История

Facebook  ВКонтакте
 

 

Димитриев Спасо-Прилуцкий монастырь

Современное местоположение: г. Вологда
Историческое местоположение: Вологодский уезд, Вологодская губерния

Монастырь основан в конце XIV преп. Димитрием. Располагался в 5 верстах к северо-востоку от Вологды, при большой Архангельской и Белозерской дороге, на левом берегу р. Вологды. С двух сторон был окружен монастырской слободой, которая к началу XX в. стала посадом, со своей приходской церковью. Располагая значительными средствами, монастырь рано начал застраиваться каменными строениями. В первой половине XVI в. в нём была уже каменная Спасская церковь с каменной же колокольней. В конце того же столетия были постепенно построены следующие каменные здания: Введенская церковь; корпус «правых», т. е. древних настоятельских келий; стена с башнями вокруг Спасской церкви; корпус зимних настоятельских келий; корпус с кладовыми палатками; больничная Всесвятская церковь и малая колокольня.
В 1612 г. монастырь был разграблен литовцами, при этом были сожжены монастырские архивы. В 1613 г. разорён сибирским царевичем Арасланом Алеевичем, пришедшим с войском в Вологду "для обереганья". В 1619 г. литовцы с русскими "ворами" напали на монастырь, выжгли трапезу и треть монастырских зданий, угнали скот и вывезли имущество. В 1811 г. сгорела изнутри соборная церковь, были повреждены и некоторые главы. Во время французского нашествия 1812 г. в монастыре в продолжение трёх месяцев хранились драгоценности, вывезенные из Патриаршей ризницы, Сергиевой лавры, Чудова, Новоспасского, Новодевичьего и других монастырей.
Монастырь был окружён каменной стеной, о времени построения которой свидетельствует надпись, вырезанная на камне, расположенном над святыми воротами: "Лета 7164 (1656) августа в 1 день, сделан сей град около Прилуцкаго монастыря при державе Государя Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца и при его благоверной Царице и великой Княгине Марье Ильиничне, и при благоверном Царевиче и Великом Князе Алексее Алексеевиче и при Великом Господине Святейшем Никоне Патриархе Московском и всея Великия и Малыя и Белыя России, и при господине преосвященном Маркелле, архиепископе Вологодском и Великопермском и святыя обители сея при архимандрите Ионе и при келаре старце Сильвестре с братиею, и делан сей град монастырскою казною". Стена крыта железом и тесом, с бойницами и башнями - четырьмя большими круглыми и пятью небольшими четырехугольными. В юго-восточной и северо-восточной частях имелись "мешки" - каменные столбы с узкими внутренними помещениями, где содержались важные преступники. В стене устроены трое ворот: 1) Святые, на северо-западной стороне монастыря, украшенные изнутри и снаружи живописью, с надвратной Вознесенской церковью; 2) Водяные, на западной стороне, в нижнем этаже четырехугольной (пятой) башни, и 3) Малые.

