Православные приходы и
монастыри Севера



Богородицерождественский мужеско-женский монастырь в Устюжне

РФ: г. Устюжна, Вологодская обл.

Яндекс-карта | Справочник

Македонская Н.М. Из книги «Упразднённые монастыри и пустыни, существовавшие на территории Вологодской области (краткий справочник)».

Часть 1. Упразднённые монастыри и пустыни, информация о которых имеется в трехтомнике Зверинского В.В.

На территории Устюженского района Вологодской области

76. Богородицерождественский мужеско-женский монастырь в Устюжне

Описание Зверинского В.В. №1975 1

«Рождественский Богородицкий-Пречистенский, мужской, ныне собор в городе Устюжне Новгородской губернии. Когда основан - неизвестно, но до половины 16 столетия в нём совместно жили монахи и монахини. В 1545 году монастырём управлял управлял игумен Мартирий. В 1685 году на месте его построен нынешний собор, в котором находится чудотворная икона Смоленския Божией Матери, принадлежавшая монастырю. Из игуменов монастыря известны Ферапонт в 1653-77 годах и Авраамий в 1592 году».

Уточнения и дополнения к описанию

Местоположение

Богородицерождественский монастырь находился в Устюжне на правом берегу реки Ворожи при впадении её в Мологу. В настоящее время на месте древнего монастыря - музей и действующая церковь в городе Устюжне Вологодской области.

Монастырь2

Монастырь образовался при приходской соборной церкви, в которой хранилась явленная икона Смоленской Божией Матери. К монастырю примыкала монастырская слободка, где жили небогатые люди, платившие монастырю посильный оброк. Вотчину составляли деревни Ветрениково и Игумницево.

Богородицерождественский монастырь был мужеско-женский. На Стоглавом Соборе 1551 года3 Иван Грозный возмущался тем, что в некоторых монастырях чернецы и черницы обитают вместе, и Собор 1551 года подтвердил правило Собора 1503 года о недопустимости совместного проживания иноков и инокинь.

В 1563 году в Богородицерождественском монастыре за оградой находились 16 братских келий, 10 сестринских, 2 игуменские, 2 деревянные церкви (Рождества Пресвятой Богородицы с приделами великомученика Георгия и мучеников Флора и Лавра и вторая - Иоанна Милостивого), колокольня. Близкое соседство стариц провоцировало монахов на нарушение монастырского устава. Игумен Ферапонт с братией и все устюжане просили царя переселить стариц к церкви Космы и Дамиана4. Однако монахини оставались на месте. В 1592 году управлял мужеско-женским монастырём игумен Авраамий5.

В 1597 году6 в 25 кельях жили старицы, старцев в это время в Богородицерождественском монастыре уже не было. В 1613-1624 годах7 в Богородицерождественском монастыре проживала Анна Колтовская8 - четвёртая жена Ивана Грозного9. Монастырь упразднён в 17 веке, церковь обращена в приходскую.

Приходская церковь

В 1916 году на месте древнего монастыря находился кирпичный пятипрестольный10 Богородицерождественский собор, построенный в 1685-1691 годах. В 1936 году церковь закрыта, отдельно стоящая колокольня уничтожена, здание церкви передано краеведческому музею11.

Примечания

1 Зверинский В.В. Монастыри, закрытые до царствования императрицы Екатерины. - СПб., 1897.

2 Токмаков И.Ф. Историко-статистическое и археологическое описание города Устюжны с уездом. - М., 1897 (С. 25-52).

3 Макарий митрополит Московский и Коломенский. История Русской церкви. Книга 4 часть 1. - Москва, 1996 (С. 252).

4 В 17 веке Космо-Дамиановская церковь - вторая при Вознесенской.

5 Строев Павел. Списки иерархов и настоятелей РПЦ. - СПб., 1877 год (№ 93 Стб. 125).

6 Поливин Е. Монастыри и церкви в Устюжне Железнопольской. Издание протоиерея Казанского. - Устюжна, 1906 (1-8).

7 Черкасова М.С. Копийная книга актов Устюженских монастырей 17-начала 18 века. // Вестник церковной истории за 2020 год (№ 1-2).

8 Анна Колтовская, в монашестве Дарья, в 1625 году вернулась в Тихвинский Введенский монастырь, в котором проживала с 1604 года до разрушения обители в 1613 году.

9 Женился в 1572 году, через полгода заключил Анну в Суздальский Покровский монастырь. После смерти Ивана Грозного инокиню-царицу Дарью перевели в Горицкий Воскресенский монастырь.

10 Престолы: главный - Рождества Пресвятой Богородицы, в тёплых приделах - святителя Иоанна Милостивого, Благовещения Пресвятой Богородицы, в холодных приделах - великомученика Георгия Победоносца, преподобных Зосимы и Савватия.

11 Черкасова М.С. Документы по истории Устюженской десятины… // Вестник церковной истории за 2005 год.


Дата последнего обновления: 05.07.2025