Православные приходы и
монастыри Севера

Пшеницын Д. А. Новогеоргиевская Халезская церковь.

Новогеоргиевская Халезская церковь – церковь Кичменгско-Городецкого района Вологодской области (до начала XX века в составе Никольского уезда Вологодской губернии). Входила в состав так называемых 4-х Халезских церквей: Старо-Георгиевская (дата каменной постройки 1848 год), Богородицкая (дата каменной постройки 1833 г.), Введенская (дата каменной постройки 1889 год), Иоанно-Прокопьевская (деревянная, дата постройки 1869 г.), и, собственно, Новогеоргиевская (дата каменной постройки 1854 г.). Халезские церкви известны с незапамятных времен. Они находились на территории древнего Устюжского уезда, который возник на рубеже XV – XVI веков из устюжской земли, расположенной в бассейнах рек Сухоны, Юга и верховьях Северной Двины. Обширная территория по берегам трех рек - Сухоны, Юга и Северной Двины – делилась для удобства на трети – Двинскую, Сухонскую и Южскую. По данным писцовой книги 1623-1626 годов, в состав Южской трети входили один стан и девятнадцать волостей. Устюжская земля как наиболее старинное владение ростово-суздальских, а затем московских князей была одной из самых заселенных территорий Поморья. Преобладающей категорией населения в Устюжском уезде были черносошные крестьяне. По подсчетам исследователей, в Устюжском уезде к 20-м годам XVII столетия процентное соотношение было следующим: черносошных – 92,0; монастырских и церковных – 7,1; частновладельческих – 0,9 процента.

Название Халезской волости происходит от древнего городка – Халезец, находящегося в устье р. Кипшенги, и известного с 14 века, основанного еще новгородскими ушкуйниками как аванпост Великого Новгорода на востоке наряду с такими городками как Березов, Осиновец, Кичменга, Орловец. Название городка происходит от чудинского слова «халега», означающего звук, сражение, бряцание оружия. Название это было дано одной горе, на которой утвердились новгородцы после победы над чудью. Впоследствии оно перешло и на личное мужское имя-прозвище – Халез, что в северорусских говорах стало иметь значение "браниться", "смеяться над кем-либо". Существует такая легенда об этих столкновениях с чудью и окончательной победе христианства в этих пределах. Здешняя местность пленила выходцев из Великого Новгорода, и они, выстроив деревянный храм во имя Святого Георгия – Победоносца, обосновались на горе напротив жительства Чуди. Эта гора, поднимаясь вверх сажень на пятнадцать, вдается в реку, образуя при этом естественное природное укрепление. Новгородские первопоселенцы не случайно выбрали эту гору, опасаясь нападения враждебной Чуди, которая и не замедлила себя ждать: многочисленные вороги подступили к поселению и начали приступ. Новгородцы стали отбиваться от непрошенных гостей: катали с верху горы большие бревна, каменья, лили кипящую воду на осаждающих, но ничто не помогало. Тогда защитники обратились к молитвенному храму и стали в нем с коленопреклонением молить Святого Георгия о помощи. И вдруг, о чудо, молящиеся услышали восторженные восклицания около храма: «Слава Богу! Слава Богу! Чуди идут прочь!» Новопоселенцы выбежали из часовни, чтобы взглянуть на утешительное зрелище. Прошло немного времени от этого события. Чудь снова приблизилась к укрепленной горе новгородцев, последние же вновь обратились за помощью о своем спасении к святому Георгию, и чудь, даже не начинавши никаких грозных попыток, удалилась навсегда от этого места и не творила больше им неприятностей. Впоследствии крещенные из чуди рассказывали, что когда они в первый раз нападали на гору во время молитвы новгородцев в часовне, тогда всем им виделся на ее крыше воин, сидящий на белом коне и грозящий копьем своим всей чуди, почему она, объятая великим ужасом и страхом, отступила*.

Прошли многие годы от времени чудиновых приступов, и число новгородских выходцев возросло так, что стало тесно первое местопребывание поселенцев, которые от того и стали селиться в окрестностях своего молитвенного храма, обращенного в последующем в церковь во имя великомученика Георгия Победоносца. Так, со временем образовался Староегорьевский Халезский приход. От размножения же первых жителей сего прихода появились одна за другой три Халезские церкви – Новогеоргиевская, Введенская, Христорождественская. Городок Халезец исчез с земли устюжской в начале XVII века, во время польско-литовской интервенции 1612-1614 годов, когда во время отступления поляки в 1613 году сожгли «городок» Халезец, разорили его окрестности. Название же не исчезло, а перешло на название волости и название церквей.

Фотографии Новогеоргиевской Халезской церкви были сделаны 13 мая 2008 года Глебовым Владимиром Александровичем, уроженцем тех мест, а именно д. Кондратово Куриловской сельской администрации Кичменгско-Городецкого района Вологодской области. В настоящее время церковь является недействующей, но пройдет год-два, и, мы наконец-то услышим звонкий голос священника под сводами вновь возрожденного храма.


Новогеоргиевская Халезская церковь

Новогеоргиевская Халезская церковь. Фото В. А. Глебова 13 мая 2008 г.

Дополнение

ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 624. Л. 235-245. Клировые ведомости 1916 г. (по выпискам из библиотеки Вологодского Духовного училища).

«Халезская Новогеоргиевская, построена в 1854 г., кладбищенская в 1869 г. тщанием местных прих. людей. 1-я каменная, 2-я кладбищенская деревянная, в 1 связи с колокольнею. Престолы – в 1-й в теплой великомученика Георгия; во 2-й – холодной – Преображения Господня, иконы «Всех Скорбящих Радость»; в кладбищенской Св. прав. Иоанна и Прокопия Устюжских. Церковнослужители в 1916 году: священник Александр Белышев – 65 лет, диакон Евгений Жуков – 44 лет, псаломщик – Михаил Воронцов.

Близлежащие приходы: Халезская Старо-Георгиевская – 10 верст, Халезская Богородская – 15 верст, Халезская Введенская – 18 верст, Шатеневская Николаевская – 10 верст. Часовен нет.

Селения, входящие в Новогеоргиевский приход (расстояние указано в верстах от сего храма – прим. Д. П.): Щепелино (в оригинале – Шепелино) – 1/2 в., Курилово – 1 в., Кондратово – 1 в., Пластиево – 3 в., Демино – 4 в., Григорово - 1 1/2 в., Михеево – 2 в., Б. и М. Чирятка – 7 в., Лубозино – 4 в., Коркин Дор – 5 в., Усть-Сямженец – 3 в., Окинин Дор – 4 в., Горка – 7 в., Коровин починок – 7 в., Фоминская – 9 в., Степшинское – 10 в.».

Таким образом, выясняем, что Новогеоргиевская Халезская церковь создавала незримую нить между приходами и гармонично вписывалась в так называемый куст «халезских» церквей, известных с глубокой древности, которые находились друг от друга в 10-18 верстах.

Примечание

* Никольская старина: Исторические и этнографические очерки. – Вологда: «Древности Севера», 2000. – С. 23-24.


Д. А. Пшеницын

25 декабря 2008 года.