Нюхченский приход (Кемск)
РФ: Нюхчинское с/п, Беломорский р., Республика Карелия
РИ: Кемский у., Архангельская губ.
Приход состоял из д. Нюхченской (расположенной по обоим берегам р. Нюхчи) и д. Оштомозерской (31,5 версты от д. Нюхченской вверх по течению Нюхчи). В 1590 г. царь Федор Иоаннович пожаловал Нюхчу Соловецкому монастырю. В это время здесь стоял большой храм во имя свт. Николая, на его колокольне висел колокол в 100 пудов. Этот колокол в Смутное время, во время литовско-русских набегов на поморские селения, был утащен и оставлен в с. Толвуе.
Храм сгорел от удара молнии. Вместо него построена двухэтажная церковь с 4-мя престолами: в верхнем этаже во имя Живоначальной Троицы и Богоявления Господня, а в нижнем во имя свт. Николая и сщмч. Климента. Церковь сгорела в ночь с 8 на 9 мая 1770 г. по оплошности сторожа, который был за это наказан розгами на Никольской горе. В том же году начато строительство новой церкви. 13 октября 1883 г. церковь сгорела по той же причине, что и предыдущая. 19 октября 1883 г. началось строительство временной церкви в честь сщмч. Климента. Она была освящена 19 декабря.
По храмозданной грамоте от 31.3.1885 Преосвященного Нафанаила в 1886 г. началось строительство церкви на средства ораниенбаумского 2-й гильдии купца Алексея Вишневского, который 3 февраля 1886 г. был награждён за храмостроительство орденом св. Анны 3-й степени. В новой церкви было два престола: главный - в честь Богоявления Господня, второй - в честь Живоначальной Троицы, освящены в 1887 г.
Часовни: 1) в честь свт. Николая, построена в 1895 г. на месте явления вышеописанной иконы; 2) в честь прор. Илии на "Святой горе" (3 версты от прих. храмов). На эту гору можно было подняться только по узкой тропинке с западной стороны, где стояла часовня. При набегах поляков и литовцев гора служила убежищем для нюхченских жителей.
В приходе особо почиталась икона свт. Николая (9х7 вершков), врезанная в большую доску с изображением чудес святителя. Был сделан золоченый киот высотой 4 аршина, установлен у солеи, посредине храма. Икону называли явленной, Уккозерской. Внизу иконы находилась надпись: "Сей чудотворный образ Николая Чудотворца прославися чудесным явлением, в суземки у озера Уккозера. А оттуда перевезен по Указу Его Императорского Величества, благословением и резолюциею Его Пресвященства Иосифа всию прихотцкую церковь 1820 года февраля 29 дня. Устроен киот попечением священника Федора Федорова на усердно пожертвованную сумму 1822 г. мастером Федором Синицыным" (Цит. по: Краткое…, с. 147-148.). О явлени этой иконы нет сведений. В память перенесения ее с Уккозера в приходскую церковь 29 февраля читался акафист свт. Николаю.
Существовало предание о том, что один из польских панов, явившись в Нюхчу для грабежа и разорения, остановился у горы с западной стороны для ночлега со своими спутниками. В ту же ночь ему было видение, будто на его людей напал страх, так что они стали бросаться в озеро, находящееся рядом с горой, а сам пан ослеп. Проснувшись, он рассказал об этом видении своим сподвижникам и, заявив, что с этого времени он оставляет свое преступное ремесло, отправился к местному приходскому священнику и прнял от него крещение с именем Антипы и фамилией Панов. Впоследствии, живя в Нюхче, он освоил искусство мореплавания и, как опытный моряк, управлял судном Петра Великого и спас царя и всех его спутников от верной смерти в Унских рогах. Получив от царя в подарок фуражку, по предъявлении которой любому виноторговцу он мог пить вина бесплатно сколько угодно, Антипа Панов неумеренно пользовался этим правом и умер от пьянства.
В 10 и 18 верстах от Нюхчи располагались два раскольнических скита.
В 1885 г. приход был включен в состав Сумско-Нюхотского миссионерского комитета 1-го разряда (к этому разряду относились приходы Архангельской епархии, которые в сильной степени были заражены старообрядческим расколом).
Священники: Кузьма Колпаков (ум. в 1728 г.); его сын Матфей Козьмин Колпаков 1728-1739 г.г.; Иоанн Матфиев Колпаков (овдовев, принял монашество с именем Иероним, был настоятелем Соловецкого монастыря в 1778-1793 г.г., скончался в Крестном монастыре в 1804 г.); Василий Филиппов Дунин 1756-1790 г.г.; Стефан Васильев Дунин 1790-1818 г.г.; Федор Федоров Федоров 1818-1837 г.г.; Иеремия Алексеев Попов 1837-1846 г.г.; Евсигний Матфиев Олехов 4.6.1847-март 1848 г.; Симеон Тимофеев Никитин март-июль 1848 г.; Михаил Иванов Никитин 10.7.1848-окт. 1849 г.; Иоанн Самуилов Келарев окт. 1849 г.-сент. 1851 г.; Иоанн Иванов Ульяновский 24.1.1852-26.11.1855; Иоанн Григорьев Алексеев нояб. 1856 г.-1859 г.; Александр Иннокентиев Попов дек. 1859 г.-июль 1884 г.; Николай Васильев Шангин 28.10.1884-дек. 1886 г. (определен на должность эконома при АДС).
Церковный староста: Степан Кичигин с 1887 г.
Источники
АЕИ. - 1885, №4, с. 11; 1886, №14, с. 26.
Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 3 - Архангельск, 1896. - С. 146-150.
Дата последнего обновления: 01.07.2018
Священники | |||
1852 | 1855 | Ульяновский Иоанн Иоаннович | |
1859 | 1884 | Попов Александр Иннокентиевич | |
(1886) | (1886) | Шангин Николай Васильевич | |
1887 | 1889 | Ивановский Алексей Иванов | |
1889 | 1894 | Титов Павел Екзакустодианович | |
1894 | 1905 | Костылев Александр Иоаннович | |
1905 | 1907 | Дорожаевский Иоанн Алексеевич | |
1908 | (1908) | Зуев Павел | |
Псаломщики | |||
1891 | 1897 | Артеев Григорий Иоаннович | |
1897 | 1898 | Шилов Павел | |
1898 | 1901 | Иоилев Илия | |
1901 | 1914 | Малевинский Иннокентий Васильевич | |
1914 | 1915 | Иоилев Симеон | |
1915 | 1917 | Баранкеев Иоанн Васильевич | |
1918 | (1918) | Зуев Михаил |
Послужные списки