Православные приходы и
монастыри Севера



Владыченский приход

РФ: д. Копыловка (Погост), Онежский р., Архангельская обл.

РИ: Онежский у., Архангельская губ.

Приход состоял из 18 деревень, располагавшихся по берегам р. Онеги. Приходской храм находился в д. Глазовской. До перехода Новгорода под власть московских государей приход принадлежал новгородским владыкам и назывался то "Владыченским усольем", то "Ордомским погостом Владыченской волости в Турчасовском стане". С середины XVII в. он принадлежал Соловецкому монастырю, построившему здесь Зосимо-Савватиевскую часовню. При отчуждении земель от монастырей стал самостоятельным приходом Олонецкой губернии Каргопольского уезда. Из сказания о явлении чудотворной иконы вмц. Варвары в 1539 г. известно, что вскоре после этого была построена и освящена церковь в честь святой Варвары.

По сказанию, один крестьянин по имени Вукол при рубке одной березы заметил, что из нее течет кровь. По его приглашению собрались к этому дереву местные жители и, не заметив на нем ничего особенного, порешили срубить его; но когда дерево упало, все заметили на нем образ с ликами вмц. Варвары в середине, Николая Чудотворца и вмц. Параскевы - по сторонам. Новообретенная икона тотчас была перенесена в дом Вукола, причем пятидесятилетняя слепорожденная дочь его чудесно прозрела. Но на следующее утро икона оказалась на том месте, где она была обретена. Крестьяне решили построить на этом месте часовню для хранения иконы. По молитвам перед иконой получали исцеление многие больные разного рода. По требованию архиепископа Новгородского Макария (впоследствии прославленного) эта икона была привезена в Новгород, но спустя некоторое время опять чудесно оказалась на прежнем месте. Пораженные таким событием, жители построили деревянную церковь во имя вмц. Варвары, а царь Иван Васильевич IV и архиепископ Макарий прислали на украшение церкви золото, серебро, драгоценные камни и утварь. Церковь эта простояла более 100 лет и была разобрана по ветхости. Вторая Варваринская церковь сгорела, при этом икона оказалась за четверть версты от пожарища совершенно невредимая. В 1854 г. сгорела третья Варваринская церковь. Вместо нее в 1857 г. построена новая, близ д. Щипинской. Эта церковь была приписной к Городецкому приходу.

Приходской храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом во имя свт. Николая был построен в 1840 г. О древних храмах известно было из грамот новгородских митрополитов: Питирима - от 20.3.1669, на имя иерея Введенского храма Владыченской волости Сидора Иванова и Макария - от 19.2.1661, на имя Федора Симонова, иерея Никольского храма Ордомского погоста Владыченской волости Турчасовского стана в Каргопольском уезде. Эти храмы ко времени написания грамот были уже настолько ветхими, что служить в них было невозможно. Поэтому жители во главе с церковными старостами Егоркой Марковым (в 1669 г.) и Петрушкой Дмитриевым Поповым просили благословения на строительство новых храмов. Храмы были построены. Введенский к началу XVIII в. уже обветшал, прихожане с церковным старостой Иваном Аникиевым сыном Анисимовым ходатайствовали о разрешении на строительство нового храма и получили благословение Преосв. Аарона, епископа Корельского и Ладожского, от 27.4.1719 на устройство новой теплой церкви с трапезой. Вероятно, вместо двух ветхих храмов был построен один Введенский храм с Никольским приделом. Он сгорел в 1827 г., вместо него в 1840 г. был построен каменный Введенский храм с приделом Николая Чудотворца. В 1826 г. на кладбище была построена каменная церковь в честь Иннокентия Иркутского.

Священники: Александр Таратин 1887 г.

Церковный староста: Иван Бученинов 1887 г.

Источники

Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 3 - Архангельск, 1896. - С. 88-91.

Священники

(1886)1888Таратин Александр Андреевич
1888(1889)Поликин Константин
(1896)1896Иванов Михаил
1896(1903)Попов Петр Федорович (4)
1904(1917)Корелин Николай

Псаломщики

18681901Пасторов Василий Алексеевич
1902(1902)Денежников Александр

Послужные списки