Православные приходы и
монастыри Севера

Пьянкова Н. С. Павло-Обнорский монастырь. Историческая записка.

1. Историческая справка

Реконструкция монастыря, приводящая его в соответствие с изменившейся ситуацией – неизбежный процесс, периодически повторяющийся на всем протяжении истории памятника. Вопрос в том, чтобы при реконструкции не терялись накопленные ценности.

Процесс сложения архитектурного комплекса Павло-Обнорского монастыря занял 5 столетий. Единое стилистическое решение комплекса сформировалось к концу ХIX века.

Павло-Обнорский монастырь – один из древнейших монастырей Вологодской области, несправедливо был вычеркнут из истории края на десятилетия.

Монастырь расположен в 15 км к югу от города Грязовца в живописной долине реки Нурмы, сжатой со всех сторон «отлогими горами». Основана обитель в 1414 году учеником Сергия Радонежского преподобным Павлом Обнорским и стояла в ряду таких, как Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, Спасо-Каменный, Спасо-Прилуцкий монастырей.

На первом этапе существования Павлов монастырь был пустынной обителью, затерянной среди лесов Северной Фиваиды, как назвал Андрей Муравьев большую часть Вологодской области, усеянную монастырями и уединенными кельями иноческими.

Житие преподобного Павла свидетельствует, что первый деревянный Троицкий собор был сооружен в 1414 году по благословению Митрополита Всероссийского Фотия, вокруг него располагались кельи братии, сам же Павел жил на другом берегу в хижине.

Власти всячески поддерживали монастырь: Великий князь Иоанн III Васильевич в 1498 году на содержание обители дал на имя игумена Никона с братиею грамоту, которой пожаловал Павлову монастырю лесу «на 8 верст в длину и на 3, а инде на 4 в ширину…»

По мнению Суворова, известного краеведа конца XIX века, Великий князь Василий IV Иоаннович имел особенное попечение об Павло-Обнорском монастыре. По его повелению и при его содействии в 1505–1514 годах (по некоторым данным до 1516 года) была построена обширная соборная каменная церковь «о трех главах», просуществовавшая до 1936 года, а последняя стена храма была разрушена в 1971 году.

В 1529 году, во время своего путешествия по Северу, монастырь посетили Василий IV Иоаннович с Еленой Глинской и вскоре, в 1536 году, закладывается Успенский собор «о чем говорит надпись на храмозадатном кресте». В 1538 году татары сожгли монастырь «за исключением каменных строений» (в некоторых источниках – за исключением храмов), что говорит: во-первых, что строительство Успенского комплекса практически завершено, во-вторых указывает на особую роль, предназначавшуюся Павлову монастырю, так как уже в 1539 году строительство Успенского трапезного комплекса почти завершено, что немыслимо без помощи центра после разграбления.

После посещения Иваном Грозным монастыря в 1545 году по его повелению и при его содействии в 1546 году возводится храм над сенью преподобного Павла Обнорского.

Итак, в XVI веке, Павло-Обнорский монастырь – крупный центр с комплексом каменных построек. Кроме трех храмов, по некоторым данным, к концу XVI века может быть отнесено и строительство корпуса к югу от Успенского собора (в настоящий момент сохранился первый ярус – каменные подвалы).

По писцовым книгам 1628-1630 годов монастырь является в следующем виде: «Монастырь Павлов на речке Нурме: в нем церковь Живоначальныя Троицы с приделом Павла Обнорского, другая церковь Успения Богородицы с трапезою, третья церковь Преподобного Сергия Радонежского, все три каменные… На монастырь келья игуменская, келья казенная и 20 келий братских».

В 1644 году впервые упоминается церковь Иоанна Предтечи. В переписных книгах 1687 года стольника Петра Голохвостова и подьячего Ивана Саблина значится: церковь Троицы «о трех главах», придел Иоанна Предтечи, над церковью Преподобного Павла расположена колокольня, две кельи казенные каменные, кельи игуменские деревянные и 17 келий братских, также деревянных.

