Православные приходы и
монастыри Севера

Клировые ведомости Сеньговской Спасо-Преображенской церкви Грязовецкого уезда Вологодской губернии 1882 и 1935 г.г. (фрагменты)

Клировая ведомость за 1882 г.

В Спасо-Преображенском Сеньговском приходе две церкви – одна в память Преображения Господня, а другая Воскресенья. Спасо-Преображенская церковь построена и освящена в 1750 году, потом по случаю поправки обветшалого престола, вторично освящена в 1843 году, в последний раз освящена она в 1881 году по случаю поправки всей ея внутренности. Воскресенская церковь построена в 1810 году и освящена в 1817 году. Обе церкви воздвигнуты тщанием прихожан. О времени, с которого Спасо-Преображенская церковь получила первоначальное бытие, нет не письменных сведений, ни устных преданий.

Церковь в память Преображения Господня деревянная одноэтажная, с одним помещением, холодная, а в память Воскресения одноэтажная, только каменная, с двумя помещениями – тёплым и холодным. С каменной церковью в связи находится каменная же колокольня, по правую сторону которой устроена каменная усыпальница, а по левую сторожка. Все поименованные строения крепкие и без повреждений, как со внешней, так и со внутренней стороны.

В деревянной церкви престол один в память Преображения Господня и богослужение в ней совершается. В холодной каменной церкви так же один в память Воскресения, но в тёплой два: по правую сторону – во имя Тихона, Амафунтского Чудотворца, а по левую – во имя Святителя Николая, Чудотворца Мирликийского.

Первоначально при церкви, по распоряжению Правительства, было 3 священника с соответствующим числом прочего клира. В 1831 году один причт упразднён, а в 1855 году по случаю утверждения штатов по Вологодской епархии при нашей церкви были оставлены два священника, диакон, и два причетника. В 1873 году по тому же самому случаю при нашей церкви положено быть настоятелю, помощнику и двум псаломщикам.

Всей вообще земли при нашей церкви 131 дес. 642 квадр. саж. В состав этого количества входят: усадебной и огородной земли 1 дес. 2300 сажен, под церквью и кладбищем 1 дес. 1500 саж., под полурекою Сеньгою 1 дес. 651 саж., под дорогами 1800 саж. и пахотной земли 86 дес. 1901 сажень. Земля для скотского выгона, промежеванной в 1837 году 22 дес. 2324 сажени. Пустошей, из каких бы можно получать лес и дрова, нет. Из других угодий, приносящих пользу причту, есть сенокосные участки земли под названием «Лядина» в 2 дес. 1353 с., пожертвованный в 1860 году Ольгой Скорбеевой в пользу церкви с правом пользовать ея земли наличному причту и с обязанностью поминать род её Скорбеевых.

В 1855 году положено со стороны Правительства на содержание причта денежного пособия 273 рубля, но получается оного причтом за вычетом 2 коп. из каждого рубля 267 руб. 54 коп. Банковых билетов в пользу причта один в 50 руб., пожертвованный крестьянином Дмитрием Кузьминым. Церковь же пользуется % а) с 560 рублей завещанных на вечные времена девицей из дворян Ольгою А. Скорбеевой, б) с 250 руб., пожертвованных так же на вечные времена священником Паниным в) с 50 руб. по билету, внесенному в церковь вдовой священника Сибирцева, г) с 100 р., пожертвованных женой унтер-офицера Ксенией Звягиной и д) с 100 р. после унтер-офицера Филиппа Чучнева. Билеты на первые 960 рублей хранятся в Спасо-Сеньговской церкви и в описи церковного имущества значатся. Душ священноцерковнослужители не обирают, но в праздники Рождества Христова, Богоявления и Св. Пасхи получают они за славление овёс, отчасти рожь и печёный хлеб. Овса и ржи обоими причтами в помянутые праздники собрано 230 пудов 20 фунтов на 166 руб. 80 коп., а печёного хлеба 54 пуда на 26 руб. В течение сего 1882 года священноцерковнослужителями получено денежного дохода 144 р. 26 к. Всех вообще выгод: как-то, от земли, скотоводства, денежного дохода и окладного жалованья получено причтом в 1882 году 854 р. 60 к. Таким образом содержание священноцерковнослужителей нельзя считать удовлетворительным.

