Курбатова пустынь
РФ: между реками Пустынька и Быча, Белозерский р., Вологодская обл.
Македонская Н.М. Из книги «Упразднённые монастыри и пустыни, существовавшие на территории Вологодской области (краткий справочник)».
Часть 2. Упразднённые монастыри и пустыни, информации о которых в трехтомнике Зверинского В.В. нет.
На территории Белозерского района Вологодской области
4. Курбатова пустыня
Местоположение
Курбатова пустынь находилась за громадным болотом Островская Чисть1, к северо-востоку от него. Лесной массив, где располагалась пустынька с трех сторон окружали реки и озера: на севере - озеро Валгом2 и речка Валгомка, на западе - речка Пустынька и одноименные озера, на востоке - река Быча; на юге лес граничил с болотами.
Точное место Курбатовой пустыни не установлено.
В «Церковно-историческом атласе Вологодской области»3 озеро Пустынька показано на листе № 42, река Быча - на листе № 43. На карте Стрельбицкого (лист № 55) речка Пустынька названа Илексой4, Быча не подписана.
Пустынь5
В Новгородском сборнике в описании Становищского прихода упоминаются казённые земли Курбатовой пустыни. Предположительно, Курбатова пустынь устроена монахами Андозерского монастыря (Усть-Андогской пустыни) после того, как андозерским чернецам возвратили в 1615 году вотчину, отобранную в казну в 1603 году. В 1613-1615 годах6 в черных7 и дворцовых8 волостях Белозерья испомещались9 служилые люди. Почти все земли черной Андопальской волости перешли во владение помещиков, в том числе под раздачу служилым людям попала вотчина Андозерского монастыря.
Иеромонах Андозерского монастыря Феодосий10 в 1614 году подает царю Михаилу Федоровичу челобитную, в которой просит вернуть деревни и пустоши монастыря, несправедливо отобранные при Борисе Годунове и отданные «дворянам, детям боярским и другим служилым в поместье». В 1615 году вотчина возвращена, в этом же году к Андозерскому монастырю приписана Становищская часовня. Андозерские монахи устраивают две пустыни вблизи двух соседствующих громадных топких болот: Курбатову пустынь северо-восточнее Островской чисти11 и Становищскую пустынь при Становищской часовне южнее Андогской чисти.
Около 1645 года Успенский Андозерский монастырь (Усть-Андогская пустынь) вместе с подчинёнными Курбатовой и Становищской пустынями приписан к Кирилло-Новоезерскому монастырю. Земли Курбатовой пустыни упоминаются в актах Кирилло-Новоезерского монастыря 1690-1693 годов (дело смолянина12 Федора Артемьева сын Моложенинова13, завладевшего пашней Курбатовой пустыни по обе стороны реки Бычи и сенными покосами возле озера Валгом и возле речки Лянги).
Примечания
1 Островская Чисть граничила с обширным болотом Андогская Чисть (Островская Чисть располагалась севернее). В конце 16 или в начале 17 века андозерские монахи южнее Андогской Чисти на месте явления иконы Николая Чудотворца построили часовню. В 1615 часовня приписана к Андозерскому (Усть-Андогскому) монастырю, устроена Становищская пустынь.
2 В озеро Валгом, впадает речка Пустынька, образующая два расширения - озеро Большая Пустынька и озеро Малая Пустынька. С рекой Бычей озеро Валгом соединяется вытекающей из него речкой Валгомкой.
3 Церковно-исторический атлас Вологодской области /автор-составитель Македонская Н.М. / Вологодское Православное Духовное училище. - Вологда: Древности Севера, 2007.
4 Илекса - правый приток Мегры, образуется при слиянии Бычи и Лянги. Мегра впадает в Белое озеро.
5 Приход Становищский Николаевский, 7-го класса. // Новгородский сборник. Выпуск 1. Издание Новгородского Статистического Комитета под редакцией Н.Г. Богословского. - Новгород, 1865 (С. 241).
6 Копанев А.И. История землевладения Белозерского края. 15-16 вв. - М. - Л., 1951 (С. 72-84).
7 В черных волостях владельцем черных земель было государство, черносошные крестьяне за использование земли выплачивали в казну налоги. Черносошные крестьяне в 18 веке стали называться государственными.
8 В дворцовых волостях земли принадлежали лично великому князю или царю на праве частной собственности. С 1797 года дворцовые земли - удельные.
9 Испомещение - определение места жительства и выделение земли (поместья) служилому человеку. Служилые люди - лица на государственной службе из разных сословий. Бояре, дворяне - служилые люди по отечеству, они занимали руководящие посты в армии и государственном управлении. Служилые люди по прибору набирались из крестьян и посадских людей (стрельцы, пушкари и т.д.).
10 Акты, относящиеся до юридического быта Древней России. Изданы археографической комиссией под редакцией Николая Калачова. - Санкт-Петербург, 1864 (С. 684-685).
11 Чисть - безлесное болото.
12 230 смолян вместо смоленских земель, занятых литовцами, получили поместья в разных волостях Белоозера.
13 Шумаков Сергей. Обзор «грамот коллегии экономии». Выпуск 2. - М., 1900 (С. 19).
Дата последнего обновления: 04.07.2024