Самые подробные сведения о состоянии монастыря в XVII веке были получены по описям монастырского имущества 1654, 1682, 1687 годов, хранящихся в Государственном архиве Вологодской области.

XVII век, век наибольшего расцвета монастыря, «после которого он во время реформ царствования Петра I и в последующее время до конца XIX века почти уже не возвышался в материальном благосостоянии».

XVIII век ознаменовался разрухой и пожарами в монастыре, а в 1777 году – крупный грабеж. В 1771 году игумен Пахомий пишет: «… монастырь ветхий, ограда пала, келии прогнили, на церквах кровли ветхие, каменное строение ветхое, в соборной церкви служить опасно…» Пожар 1764 года уничтожил келии настоятельские, ограду от реки и все амбары, «… и по сию пору церкви без глав и крестов стоят…» (игумен Пахомий).

Только в конце XVIII века предпринимались попытки ремонта, что можно проследить в описи монастыря за 1785 год, содержащей подробные сведения о размерах зданий и переделках в монастыре. Текст данной описи приведен в рамках данного проекта в томе 2 разделе 1 «Историко – библиографические и архивные исследования».

В конце XVIII века строится с двух сторон каменная ограда с башнями. В этом состоянии монастырь просуществовал до середины XIX века.

В книге Суворова, написанной в 1861 – 1866 годах Павло-Обнорский монастырь имеет вид «почти правильного четырехугольника, имеющего в окружности 277 сажень». Описание 1866 года наиболее полно отражает положение монастыря до перестройки обители, начавшееся при игумене Иоасафе и длившееся около 20 лет. Игумен Иоасаф был личностью незаурядной и поэтому породил противоречивое мнение, как современников, так и потомков. Однако, приняв монастырь с 22 копейками, менее чем за 20 лет он произвел строительных работ более чем на 22 тысячи рублей, возродив не только архитектуру, но и славу обители.

Масштабные ремонты и переделки коснулись всех зданий монастыря. На месте храма Павла Обнорского и Сергия Радонежского и шатровой колокольни возводится в 1870 году новый храм Преподобного Павла. В 1879 – 1880 годах перестраивается Троицкий собор.

С 1881 по 1887 годы идет строительство 20-саженной колокольни на месте Успенской церкви при трапезной (1536 год).

Строительство колокольни отражено в документах монастыря начиная от закладки фундамента: «бут на фундамент колокольни» - 1880 год. В 1884 году упоминается церковь Успенская на втором этаже, хотя работы на колокольне ведутся и кладка доведена до 7 сажен. 21 сентября 1886 года Успенская церковь освящена, над алтарем еще выкладывается колокольня. Работы по строительству колокольни завершаются в 1887 году.

В 1910 году глава «большого размера» на колокольне, обитая белым железом, покрыта белым алюминием, крест вызолочен, а сама Успенская церковь в том же 1910 году ремонтирована.

Также в 1870-80 годы ведутся ремонты по всем келейным корпусам, разбирается гостиный корпус (на настоящий момент - подвалы), строится каменная стена с четырьмя башнями и двумя воротами, изменяется русло реки Нурмы, подмывавшей стену монастыря.

Кроме того, организуется скит на холме правильной формы 50 саженей в диаметре - Голгофе к востоку от монастыря и насыпается подобный холм к западу от монастыря. На западном холме игумен Иоасаф планировал возвести храм со стенами из застекленных рам, чтобы богослужение было видно издалека.

Так создается единый архитектурный ансамбль с 20-саженной колокольней-доминантой, позволяющей собрать воедино не только территорию непосредственно монастыря, но и обе «Голгофы».

В начале ХХ века обитель посещает императрица. В 1903 году открывается школа иконописи под руководством Антония Чекина. Просуществовала она три года и была закрыта из-за смутного времени.

