Городецкий приход
РФ: Онежский р., Архангельская обл.
РИ: Онежский у., Архангельская губ.
В приход входили 23 деревни, располагавшиеся по обоим берегам р. Онеги. Приходской храм располагался на правом берегу. Свое название приход получил от села Городка, которое встарину называлось "городок Рагонима" и входило в состав Турчасовского стана Каргопольского уезда. Каменный храм был построен в 1871-1876 г.г. До этого существовали деревянные церкви, которые были уничтожены тремя пожарами. В последней из них под местными образами, вместо пелен, были помещены шесть изображений сивилл с их пророчествами, перенесенных задолго до этого из Турчасовского прихода. Под иконой Спасителя была сивилла с именем Еметрия с таким пророчеством: "тако будет знамение: потрясется вся земля, снидет Господь Бог с небесе на землю судити миру во гласе трубне, возстанут мертвии из гробов во мгновение ока и узрят вси очима своима нелицемернаго судию, и воздаст комуждо по делам его". Под иконою Богоматери в Предтеченском приделе вторая сивилла, именем Гырбутина, носившая на главе козлиную кожу, жившая за 19 лет до Рождества Христова в Риме "и, когда Августа хотели Богом звати, показавшая в небе чистую Деву, держащу Превечнаго Бога", причем "царь паде от страха на землю и заповеда римлянам Августа богом не звати". Третья сивилла - Любика, ходившая в зеленом венце - под образом Благовещения в том же приделе, так сказала: "приидет день светлости и разгонит все темности, будет дан новый дар: Бог превечный воплотится от Девы чистыя родится и от сосцу ея воспитан будет, немым уста отверзет, слепым прозрение даст, храм Божий разоренный исправит; егда его воздвигнет, к тому уже неподвижен во веки станет". Четвертая, Симия (жившая за 2 года до воплощения Сына Божия, ходившая в цветном одеянии и метавшая голый мец (?) под ноги свои), под образом Рождества Христова, "сице рекла: снидет на землю Бог великий и родится в человецех от Девы чистыя, всяко животное Тому славу воздаст, небо и земля прославит, Божественное время людем тем будет, иже учение Его слушати имут и, видевше чудеса Его, Бога исповедят". Пятая, Елипостанка, под образом Богоявления господня, предрекла: "грядет Господь с высоты на тихие люди и в нискость, послет на весь свет христианскому роду избавителя и освободителя от диаволя мучительства; той от Девы чисты родится человеком скверным греха отпустит". Шестая, Дельборика (с повязкой на главе и с воловьим рогом в руках), под образом Пресвятой Троицы, предсказала: "В чистую Деву Бог вселится, в рабий образ Господь облечется; тогда уразумеют людие древних пророков пророчества, Господа своего того нарекут. О, человече! Познай Господа своего: се приидет Господь пророк ради и твоего избавления, иже весь мир учением своим просветит, и веруяй во имя Его живот вечный наследствует".
Каменный теплый храм начали строить в 1871 г. на средства местных крестьян и благотворителей. Престолы были освящены 28 и 29 января, 24 ноября 1876 г.: в честь Рождества Пресвятой Богородицы, справа - в честь пророка Илии, слева - в честь вмц. Параскевы, в трапезе на южной стороне - в честь рождества Иоанна Предтечи. В храме хранился образ св. Параскевы, в рост человека, уцелевший после всех трех пожаров, уничтоживших предыдущие церкви. После третьего пожара эта икона не сразу была найдена, и на месте ее обретения была построена церковь, существовавшая до постройки каменного храма.
Почиталась также Тихвинская икона Божией Матери (3х2,5 вершк.), находившаяся в Предтеченском приделе с частицами: Животворящего Креста Господня, Ризы Богоматери и мощей разных святых: Иоанна Предтечи, Иакова - брата Господня, Андрея Первозванного, Климента, папы Римского, архидиакона Стефана, Филиппа, митрополита Московского и др. Эта икона была пожертвована в начале XVIII в. крестьянином Фалалеевым, который получил ее в благословение от своего отца, инока Соловецкой обители.
Часовни: Крестовоздвиженская (3 версты от прих. храма); Предтеченская (0,5 в.) на старом кладбище.
Жертвователи: крестьянин Павел Чекалов жертвовал средства на содержание прислуги и на отопление половины священнического дома, в которой располагалась ЦПШ.
Церковный староста: Павел Чекалев 1887 г.
Источники
Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 3 - Архангельск, 1896. - С. 84-87.
Священники | |||
(1885) | 1890 | Иванов Прокопий Федорович | |
1891 | 1907 | Павлов Феодор | |
1907 | 1914 | Казаков Николай Константинович | |
1914 | (1914) | Родимов Аркадий | |
Псаломщики | |||
(1885) | (1885) | Васильев Николай Иоаннович | |
1891 | 1910 | Легатов Петр | |
1910 | 1912 | Попов Алексей | |
1912 | (1912) | Попов Стефан |
Послужные списки