Православные приходы и
монастыри Севера



Керетский приход

РФ: Малиновараккское с/п, Лоухский р., Республика Карелия
РИ: Кемский у., Архангельская губ.

Приход состоял из с. Керети, расположенного на берегу Кандалакшской губы, одного выселка и трех деревень в глубине материка. Почти все жители прихода придерживались раскола. В 1894 г. причастились только 8 человек из 453 прихожан - 3 мужчин и 5 женщин.

На основании устного предания была составлена церковно-приходская летопись. Согласно этой летописи, Кереть первоначально была вотчиной Соловецкого монастыря. Здесь были устроены соляные варницы и расчищены сенокосные поля. Рыболовные тони в нескольких верстах от села еще долгое время назывались "монастырскими". Соловецким монастырем были, вероятно, построены первые церкви: одна во имя вмч. Георгия и другая во имя свт. Николая Чудотворца, около которых находилась еще часовня во имя вмч. Димитрия Солунского.

Георгиевская церковь была построена в 1593 г., о чем говорилось в грамоте митрополита Новгородского Варлаама. Николаевская церковь построена по грамоте митрополита Аффония в первой половине XVII в. Из жития преп. Варлаама Керетского Чудотворца видно, что Георгиевская церковь и в 1664 г. уже существовала, т.к. в этом году в нее были перенесены из Чупской губы мощи преподобного. В январе 1725 г. по указу Св. Синода мощи преп. Варлаама были освидетельствованы соловецким иеромонахом Ионой и десятским священником Кушерецкой волости Епимахом, после совершения Божественной литургии. Мощи были обретены нетленными. Затем, при большом стечении народа, мощи были перенесены в церковь вмч. Георгия, где они были положены около левого клироса. В 1769 г. обе церкви сгорели. Мощи св. Варлаама были вынесены и поставлены за четверть версты от села, где впоследствии был поставлен крест. По устному преданию, на месте пребывания мощей появился ручей, водой которого заливали горящие церкви и следы которого были видны многие десятилетия.

Около 1773-1774 г.г. была построена двухэтажная церковь с двумя престолами: в верхнем этаже, где у левого клироса были поставлены мощи преп. Варлаама, - в честь вмч. Георгия и в нижнем - во имя свт. Николая Чудотворца. Этой церкви, как и другим церквям на Кемском берегу Белого моря, грозила опасность от англичан во время Крымской войны. Поэтому приходской священник Ф. Ануфриев просил у епархиального начальства разрешение на перенос мощей преп. Варлаама в безопасное место. В ответ на эту просьбу последовало распоряжение "до святых мощей… не касаться совершенно, следуя тому, что и Св. Синод касательно мощей почивающих в Соловецкой обители не дал никакого распоряжения" (Цит. по: Краткое…, с. 182). Но, оставшись невредимыми от рук врагов, церковь и мощи преподобного стали жертвами пожара, случившегося 26 мая 1857 г. из-за неосторожнго обращения с огнем, причем сгорело все имущество верхнего храма и, кроме того, до 26 крестьянских домов. Вскоре в Керети была построена часовня, в которой поместили оставшуюся утварь и иконы из нижнего сгоревшего храма.

Новая церковь была построена в 1859-1867 г.г. Престолы: главный - во имя свт. Николая Чудотворца, в южной части храма - во имя вмч. Георгия, в северной - в честь преп. Варлаама Керетского, останки святых мощей которого, собранные после пожара, хранились в новом храме, в раке, пожертвованной прихожанкой Н. Савиной. Усердием местных прихожан братьев Александра, Владимира и Алексея Савиных, во всех трех храмах в 1889 г. были устроены новые иконостасы, стоившие вместе с несколькими новыми иконами 3000 руб. Рака с мощами была устроена в виде продолговатого ящика, покрашенного черной краской, с изображением креста. Рака была обнесенажелезной решеткой, окрашенной в зеленый цвет. Над ракой была установлена сень на четырех столбах, на ней украшенная резными узорами. На раке находился пятничный образ преп. Варлаама.

Жертвователи: учительница ЦПШ получала жалование 120 руб. в год из средств попечительницы школы Н. Савиной.

В 1885 г. приход был включен в состав Кемско-Керетского миссионерского комитета 1-го разряда (к этому разряду относились приходы Архангельской епархии, которые в сильной степени были заражены старообрядческим расколом).

Священники: Михаил Плотников 1777-1788 г.г.; Петр Семенов Ануфриев 1788-1800 г.г. (из дьячков Керетского прихода); Григорий Михайлов Плотников 1802-1812 г.г. (из пономарей); Никита Ануфриев 1813-1827 г.г.; Иоанн Григорьев Плотников 1828-1843 г.г. (из диаконов); Евдоким Абрамов Второй 1843-1846 г.г. (Олонецкая ДС); Михаил Федоров Михайлов 1846-1851 г.г.; Иоанн Логиновский 1851-1852 г.г.; Федор Андреев Ануфриев 1852-1865 г.г.; Александр Иоаннов Васильев 1866-1869 г.г. (АДС, студент); Александр Алексиев Зуев 1869-1872 г.г. (АДС, студент); Евгений Васильев Никифоров 1873-1875 г.г.; Лев Стефанов Владимиров 1875-1883 г.г.

Источники

АЕИ. - 1885. - №4. - С. 11.

Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 3 - Архангельск, 1896. - С. 180-188.


Дата последнего обновления: 14.12.2012

Священники

18831890Зимин Александр Ксанфиевич
18901891Видякин Владимир Макарович
18921894Ильинский Александр Матфеевич
18941896Мелетиев Василий Иоаннович
18971902Прялухин Василий Григорьевич
19021905Титов Авенир Екзакустодианович

Псаломщики

(1892)1892Бутаков Ферапонт
18921899Бутаков Николай Ферапонтович
18991905Шешенин Николай
19051906Сампсонов Серапион
19061912Федоров Константин
19121916Нечаев Александр
19171918Галактионов Константин
1918(1918)Людсков Николай

Послужные списки