В 1914 году было отпраздновано 500-летие обители.

В 1922 году монастырь закрыли, а здания передали Вологодской областной школе особого режима, а в 1947 году – детскому дому. С 1953 по 1986 год в зданиях монастыря находилась школа для детей с ослабленными легкими. С 1986 года здания принадлежали Грязовецкому интернату, но использованы не были.

В настоящее время монастырь передан епархии, последние 9 лет активно идут противоаварийные работы, что позволило предотвратить дальнейшее разрушение построек.

Троицкий собор, с храмом Иоанна Предтечи был разобран в 1936 году. Кирпичом вымостили дорогу, подходящую к селу Юношескому. Храм Павла Обнорского разрушен после 1957 года, возможно в 1971 году.

Наибольший научный интерес представляет Успенский корпус, включающий разновременные пристройки с 1536 по 1886 годы, в состав которого входят:

- трапезная 1536 – 1539 г.г.; многократно перестраиваемая (в XVIII веке превращена в церковь Успения, растесаны окна, при игумене Иоасафе в конце XIX века уничтожен центральный столб и устроены четыре столба), но сохранившая на чердаке первоначальные завершения по части восточной, северной и западной стенам, пяты и остатки сводов в кладке стен;

- настоятельские покои, примыкающие к трапезной с запада. Два нижних этажа относятся к XVI веку, а третий надстроен в середине XIX века;

- колокольня, точнее сохранившиеся в настоящий момент два нижних яруса на первоначальном месте Успенской трапезной церкви.

В хорошем техническом состоянии сохранились два яруса колокольни. Верхние ярусы, включая ярус звона, были разобраны в начале 1950-ых годов. Кирпич использовался на сельскохозяйственные постройки.

Холмы – уникальные сооружения, одинаковые по форме и размеру 106,5 м в диаметре, расположены по оси монастыря. На восточном сохранилась скитская церковь 1868 – 1869 г.г. постройки, используемая до 1986 года как школа, а в настоящий момент пустующая. Утрачено тринадцатиглавое завершение храма.

Даже в современном, полуразрушенном состоянии, можно увидеть величие Павло-Обнорского монастыря, как уникального архитектурного комплекса. Композиционно монастырский комплекс вытянут вдоль русла реки Нурмы, берег перед монастырем представляет собой обширный луг, частично заросший деревьями. Вдоль бывшей северной стены монастыря проходит улица села Юношеское.

Мощи преподобного Павла находятся на месте первоначального захоронения 1429 года, в настоящий момент над ними сооружена деревянная часовня.

Следует отметить, что на протяжении семи десятилетий не велось систематизированного исследования по архитектуре монастыря. Более полному исследованию подверглась иконопись Павло-Обнорского монастыря, включая иконы Дионисия.

В настоящий момент идет постепенное восстановление монастыря. Данный этап нацелен на укрепление и сохранение существующих построек, воссоздание их внешнего облика.

2. Ретроспективный градостроительный анализ монастырского ансамбля

Ретроспективный градостроительный анализ архитектурного ансамбля выполнен с целью выявления наиболее оптимальных и ценных с научной точки зрения вариантов воссоздания как ансамбля в целом, так и отдельных его элементов, в данном случае колокольни постройки 1881 – 1887 годов.

Приведенные в настоящем разделе гипотезы реконструкции планов и объемно-пространственного решения монастырского комплекса выполнены в 1999 году в составе дипломного проекта «Реконструкция Павло-Обнорского монастыря как центра духовной культуры», дипломник: Н. С. Пьянкова, руководитель: И. К. Белоярская (ВГТУ, кафедра архитектуры).

Гипотезы реконструкции выполнены на основании имеющегося архивного материала, отражающего время и материал постройки, а также более поздних описаний, отражающих предыдущие перестройки в монастыре. Особенно ценные сведения дают описи монастырского имущества 1654, 1687 и 1785 годов, хранящиеся в Государственном архиве Вологодской области.

