Православные приходы и
монастыри Севера



Кевроло-Воскресенский приход

РФ: Пинежский р., Архангельская обл.
РИ: Пинежский у., Архангельская губ.

Приход располагался по берегам р. Немнюги (правый приток р. Пинеги). Одна часть прихода занимала гористую местность и включала в себя 6 деревень, имевших общие названия Немнюга и Большой Погост. Другая часть прихода занимала в низменной луговой местности, где располагались еще 6 деревень под общим названием Киглохта. Приходские храмы находились в с. Немнюжском.

В Кевроле некогда существовал Кевроло-Воскресенский монастырь, основанный, предположительно, в XIV в. иноками Усть-Сысольской Троицкой пустыни. Кевроло-Воскресенский погост был резиденцией Пинежских и Мезенских воевод и административным центром для всего Пинежского округа. В синодике 1642 г. сохранились имена нескольких настоятелей монастыря: Кассиан схимник; Дионисий; Иона; Киприан схимник; Иринарх; Иона; Адриан; Матфей схимник; Варлаам схимник (упом. в актах от 1585 г. до 1603 г., от него Юрольский священник Мирон получил Владимирскую икону Божией Матери, хранившуюся затем в Красногорском монастыре).

В XVII в. монастырь был преобразован в приход. В описной книге 1687 г., составленной десятским священником Кевроло-Воскресенского прихода Василием Антониевым по распоряжению архиепископа Афанасия, указывалось, что были в Кевроле: холодная церковь Воскресения Христова, холодная церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы с приделом прор. Илии и теплая церковь Афанасия и Кирилла Александрийских, причем эти церкви не были первыми. По этой описной книге происходила передача церквей и церковной казны от прежних приказчиков Димитрия Трифонова и Моисея Маркова священнику Кевроло-Воскресенского прихода Софронию Маркову и приказчику Лудиму Моисееву Щепоткину. Церкви Воскресения Христова и Афанасия и Кирилла Александрийских сгорели от молнии, первая - в 1708 г., вторая неизвестно когда. Церковь Афанасия и Кирилла Александрийских не возобновляли.

Новая Воскресенская церковь, холодная, с большой трапезой, построена в 1710 г., освящена в 1712 г. Престолы: Воскресения Христова, освящен в 1712 г., в трапезе с южной стороны - во имя Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных, освящен 9.11.1796, в трапезе с северной стороны - во имя прор. Илии, освящен 19.7.1710. Иконы Ильинского придела в 1846 г. частью поправлены, частью написаны заново крестьянином Владимирской губ. Глебом Алексиевым Мокиным. В Михаило-Архангельском приделе по левую сторону от царских врат хранилась древняя икона Божией Матери Одигитрия, надпись на которой гласила о том, что икона была написана при великом князе Димитрии Иоанновиче в 6874 г. от создания мира (1366 г.) в 9 день марта.

К концу XIX в. храм обветшал и требовал дорогостоящего ремонта. Прихожане были малочисленны и бедны, в 1895 г. последовал неурожай зерновых и трав. Всё это вынудило причт и старосту обратиться через епархиальные ведомости с воззванием к православным христианам с просьбой о помощи и пожертвованиях.

Вместо Благовещенской церкви, существовавшей в 1687 г., в 1729 г. была построена новая церковь, которая в свою очередь перестроена по указу ДК №5946 от 19.8.1892, освящена 17.2.1894.

В 1885 г. приход был включен в состав Кевроло-Шардонемского миссионерского комитета 2-го разряда (к этому разряду относились приходы Архангельской епархии, которые в слабой степени были заражены старообрядческим расколом).

В 1915 г. Императорская Археологическая комиссия сообщала, что церкви "шатровая в селе Немнюге и шатровая на крещатой бочке с несколькими главами в селе Кевроле, обмеренные и подробно сфотографированные... Первой грозит разрушение, хотя археологическая комиссия уже обратилась в синод с просьбой об ассигновании 570 руб. на необходимый ремонт. На вторую тоже ополчаются местные любители каменных храмов. Между тем, она хорошо сохранилась, внути старинное убранство, превосходный резной иконостас XVIII века. Когда то в ней было целое собрание старинных икон, из которых часть уцелела, например, замечательная икона Божией Матери Одигитрия 1356 г."

Архиепископ Игнатий пожертвовал в храмы сребропозлащенные сосуды, крест, дарохранительницу, кадило.

Священники: Василий Антониев; Софроний Марков 1687 г.; Димитрий Андреев Вакорин; Стефан Яковлев и Иоанн Стефанов (упом. в делах в 1702-1746 г.г.); протопопы: Симеон Алексиев Гусев 1754 г. и Симеон Селеников 1766 г.; Василий Карлин 1780-1826 г.г.; Алексий Афанасьев Семенов до 1859 г.

Диакон: Павел 1700 г.

Церковный староста: Анисим Нетесов с 1887 г.

Источники

АЕИ. - 1885, №4, с. 11. АЕВ. - 1896, №17, с. 303-304.

Известия ИАК. Прибавление к выпуску 58. 1915 г. С. 12.

Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 2 - Архангельск, 1895. - С. 258-262.


Дата последнего обновления: 25.03.2021

Священники

18591891Семенов Лука Алексеевич
18911893Цветков Филетер Афанасьевич
18931907Корелин Феодор Иоаннович
1908(1908)Корелин Иоанн

Псаломщики

18881896Семенов Николай Прокопьевич
1896(1896)Попов Илия Евлампиевич
19051908Шмаков Павел Филадельфович
1908(1908)Капустин Григорий

Послужные списки