Здания составляющия собственность Спасо-Сеньговской церкви, следующия: а) 21 каменная лавка и 13 деревянных, за которыя по случаю торжков в воскресные дни и ярмарок 25 марта, 15 и 16 июня, 5 и 6 августа и 22 октября, каковые торжки и ярмарки разрешены постановлением Вологодского Губернского Правления 29 октября 1859 года, получено торговцев в пользу церкви 60 руб. 79 к. б) деревянный амбар, в коем по временам хранится сборный церковный хлеб и другая церковная собственность, в) 3 деревянных кельи, в первой из них живёт церковный сторож, в другой пономарь Мансветов, а третья для церковноприходской школы.

Расстояние от церкови до Консистории 70 верст, а до следственного благочинного 9.

Ближайшая церковь в отношении к Спасо-Сеньговской следущия: а) Ильинская Почковская в 5 верстах, б) Михаило-Архангельская Баклановская в 8 верстах и в) Николаевская Побережская в 9 верстах. Из них и с первою и второю сообщение безпрепятственное, а на пути к последней служит препятствием река Лежа во время половодья.

Домовой церкви так же нет; но есть две деревяныя часовни, из коих первая в деревне Нефедове в честь Преподобного Афанасия Афонского, другая в Бродине честь Святителя Модеста, Архиепископа Иерусалимского. Когда и с чьего позволения в первый раз построены сии, на то ни письменных свидетельств, ни устных преданий нет. Известно только, что оне для крестьян поименованных селений служат благословенным памятником избавления от свирепствовавшего скотского падежа - в Нефедове по молитвам Преп. Афанасия, а в Бродине Св. Модеста. Первыя часовни в обеих деревнях сгорели и на место их устроены другие, - в Нефедове по указу из Вологодской духовной Консистории от 31 октября 1863 года за №6786, а в Бродине из той же Консистории по указам от 21 марта 1870 года за №1806 и от 28 июня 1876 года за №3321. Богослужение, именно: всенощные бдения указанным святым и водосвятное молебствование в обеих часовнях совершается по одному разу в год, - в Нефедове 5 июля, в Бродине 18 декабря. Часовни построены и поддерживаются в своем здании жителями означенных деревень. Их существование не сопровождается вредными последствиями для церкви православной, не ослабляет их усердия, не плодит и не поддерживает раскола и не уменьшает доходов церкви.

Клировая ведомость за 1935 г.

Церковь построена в 1840 году тщанием прихожан, каменная, одноэтажная, разделена на две половины: тёплую и холодную в одной связи с каменною колокольнею, покрыта железом и зданием крепка, а деревянная церковь в честь Преображения Господня, построенная в 1750 году, отобрана в 1929 г. И в 1934 году разобрана до основания.

Престолов в каменном храме три: в холодном в честь Воскресения Христова, а в тёплом в правом приделе в честь Св. Тихона Амафунтского Чудотворца и в левом приделе в честь Св. Николая Мирликийского Чудотворца.

По штату при ней положено было раньше два священника, диакон и два псаломщика, а с 1930 г. один священник и исправляющий должность псаломщика любитель пения.

Расстоянием сия церковь от Епархиального управления в 60 верст, от благочинного в 25 верстах и от ж.д. станции в 5 верстах.

Почт. Адрес: Ст. Лежа Сев. края. п/о Лежа Спасо–Преображенская Сеньговская церковь.

Ближайшие к сей церкви: Ильинская Почковская в 5 верстах, Михайло–Архангельская Баклановская в 8 верстах, Никольская Преображенская в 10 верстах, Фроло–Лаврская в 15 верстах.

Источник

Выписки предоставлены А. В. Пулькиным