Православные приходы и
монастыри Севера



Прилуцкий приход (Онеж)

РФ: Чекуевское с/п, Онежский р., Архангельская обл.

РИ: Онежский у., Архангельская губ.

Прилуцкий Покровский приход упоминался в купчих Кожеозерского монастыря с 1557 г., его жители причислялись к Турчасовскому стану Каргопольского округа. К концу XIX в. приход состоял из 16 селений, храмы располагались на левом берегу р. Онеги. Первая церковь была освящена в честь Покрова Божией Матери. Следующая Покровская церковь была построена по благословению митрополита Новгородского Никона в 1647 г., как гласила надпись на храмозданном кресте, найденная 1.10.1853: "Освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; воздружен бысть крест сей в церкви Пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Покрова. Лета 7155 июля в 1 день, на страсть чудотворцев и безсребренников Космы и Дамиана, при Благоверном царе и Великом князе Алексие Михайловиче всея России и при митрополите Никоне Великаго Нова-града и Великолуцком" (Цит. по: Краткое…, с. 75). О церквях упоминалось в подписях под двумя купчими и в одной рядной записи: под купчей крестьян от 1557 г. подпись: Купчую писал Покровский дьячек Еремка Онфимов"; под купчей Кожеозерского монастыря от 1563 г.: "Купчую писал Прилуцкой церковной дьячек Еремка Онфимов"; рядная запись Григория Трофимова от 1660 г. начиналась словами: "Я Григорей Трофимов Прилуцко-Покровского прихода церковной пономарь дал есми запись Покрова Святей Богородицы церковному старосты" (Цит. по: Краткое…, с. 74). Покровская церковь сгорела 26 июня 1864 г. вместе с другими церквями.

В приходе издревле существовала церковь во имя Рождества Христова и сщмч. Климента, папы Римского. О ней упоминалось в рядной записи Григория Трофимова от 1660 г. В 1699 г. Климентовский престол, по благословению митрополита Новгородского Иова, был упразднен, а Христорождественский перенесен на другое место (возможно, на середину между прежними двумя рядом стоящими алтарями), после чего церковь была освящена 30.9.1700. Церковь была разобрана по ветхости в 1857 г. В том же году началось строительство новой Христорождественской церкви по благословению Преосвящ. Антония. Предполагалось устроить 3 престола: Рождества Христова, сщмч. Климента, папы Римского, и Живоначальной Троицы. Но, еще не достроенная, эта церковь сгорела 26.6.1864, когда в ней был освящен только Христорождественский престол. Вместо храма сщмч. Климента, существовавшего до 1700 г. в одном здании с Христорождественским, в том же году был устроен и освящен отдельный сначала небольшой храм в честь того же угодника Божия, по благословению Иова, митрополита новгородского. В 1791 г., по благословению Преосвящ. Димитрия, архиепископа Новгородского, над этим храмом был устроен второй этаж и в нем холодный храм, во имя Пресвятой Троицы. Этот двухпрестольный и двухэтажный храм, за ветхостью, разобран в 1857-1860 г.г.

Кроме того, существовала кладбищенская церковь в честь преп. Феодосия Тотемского, каменная, построенная в 1828 г. на средства прихожан.

Приписная церковь: в д. Канзопенде (Давыдовской), в честь мучч. Кирика и Иулиты, деревянная, построена в 1847 г. вместо часовни, по благословению Пресвященного Варлаама, освящена 16.2.1847.

Вместо сгоревших церквей был построен пятипрестольный храм. Престол в честь Рождества Христова освящен 27.1.1869 настоятелем Крестного монастыря, архимандритом Кириллом, второй - Покрова Пресвятой Богородицы, освящен 28.1.1869, третий - сщмч. Климента, освящен 28.1.1870, четвертый - Живоначальной Троицы и пятый - Тихвинской иконы Божией Матери, освященные 27 и 28 января 1874 г. Особенно деятельное участие в устройстве храма принимали крестьяне Петр Степанов Дьяков, Григорий Матвеев Кузминский, Степан Васильев Воронин и Иван Михайлов Романовский.

23 мая 1893 г. в д. Клещеве началось строительство каменной приписной церкви в честь иконы Божией Матери всех скорбящих Радость и вмч. Георгия Победоносца, освящена 10.3.1896 настоятелем Кожеозерского монастыря игуменом Питиримом. Церковь была построена на средства местного крестьянина Петра Тимофеевича Лазарева. Каменная, в византийском стиле, с наружными лепными украшениями. 18 мая 1898 г. открыт самостоятельный Клещевский приход. Места 2-го священника и 2-го псаломщика при Прилуцкой церкви закрыты.