Реконструкция 1861 года выполнена по рисунку Н. Суворова, назначение зданий трактовано в соответствии с описанием в книге того же автора.

Реконструкция монастырского ансамбля конца XIX – начала XX века выполнена по имеющемуся фотографическому материалу, а также за счет натурного обследования местности с составлением схематического обмера сохранившихся построек в июле – августе 1998 года автором данной справки и топографической съемки М 1:500, выполненной Вологда ТИСИЗ в 1999 году.

За период с 1999 по 2008 год на монастырском комплексе велись как противоаварийные, так и исследовательские работы. Раскрытия декора на северной стене Успенского корпуса внесли изменение в представление о времени пристройки. Исходя из характеристик раскрытых деталей, пристройка должна быть отнесена к моменту строительства Успенского храма и трапезной – XVI веку, а не к XVIII – XIX в.в., как это предполагалось ранее у большинства авторов.

В данном случае на гипотезах реконструкции сохранена первоначальная трактовка, а в планы гипотез реконструкции монастырского ансамбля внесены незначительные изменения, касающиеся северо-западной и юго-западной части Успенского комплекса. Данные изменения не касаются непосредственного предмета исследования – колокольни.


План Павло-Обнорского монастыря на XV век

Рисунок 1. План Павло-Обнорского монастыря на XV век. Гипотеза реконструкции.


1. Троицкий собор, деревянный, 1414 год.

2. Кельи.

3. Келья преподобного Павла.


Гипотеза реконструкции Павло-Обнорского монастыря на XV век.

Рисунок 2. Гипотеза реконструкции Павло-Обнорского монастыря на XV век.


План Павло-Обнорского монастыря на XVI век. Гипотеза реконструкции.

Рисунок 3. План Павло-Обнорского монастыря на XVI век. Гипотеза реконструкции.


1. Троицкий собор, каменный, 1505 – 1514 г.г. (по некоторым данным 1505 - 1516 г.г.) «…о трех главах…».

2. Храм Павла Обнорского, каменный, «подъ колоколы», 1546 год.

3. Успенская церковь с трапезной палатой «… с трапезою и с келарскою и с белою полаткой…», 1536 – 1539 г.г.

4. Кельи.


Гипотеза реконструкции Павло-Обнорского монастыря на XVI в.

Рисунок 4. Гипотеза реконструкции Павло-Обнорского монастыря на XVI век.


План Павло-Обнорского монастыря на XVII век. Гипотеза реконструкции.

Рисунок 5. План Павло-Обнорского монастыря на XVII век. Гипотеза реконструкции.


1. Троицкий собор, каменный, 1505 – 1514 г.г. (по некоторым данным 1505 - 1516 г.г.) «…о трех главах…».

2. Церковь Иоанна Предтечи, каменная, 1644 год.

3. Колокольня, каменная шатровая, сер. XVII века (до 1687 года).

4. Храм Павла Обнорского и Сергия Радонежского, каменный, до основания колокольни был «подъ колоколы», 1546 год.

5. Успенская церковь с трапезной палатой «… с трапезою и с келарскою и с белою полаткой…», 1536 – 1539 г.г.

6. Казенные кельи, каменные, нач. XVII века.

7. Три погреба каменные, а над ними сушила, нач. XVII века (по некоторым данным конец XVI века).

8. Поварня каменная, местоположение не уточнено, XVII век.

9. Братские кельи, местоположение не уточнено, XVII век.

10. Кельи игуменские, местоположение не уточнено, XVII век.

11. Ограда деревянная рубленная.


План Павло-Обнорского монастыря на XVIII – середину XIX века.

Рисунок 6. План Павло-Обнорского монастыря на XVIII – середину XIX века.


1. Троицкий собор, каменный, 1505 – 1514 г.г. (по некоторым данным 1505 - 1516 г.г.).

