопаря Ивана Ивановича Денисова церковь и колокольня были обшиты тесом, окрашены, устроена церковная ограда. 2) в Сосновском погосте (90 верст от Поноя), во имя Алексия, человека Божия, тёплая, деревянная; построена на средства выше упомянутого А.П. Заборщикова (по другим источникам - на средства местных лопарей) в память чудесного спасения императорской семьи 17 октября 1888 г. от опасности во время крушения поезда; освящена 24 января 1891 г.; 3) во имя свт. Алексия, митрополита Московского, в зимнем Иокангском погосте, построена в 1891 г. на средства того же А.П. Заборщикова, часто жившего здесь по своим делам, освящена 6 февраля 1892 г.
8 августа 1906 г. освящён новый храм в честь порока Илии в Иокангском погосте.
Часовни: 1) в честь прор. Илии, в летнем Иокангском погосте, близ Св. Носа, при р. Иоканге, построена в 1876 г. местными лопарями; 2) в честь свт. Николая, на о. Сосновце, при Сосновском маяке, построена в 1891 г. смотрителем маяка Михаилом Томиловым.
На средства А.П. Заборщикова в 1891 г. был построен дом для псаломщика.
Священники: схиеромонах Евфимий; Андриан 1710-1726 г.г.; затем священниками были его потомки: Филипп Андрианов (упоминался в указе от 27.9.1727 и в деле о сгоревшей Успенской церкви в 1753 г.); Лука Филиппов Андрианов 1762-1797 г.г.; Иван Лукин Андрианов 1797-8.3.1808 (бывший дьячок Понойского прихода); Андрей Иванов Андрианов 29.8.1808-1818 г. (из дьячков Кольского собора); Дамиан Лукин Андрианов 3.3.1819-1835 г. (бывший пономарь Понойского прихода, последний священнослужитель рода Андриановых); Иоанн Заринский 1839-1842 г.г.; Алексей Алексеевский до 1845 г. (первый священник с полным богословским образованием, получивший на проезд до Поноя 100 руб. ассигн. за согласие служить среди лопарей, успел отремонтировать церковь и колокольню, это был энергичный и распорядительный священник, добрый и простосердечный, заслуживший всеобщую любовь прихожан и сослуживцев, умер в 1847 г. в сане протоиерея Кольского собора); Гавриил Гурьев 1845-март 1854 г. (из рода Гурьевых, служивших много лет в Варзугском и в других приходах по Терскому берегу от Умбы до Поноя и заслуживших любовь лопарей; сам изготовлял переплеты для богослужебных книг; при нем некоторые иконы в иконостасе Петропавловской церкви были украшены сребропозлащенными ризами); Сильвестр Иоаннов Заринский 1854-окт. 1858 г. (им на собственные средства (46 руб.) были куплены 10 праздничных аналойных икон, преосв. Варлаам , отправляя новопоставленных иереев в Карелию и Лапландию, советовал им познакомиться с о. Сильвестром, от которого они могли бы научиться благоговейному и истовому служению, прекрасному пению и чтению, а также делопроизводству; умер в 1886 г. в с. Варзуге, будучи за штатом); Клеоник Митрофанов 1858 г. (обучался в Олонецкой ДС, куда был командирован для изучения корельского языка; до окнчания курса, из высшего отделения, был вызван в Архангельск преосв. Георгием для усиления архиерейского хора, был регентом в диаконском сане, обладал прекрасным голосом).
В 1899 г. благословение епископа Архангельского и Холмогорского Иоанникия получили; крестьянин - лапландец Иван Кириллович Матрехин за труды по устройству часовни в Каменском погосте, крестьяне Каменского и Лумбовского погостов за труды по устройству часовен в своих погостах.
Источники
Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 3 - Архангельск, 1896. - С. 233-242.
АЕВ. - 1889, №1, с. 13; 1899, №10-11, с. 325; 1906, №19, с. 348.
Дата последнего обновления: 21.04.2021
Священники | |||
1859 | 1874 | Перовский Дмитрий Васильевич | |
1874 | 1883 | Зуев Александр Алексеевич | |
1883 | 1900 | Шмаков Николай Иванович | |
1900 | 1917 | Шмаков Николай Николаевич | |
1918 | (1918) | Петров Николай | |
Псаломщики | |||
(1888) | 1893 | Шмаков Николай Николаевич | |
1893 | 1915 | Воюшин Григорий Васильевич | |
1915 | (1915) | Попов Иоанн | |
1918 | (1918) | Логинов Николай |
Послужные списки