Монастырские церкви

1) Соборная Спасская, 1537 года, каменная, двухэтажная. В арке нижней большой церкви, под спудом, покоились мощи преп. Димитрия Прилуцкого, над ними была устроена деревянная гробница, обитая медными чеканными позолоченными листами. Церковь пятиглавая, двухэтажная, с трёхапсидным алтарём. Окружена была с трёх сторон просторными папертями, к северной стороне алтаря пристроена ризничная палатка, перестроенная в 1759 г.
О времени основания и построения собора сообщала надпись, вырезанная вязью на камне, помещённом на стене западной паперти: "Милостию Божиею и Пречистыя Его Матери и молитвами преподобнаго Димитрия Прилуцкаго чудотворца, лета 7045 (1537) году, индикта 10, Маiя 29, при державе Царя, Государя и Великаго Князя Ивана Васильевича всея Руси, и по благословению преосвященнаго митрополита Данила всея Руси, начася здати церковь каменна Происхождения Честнаго Креста Господня, игуменом Мисаилом и еже о Христе с бртьею, и совершена бысть церковь в лето 7050 (1542) г. индикта 15, при том же Государе Великом Князе и при митрополите Макарие всея Руси и при игумене Афанасие еже о Христе с братьею. Слава в Троици певаему Богу и его угоднику Димитрию чудотворцу ныне и в безконечные веки, аминь".
Престолы в верхнем храме - в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (главный), Александро-Невский (?); в нижнем храме - в честь прпп. Димитрия и Игнатия Прилуцких (главный, устроен до 1656 г.), Преображения Господня, прп. Сергия Радонежского, Богоявления (1788 г.), Успения прав. Анны матери Пресвятой Богородицы (1831 г.), Сретения Господня (1786 г.).
Среди церковных древностей отмечались:
запрестольный деревянный восьмиконечный крест, принесённый в собор преп. Димитрием Прилуцким, украшенный 84-мя вырезанными из белой кости изображениями святых;
образ преп. Димитрия Прилуцкого, написанный преп. Дионисием Глушицким и сопровождавший великого князя Иоанна III в походе на Казань;
вериги преп. Димитрия;
вериги кн. Игнатия;
фелонь преп. Димитрия из старинной шёлковой материи с оплечьем рытого бархата и крашенинной подкладкой;
деревянный костыль с железным наконечником, принадлежавший преп. Димитрию;
два Евангелия - 1682 г. и 1759 г.;
три напрестольных серебряных креста 1691 г. и 1779 г.;
водосвятная медная чаша чеканной работы, пожертвованная митрополитом Нижегородским Филаретом в 1683 г. (рисунок чаши можно увидеть в Известиях Императорского Русского археологического общества, т. III, 1861 г., стр. 285).
В монастырской библиотеке имелось много старинных рукописей, в кельях настоятелей - старинные картины. Один из колоколов соборной колокольни имел надпись: "1738 года, индикта 1-го, месеца августа при державе 9 лето благочестивешия великия государони нашея императрицы Анны Иоанновны, самодер(жицы) всеросиския, при приосвященном Амвросие епископе Вологодском от создания мира 7246 от рождества христова... лит сей колокол града белаезера в 3 лето его преосвященства при архимандрите Арсении Боршевском и его старанием и радением того же прилуцкаго монастыря прежде бывшаго архимандрита Арсения Воронова при казначеи Домиане и весу в нем 357 п. 30 ф. Белоезера посадский человек Иван Калинин сын Коркуцкой".
2) Введенская церковь, 1545 года, каменная, двухэтажная, одноглавая, с трапезной. В 1876 г. в трапезе устроен придел Варваринский. В нижнем этаже некогда находился храм. Иконостас был сооружён в 1781 г. Введенская церковь соединялась со Спасской каменными крытыми переходами, упоминаемыми в описи 1623 года.
3) Надвратная Вознесенская церковь, 1588 г. Первоначально была освящена во имя св. Феодора Стратилата. В 1815 г. отремонтирована после пожаров, переименована и вновь освящена. В 1875 г. была возобновлена.
4) Всесвятская церковь, 1721 г., каменная, больничная. Первоначально была освящена в честь трёх святителей. Одноэтажная, одноглавая, в связи с летними настоятельскими келиями. В 1846 г. была возобновлена и вновь освящена.
5) Екатерининская церковь, 1830 г., каменная, одноэтажная, с усыпальницей. Престол в честь вмц. Екатерины Александрийской и равноапостольного князя Владимира.
Главная колокольня находилась при Спасской церкви, построеная одновременно с церковью. Вторая колокольня над святыми воротами, построена в 1729 г. Имелась круглая каменная часовня, неизвестно когда построенная.

Монастырь в XIX-XX веках

Монастырь относился ко второму классу.
Настоятель архимандрит Анатолий (в миру Александр Евграфович Смирнов) 29 января 1897 г. был представлен к ордену св. Владимира 4-й степени. Из наградного списка: 63 года, окончил семинарию со званием студента, с 1855 г. священник при Николаевской Толшемской церкви Тотемского уезда, в 1869 г. определён в Тотемский Спасо-Суморин монастырь и пострижен в монашество, назначен экономом, в 1872 г. назначен казначеем, в 1872-1873 гг. временно управлял монастырём, с 1875 г. строитель в Устюжском Николаево-Прилуцком монастыре, с 1877 г. настоятель в Сямском монастыре, в том же году возведён в сан игумена, с 1885 г. в Лопотове монастыре, с 1886 г. благочинный, в 1886-1887 гг. руководил Кадниковским отделением Вологодского православного братства во имя Всемилостивого Спаса, с 1887 г. в Устюжском Михаило-Архангельском монастыре, в 1888 г. архимандрит в Спасо-Прилуцком монастыре.

Источники:

РГИА. Ф. 796. Оп. 446. Д. 9. Л. 168-170.
ВЕВ. - 1869, №2, с. 30.
ИАК. - Петроград, 1915. - Вып. 59. - С. 161-170.
Церковно-исторический атлас Вологодской области. - Вологда: Древности Севера, 2007. - Т. 1. - С. 45-47, 135, 137, 152, 207.
Дата последнего обновления: 30.06.2019