2. Церковь Иоанна Предтечи, каменная, 1644 год.

3. Колокольня, каменная шатровая, сер. XVII века (до 1687 года).

4. Храм Павла Обнорского и Сергия Радонежского, каменный, до основания колокольни был «подъ колоколы», 1546 год.

5. Успенская церковь с трапезной палатой «… с трапезою и с келарскою и с белою полаткой…», 1536 – 1539 г.г.

6. Казенные кельи, каменные, нач. XVII века.

7. Гостиный корпус, XVII век (по некоторым данным конец XVI века).

8. Южный братский корпус, нач. XVIII века.

9. Каменная стена.

10. Настоятельские кельи (пристроены к Успенскому корпусу).


Реконструкция Павло-Обнорского монастыря на 1861 год по рисунку Н. Суворова.

Рисунок 7. Реконструкция Павло-Обнорского монастыря на 1861 год по рисунку Н. Суворова.


План Павло-Обнорского монастыря на конец XIX – начало XX века.

Рисунок 8. План Павло-Обнорского монастыря на конец XIX – начало XX века.


1. Троицкий собор, Троицкий собор, каменный, 1505 – 1514 г.г. (по некоторым данным 1505 - 1516 г.г.), перестроен в 1879 - 1880 годах.

2. Церковь Иоанна Предтечи, каменная, 1644 год, перестроена в 1867 году.

3. Церковь Преподобного Павла, каменная, 1870 год, построена на месте церкви 1546 года и шатровой колокольни сер. XVII века.

4. Колокольня каменная, 1881 – 1887 годы, построена на месте Успенской церкви (1536 – 1539 годов).

5. Трапезная 1536 – 1539 годов, перестроена в 1881 - 1887 годах. Настоятельские кельи.

6. Казенные кельи, каменные, нач. XVII века.

7. Южный братский корпус, нач. XVIII века.

8. Погреба каменные, оставшиеся от разобранного 3-этажного гостиного корпуса.

9. Каменная стена с четырьмя башнями и двумя воротами.

10. Церковь Воскресенья Христова, 1868 – 1869 годы.

11. Пещерная часовня, около 1869 года.

12. Гостиница, деревянная.

13. Гостиные дворы, деревянные.

14. «Голгофа» и предполагаемый к строительству стеклянный храм.


Реконструкция Павло-Обнорского монастыря на конец XIX – начало XX века.

Рисунок 9. Реконструкция Павло-Обнорского монастыря на конец XIX – начало XX века.

3. Выводы

Архитектурный комплекс Павло-Обнорского монастыря в существующих границах сложился в 1880-х годах.

Наиболее оптимально воссоздание монастырского комплекса на данный период в связи со следующими фактами:

- воссоздание монастыря на II треть XIX века – начало ХХ века позволит сохранить ансамблевость комплекса, воссоздать систему доминант, возникшую в неразрывной связи с увеличением территории монастыря за счет создания «Голгоф»;

- наибольшее количество изображений на данный период;

- существующие здания сохранили облик II трети XIX века.

Наиболее целесообразным представляется первоочередная реставрация именно Успенского корпуса, как исходя из огромной научной значимости – построек XVI века на территории Вологодской области сохранилось ограниченное количество, так и, исходя из архитектурно-планировочных причин – воссоздание колокольни задаст доминанту-ориентир ансамблю.

В рамках же Успенского комплекса первоначальное воссоздание колокольни наиболее рационально вследствие хорошего технического состояния двух нижних ярусов, удовлетворительного состояния фундаментов. По отношению к объему трапезной XVI века, колокольня стоит на отдельном фундаменте, что позволит вести работы с минимальным воздействием на участки кладки более раннего времени.

Возможно, что строительство колокольни велось по «образцовому» проекту. Это предположение подтверждается двумя фактами: наличием практически идентичного здания колокольни Богоявленской церкви в городе Лальске Кировской области (бывшая Вологодская губерния) и наличием в документах монастыря, периода II трети XIX века, проектов скита и скитской церкви, выполненных архитектором К. Фальком.

