Православные приходы и
монастыри Севера



Сумский приход

РФ: Сумпосадское с/п, Беломорский р., Республика Карелия
РИ: Кемский у., Архангельская губ.

В приход входили: Сумский Посад (с приходскими храмами), деревни Лапинская, Сумостровская и Ендогубская. В XV в. Сумская волость была присоединена к владениями Великого Новгорода, а в 1452 г. грамотой Марфы Посадницы Сума была отдана во владение Соловецкого монастыря. В частности, о пожаловании Сумы монастырю упоминается в житии преп. Зосимы Соловецкого, где говорится, что, когда преп. Зосима приходил в Новгород с жалобой на "насельников боярских, и слуг вельможеских, и помещиков земли Корельския", то Марфа "даде монастырю его деревню при реце Суме". В 1476 г., по сообщению Соловецкой летописи, когда "Ливонского города Немцы православных христиан Греческаго закона почали изгонять и мучить, и тогда от их немецкого озлобления многие переселились в Новгородскую область на Заонежье и Соловецкое поморие; тогда и в Суму Имлянинов, Рогуев, Махилев, Сандальцев и иные поселились". По уничтожении Новгородского веча, права монастыря на владение Сумой были подтверждены царской грамотой от 1553 г. Сумская волость с этого времени называется Соловецкой вотчиной. Монастырь управлял Сумой и взимал повинности через своих старцев и мирских выборных людей. В числе других повинностей была и повинность рабочей силой. Сума стала главной поморской вотчиной Соловецкого монастыря, в которой сосредоточилось главное монастырское управление всеми вотчинами; здесь зимой жили соловецкие настоятели. Через Суму, как первый приморский пункт на пути из Новгородской волости, отправлялись богомольцы в Соловецкую обитель.

По учреждении штатов в 1764 г. у монастыря были отобраны все вотчины и переданы в ведение Коллегии Экономии. Во владении монастыря остались в Суме 4 пожни и подворье. Некоторое время, до 1793 г., это подворье служило местом пребывания архимандритов.

Возможно, первое упоминание о приходских церквях относится к 1553 г., когда в царской грамоте упоминались церковь Успения Пресвятой Богородицы и церковь Николая Чудотворца. Сначала Успенская церковь стояла за острогом, а в 1583 г. была перенесена в острог. В марте 1689 г. сумляне били челом соловецкому архимандриту Фирсу с братией о разрешении построить вместо обветшавшей деревянной Успенской церкви новую каменную с приделом в честь Соловецких чудотворцев. Архимандрит обратился к архиепископу Холмогорскому Афанасию, который и дал благословляющую грамоту на постройку церкви без придела. В грамоте от 1693 г. Афанасий, по челобитной сумского церковного приказчика Никифора Пашина, дает благословение и на построение придела.

5 марта 1765 г. сумские священники с причетниками и прихожанами донесли Преосвящ. Иоасафу, что имеющаяся в приходе шатровая деревянная церковь во имя свт. Николая, существующая более 200 лет, пришла в ветхость, и что прихожане просят дозволения построить новую церковь. Указ консистории за №372 последовал 6 марта. Церковь была построена и 15 октября 1767 г. освящена. В 1779 г. холмогорским крестьянином Ст. Петр. Скомороховым был сделан резной иконостас, за 150 руб. асс. В 1811 г. был устроен придел в Никольском храме во имя мчц. Параскевы.

В 1827 г., по просьбе причта, консисторией была выдана книжка для сбора денег на постройку второго этажа в каменной церкви и в нем престола во имя св. Иоанна Златоуста. Было собрано 1060 руб. Кроме того, любимский купец Иван Милов желал пожертвовать 2000 руб., но строительство почему-то не было начато.

Было также несколько крестов, перед которыми совершались краткие литии во время крестного хода вокруг посада в праздник Преполовения.

Часовни имелись во всех 4-х селениях прихода (Сумский Посад и деревни Лапинская, Сумостровская и Ендогубская). Ендогубская часовня была построена в 1622 г. Находящаяся при Сумской губе часовня возобновлена при архим. Геннадии.

В часовне под Никольским храмом почивали мощи преп. схимонаха Елисея Сумского, постриженника Соловецкого монастыря. Мощи были дважды исследованы. В первый раз с этой целью в 1668 г. был прислан из Москвы стольник А. С. Хитрово. В результате над могилой святого построили часовню. Вторичное расследование проводилось в 1710 г. по распоряжению архиепископа Холмогорского Рафаила, при соловецком архимандрите Фирсе. Память святого совершалась ежегодно в Суме 14 июня, в день пророка Елисея, и праздновалась подобно храмовому празднику. Накануне в часовне совершалось всенощное бдение по общей минее, а утром после литургии там же служился молебен преподобному с присоединением водосвятного молебна. Кроме того, каждый воскресный день после литургии служилась панихида в часовне, где поминалось имя схимонаха Елисея и еще 4 имени, возможно, его родственников: иеродиакона Сильвестра, Сильвестра, монахов Феофана и Наума, а также всех, чьи имена записывались богомольцами. По преданию, в одно время пол в часовне невидимой силой начал подниматься, и попытки привести его в надлежащее положение были напрасны. Тогда пол разобрали и нашли мощи святого с запиской в руках, на котрой были написаны эти имена. После этого чудесного события и началось совершение панихид.