Часовни: в д. Фехтольме, во имя Казанской иконы Божией Матери, построена в 1797 г.; в д. Онуфриевской, во имя преп. Онуфрия, построена в 1791 г.; при д. Щипинской Хорошевской, Сретенская; при д. Выдринской Трофимовской, в честь Тихвинской иконы Божией Матери, построена в 1741 г.; при д. Ивановской Калининской, Петропавловская; при д. Кузминской, Ильинская, построена в 1795 г.; при д. Кернежской, во имя Никодима Кожеозерского, построена в 1732 г. вместо прежней древней, в которой неоднократно бывал и молился патриарх Никон в бытность его игуменом Кожеозерского монастыря.

Попечителем ЦПШ состоял местный крестьянин Лев Филиппов Можайцев.

Жертвователи: в 1887 г. крестьяне Михаил и Петр Кузьминские внесли пожертвование на благоукрашение Кирико-Иулитинской церкви.

Священники: (священниками в приходе в древности часто состояли монашествующие) в синодике были записаны имена священников XVI в.: Зиновий; Даниил; Мина; Тимофей (о нем упоминалось в купчей Кожеозерского монастыря от 1592 г., где говорилось, что он вместе с некоторыми крестьянами продал монастырю участок земли); XVII в.: Иустин 1619 г. (при нем был дьячок Архип Минин); Кирилл; иеромонах Федот; иеромонах Филипп; иерей Григорий (из пономарей Прилуцкого прихода, от него оставалась рядная 1660 г.); иерей Феодор (Артемьев, служил в 1688 г. и позднее, о чем свидетельствовала грамота Митрополита Новгородского Корнилия, данная в Турчасовский посад в 7196-7198 г.г.); XVIII в.: иеромонах Дионисий; иеромонах Сергий; иерей Стефан 1728-1735 г.г.; иерей Иоанн Дмитриев Заринский 1736-1773 г.г.; XIX в.: Алексий Иванов Заринский 1774-1808 г.г. (особенно много заботился об украшении храмов, за что и пользовался общим уважением прихожан); Димитрий Иванов Шангин 1808-1837 г.г.; Климент Димитриев Шангин 1837-1853 г.г. (о последних двух священниках было известно как о хороших и трудолюбивых хозяевах, о всех предыдущих отмечалось в памятной книге, что они в школах не бывали, а имели только домашнее образование, были только грамотны).

Домашнее же образование имели и дьячки с пономарями XVI и XVII в.в., писавшие купчие: Трофим Яковлев Попов 1557-1558 г.г.; Еремей Онфимов 1563-1575 г.г.; Федор Иванов 1588 г.; Федор Поздеев 1593 г.; Семен Иванов Пидерин 1600-1609 г.г.; Архип Минин 1617 г.; Григорий Трофимов до 1660 г.

Источники

АЕВ. - 1896, №7, неоф.ч., с. 215; 1898, №11-12, с. 221.

Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 3 - Архангельск, 1896. - С. 72-80.


Дата последнего обновления: 13.04.2021

Священники

18771908Кононов Михаил Семенович (2)2-й, с 1885 г. 1-й
(1885)1885Родимов Даниил Матвеевич1-й
18851887Ивановский Алексей Иоаннович2-й
18871897Поликин Матфей Петрович2-й
1897(1897)Шангин Иоанн Климентович
19081908Купленский Владимир
1908(1908)Ильинский Алексей
19131917Федоров Николай Иоаннович
1917(1917)Кононов Борис

Диаконы

18861890Афанасьев Михаил Константинович
18901891Соколов Василий Лукич
18911899Петровский Прокопий Иоаннович
18991909Сидоровский Симеон Яковлевич
1909(1909)Шангин Феодор

Псаломщики

18831886Попов Петр Иоаннович (7)
18861895Шабунин Иаков
18901893Бурмакин Константин Александрович
18931894Пономарев Александр Николаевич
18941895Пасторов Георгий
18951897Шангин Евгений Иоаннович1-й
18951898Варфоломеев Николай Викторович2-й
18971897Петропавловский Александр Вениаминович
18971902Федоров Михаил Александрович
19021906Шангин Елеазар
19071915Федоров Александр
1915(1915)Васильевский Николай

Дьячки

18571865Шангин Василий Климентович

Послужные списки