Православные приходы и
монастыри Севера

Суворов Н. Историческая заметка о Спасообыденной церкви в Вологде.

Во всех вологодских летописях значится, что церковь эта, первоначально деревянная, построена была гражданами Вологды в царствование Алексея Михайловича, в 1655 году, 18 Октября, однодневно, по случаю свирепствовавшей тогда в городе и его окрестностях моровой язвы, для отвращения праведнаго гнева Божия. Этот же год показан и в рукописном, современном этой церкви, и к ней относящемся, документе, найденном в 1858 году в архиве вологодской консистории. Документ этот, подписанный более нежели двумя стами человек вологодских граждан, есть подлинный, общественный приговор вологжан, которым они обещаются за себя и за своих потомков на вечные времена давать в Спасообыденную церковь ежегодно, на неугасимую лампаду - воск, на церковный обиход - свечи, ладан, вино церковное и на содержание причта - хлебную и денежную ругу 1. Этот же год находится и в надписи на чудотворной иконе Всемилостиваго Спаса, находящейся в этой церкви и для неё писанной, спустя четыре дня от её первоначального построения.

После этого, кажется, не могло бы быть места ни малейшему сомнению о времени построения упомянутой церкви. А между тем сомнение оказалось возможным и заявлено печатно. Спешим указать и разрешить его, в особенности для тех читателей, которые, имев случай встретить заявленное печатно сомнение, не имели случая прочитать печатное его опровержение. 2

В 1861 году, в Петербурге, неизвестный автор, назвавший себя "Петербургским Вологжанином", напечатал в Домашн. Беседе, в 41 №, статью под заглавием: "Праздник 18 Октября в Вологде"; в этой статье он, сообщив несколько сведений о знаменитом в Вологде церковном торжестве 18 Октября, которое в тот же день отправляется благочестивыми вологжанами и в Петербурге, в церкви Спаса на Сенной, между прочим прямо называет год построения в Вологде Спасообыденной церкви - неизвестным, а означенный в вологодских летописях - неверным. "Это (т.е. Построение церкви)" - говорит он - "произошло 18 Октября, но в каком году - доселе не открыто (!). Народное предание относит это событие ко времени царя Алексия Михайловича; но это неверно (!?) потому что церковь Всемилостивого Спаса на площади упоминается в актах 1610 года". За тем автор в подстрочном примечании указывает "Древн. Госуд. граматы, издан. Берхом в 1821 году, стр. 62".

Такое умозаключение с одной стороны показывает в авторе незнакомство его, впрочем весьма понятное и простительное, с местной вологодской последних лет литературой, т. е. с вышеупомянутым общественным приговором вологжан и печатным Описанием Спасообыденной церкви, с другой стороны - обнаруживает в нём некоторую поспешность в суждении, по которой он, отыскав в одном древнем акте упоминаемую в Вологде Спасскую на площади церковь, тотчас, без всяких оговорок, принимает ее за Спасообыденную.

Спрашиваем: ведь могла быть в Вологде встарину, как и теперь, не одна площадь и не одна Спасская церковь? Даже на одной площади могло быть две Спасских церкви.

Последнее действительно и было. На той же самой площади, называемой в архивных бумагах Старой и Сенной, на которой находится Спасообыденная церковь, существовала встарину с незапамятных времен другая церковь Всемилостивого Спаса Нерукотворенного Образа и писалась или просто - на площади, или - на старой площади. Церковь эта и ныне существует под другим названием, под именем церкви Николая Чудотворца на Сенной площади, с престолом в верхнем этаже во имя Нерукотворенного Образа и с приделами в нижнем - во имя Николая Чудотворца и преп. Димитрия Прилуцкого. В этой-то церкви, первоначально называвшейся Спасской, и был поставлен в 1609 году, генваря 4 дня, писанный Преп. Дионисием Глушицким образ Преп. Димитрия Прилуцкого, в память чего и существует при ней вышеупомянутый придел 3. В росписях церквей г. Вологды XVII века, найденных в архиве вологодской консистории, церковь эта в первой половине того столетия упоминается так:

"1626 году. Церковь на площади Нерукотворенный Образ Спасов; попа нет, не поставлен.

1639 году. Церковь Всемилостивый Спас на старой площади; у церкви служит поп Иосиф, да дьякон Петр."

Переименована она Николаевской, вероятно, вскоре по построении Спасообыденной церкви, для отличия от ней, а потому в росписях церквей Вологды второй половины XVII века она постоянно пишется рядом с Спасообыденною так:

"1668 году. Храм Николая Чудотворца на старой площади.

Храм Всемилостивого Спаса обыденного строения."

В этом самом порядке и в этих словах, записаны обе церкви и в росписях 1669, 1671, 1675, 1679, 1680 и 1682 годов. Отсутствие слов "обыденного строения" при Спасской церкви, упоминаемой в 1626 и 1639 годах, ясно показывает, что то была другая церковь, не Спасообыденная. Эту-то церковь, без сомнения, и нашёл неизвестный автор в актах 1610 года.

Примечания

1 Этот приговор напечатан был сперва в издав. при Казанск. дух. академии Правосл. Собеседнике, за месяц Май 1858 г., потом в Волог. Губ. Ведом. за Август того же года и наконец в "Описании Спасообыденной Всеградской, что в Вологде, церкви", напеч. в Вологде 1860 г., стр. 35-46. В 1858 г., июня 15 дня, в бытность ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА в Вологде и в Волог. Соф. соборе, этот документ, хранящийся в ризнице собора, удостоился Высочайшего воззрения.

2 Предлагаемая Историч. заметка заимствована из статьи моей, напечатанной в Домашн. Беседе 1862 г., Вып. 16, в отделе: Журнальные Заметки. Н. С.

3 См. Опис. Волог. Спасоприлуцк. монаст. П. Савваитова. С.П.Б. 1844 г. стран. 26.

Источник

Прибавления к Вологодским епархиальным ведомостям. - 1864. - №1. - C. 26-29.