В 1808 г. в Сумском Посаде по докладу преосвящ. Парфения было открыто духовное приходское училище. Об одном из воспитанников училища в указе о назначении псаломщиком было сказано: "… научился хорошо российской грамматике, первой и второй части арифметики, пространному катехизису, нотному обиходному и отчасти партесному пению, краткому церковному уставу и началам греческого и латинского языков" (Там же, с. 141). В 1814 г. училище было переведено в г. Кемь. Вместо него в Сумском Посаде в 1834 г. было открыто сельское училище.

В Суме был распространен раскол, проникший сюда из Пертозерского скита. Этот скит достиг своего наивысшего развития при наставницах Карташевых. В 1823 г. на Пертозеро прибыла из Петербурга дочь прапорщика Карташева Софья "в иночестве Анфиса, веры и церкви той, которая существовала до Никона (Там же, с. 142), как она заявляла на следствии. В 1837 г. прибыла в скит ее мать, Анна Карташева, в иночестве Домника, с сыном своим Григорием. При них раскол начал распространяться быстро и успешно. В 1842 г. было возбуждено против них дело, длившееся несколько лет и почти ничем не кончившееся. В 1849 г. было решено уничтожить скит, раскольников, живущих там, вернуть на прежние места жительства и отдать на увещание местного духовенства. Однако скит не был закрыт и существовал еще не одно десятилетие, получая крупные пожертвования из Москвы, от "ревнителей древнего благочестия".

7 июля 1870 г. Суму посетил великий князь Алексей Александрович. Он присутствовал на литургии, посетил часовню преп. Елисея, заказал молебен свт. Николаю. По возвращении в Санкт-Петербург великий князь прислал сумлянам подарок - небольшой ботик, который хранился под особым навесом.

29 июня 1885 г. в Суме побывал великий князь Владимир Александрович. После литургии, приняв хлеб-соль от местного общества и осмотрев местный отряд пограничной стражи, он проследовал на Повенец.

Приходская церковь имела свое судно "Св. Николай" для перевозки богомольцев на Соловки, но в 1885 г., когда начали ходить в Суму соловецкие пароходы, судно было продано.

Жертвователи: Иван Милов пожертвовал капитал в 500 руб.

Во время холеры 1848 (?) г. некто Башмаков, из сумских мещан, получивший звание санкт-петербургского купца, был намерен построить кладбищенскую церковь и богадельню. Церковь он не построил, но на его капитал в 10000 руб. асс., с добавлением общественной суммы, в 1834 г. было основано и содержалось одноклассное училище МНП. Ежегодно Башмаков посылал 200 руб. на бедных прихода. Он же пожертвовал две парчовые ризы.

В 1885 г. приход был включен в состав Сумско-Нюхотского миссионерского комитета 1-го разряда (к этому разряду относились приходы Архангельской епархии, которые в сильной степени были заражены старообрядческим расколом).

19 августа 1893 г. Успенская церковь освящена после ремонта.

Настоятели: Лука Андреев (1720)-1732 г.г.; Иаков Никонов (1) 1732-1749 г.г.; Иерофей Калинин (2) 1749-1772 г.г.; Андрей Алексеев (3) 1772-1776 г.г.; Матфей Сорокин 1776-1803 г.г.; Тимофей Никитин 1803-1807 г.г.; Петр Ануфриев 1807-1821 г.г.; Симеон Никитин 1821-1847 г.г.; Михаил Федоров 1847-1849 г.г.; Гавриил Лысков 1849-1862 г.г.; Петр Варфоломеев 1862-1881 г.г.

2-е священники: Алексий Иванов (1720)-1729 г.г.; Иаков Никонов (1) 1728-1732 г.г.; Иерофей Калинин (2) 1732-1749 г.г.; Матфей Никифоров 1749-1757 г.г.; Андрей Алексеев (3) 1757-1772 г.г.; Матфей Иерофеев 1774-1776 г.г.; Матфей Калинин 1776-1788 г.г.; Иван Калинин 1789-1797 г.г.; Гавриил Молчанов 1809-1814 г.г. (в 1804-1809 г.г. служил в Малошуйском приходе Онежского уезда); Иоанн Сорокин 1815-1819 г.г.; Михаил Павловский 1841-1843 г.г., вторично 1853-1858 г.г.; Алексий Ручьев 1858-1871 г.г.; Стефан Афанасьев 1871-1876 г.г.; Михаил Тамицкий с 1887 г.

Диакон: Матфей Ерофеев 1767 г.

Церковный староста: Яков Вязьмин с 1887 г.

Источники

АЕВ. - 1894, №4, с. 72.

АЕИ. - 1885. - №4. - С. 11.

Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 3 - Архангельск, 1896. - С. 131-144.


Дата последнего обновления: 10.06.2014

Священники

18761887Павловский Феодор
18831887Ильинский Матфей Федоровичнастоятель
1887(1887)Кононов Феодор Дмитриевич2-й
18871892Васильев Алексей Александрович1-й
18921907Теремицкий Анатолий Васильевич
19071908Синцов Клавдий
19081913Изюмов Василий Васильевич
1914(1914)Сампсонов Александр

Псаломщики

(1891)1891Ручьев Андрей Алексеевич
(1892)1892Бурнашев Иаков
18921894Варфоломеев Александр Андреевич
18941897Федоров Михаил Александрович
18971898Петропавловский Александр Вениаминович
18981900Клокотов Феодор
19001910Пашин Феодор
19101912Колчин Феодор
19121914Орлов Петр
1914(1914)Журавлев Матвей

Послужные списки