4. Список использованной литературы и архивных источников

1. Воскресенский А. Свято-Троицкий Павло-Обнорский третьеклассный общежительный мужской монастырь Вологодской епархии. Исторический очерк. – Вологда, 1914.

2. Воскресенский А. Преподобный Павел Обнорский, Вологодский чудотворец и основанная им Свято-Троицкая обитель. – Вологда, 1912, ил.

3. Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Вып. 2, С-Пет., 1892 год.

4. Кузнецов П. Н. Свято-Троицкая обитель преподобного Павла Обнорского Вологодской губернии. К 500-летнему юбилею. – С-Пет., 1913, 16 с. ил.

5. Лебедев В.П. Преподобный Павел-пустынник // Русский паломник. – 1914, №22.

6. Лебедев А.К. Павло-Обнорский монастырь // Церковные ведомости. – 1897. - №46.

7. Лебедев А.К. Святая обитель преподобного Павла Обнорского Вологодской епархии. Вологда, 1898 г., 37 с., ил.

8. Муравьев А.Н. Русская Фиваида на Севевре. СПб., 1855 г.

9. Непеин С. Павло-Обнорский монастырь Вологодской губернии // Русский паломник. – 1914, №24.

10. Описание памятников русской архитектуры по губерниям: Вологодская губерния Грязовецкий уезд // Изв. Императорской археологической комиссии – СПб., 1915. – Вып. 59 – с. 170 - 180 ил.

11. (Пухиндинский?) Заметки по случаю освещения нового храма в Павло-Обнорском монастыре. // Вологодские епархиальные ведомости. – 1879. - №20, с. 401 – 404.

12. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквях в России. М., 1852 год.

13. Степановский И.К. Вологодская старина. Вологда, 1890 год.

14. Суворов Н. Описание Павло-Обнорского монастыря. Вологда, 1866 год, 45 стр.

15. Суворов Н.И. Описание Павло-Обнорского монастыря Вологодской епархии // Прибавления к ВЕВ. – 1866 №3 – с. 99 – 110; №4. – с. 127 – 141; №5. – с. 157 – 172; №6. – с. 219 – 232; №7. – с. 295 – 303.

16. ГАВО, ф. 521, оп.1, д. 1. Опись за 1654 год.

17. ГАВО, ф. 521, оп.1, д. 3. Опись за 1687 год.

18. ГАВО, ф. 521, оп.1, д. 13. Дела 1780, 1781, 1783, 1784, 1785 годов.

19. ГАВО, ф. 521, оп.1, д. 14. Книга записи казенного имущества за 1785 год.

20. ГАВО, ф. 521, оп.1, дело 21. Приходно-расходная книга за 1812 год.

21. ГАВО, ф. 521, оп.1, дело 21. Приходно-расходная книга за 1814 год.

22. ГАВО, ф. 521, оп.1, д. 77. Книга записи прихода и расхода неокладных сумм Грязовецкого третьеклассного Павло-Обнорского монастыря на 1863 год.

23. ГАВО, ф. 521, оп.1, д. 83. Документы 1878 – 1883 годов (крайние даты даны ошибочно, фактически в подшивке присутствуют и дела 1870 года).

24. ГАВО, ф. 521, оп.1, д.94. Ведомость о состоянии монастыря за 1876 год.

25. ГАВО, ф. 521, оп.1, д.106. Дела 1884, 1885, 1886 годов.

26. ГАВО, ф. 521, оп.1, дело 142. Дела 1911 – 1912 годов.

27. ГАВО, ф. 521, оп.1, д. 145. Опись имущества за 1914 год.

28. ГАВО, ф. 521, оп.1, дело 151. Около 1850 года.

29. ГАВО, ф.521, оп.1, д.163. Опись имущества монастыря 1884 года.