Православные приходы и
монастыри Севера

Из Кемского уезда. Секта "Ушковайзет".

Нам сообщают, что сектанты "Ушковайзет" в приходах Ухтинском и Вокнаволоцком Кемского уезда не оставляют своих заблуждений и стараются всеми мерами распространять свои лжеучения и совращать в свою секту православных, так в Ухтинском приходе совращены в секту "Ушковайзет" кретьяне Андрей Пардоев, Иоанн Богданов и уволенный в запас армии Кирилл Богданов; в Вокнаволоцком приходе совращены в секту крестьянин Иермий Маликин и уволенный в запас рядовой Тимофей Маликин. Ревностными распространителями секты являются в Вокнаволоцком приходе крестьянин деревни Войницы Василий Маликин, а в Ухтинском Тимофей Иванов Тихонов, Григорий Богданов, Филипп Архипов Пяллиев и Иван Иванов Тиханов.

По учению сектантов для достижения спасения достаточно одной веры. Веруй во Иисуса Христа, говорят они, и спасёшься. Истинно верующие только те, которые принадлежат к секте Ушковайзет, а прочие все, не принадлежащие к секте, - идолопоклонники и антихристы. Сектанты прежде всего не признают таинства Священства православной церкви. По учению сектантов слова Спасителя, обращенные к Апостолам: шедше убо научите вся языки (Мф. XXVIII, 19) и имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся (Иоан. XX, 23) относятся одинаково к каждому верующему и потому всякий из сектантов имеет право и обязанность проповедывать, как Апостол, и каждый из них имеет Духа Святого (Деян. II, 17). Таинство покаяния в православной церкви, обязывающее грешника исповедывать свои грехи пред о. духовным, сектанты заменяют исповедыванием своих грехов пред своими сектантами применительно по их пониманию к словам Апостола Иакова: признавайтесь друг пред другом в проступках (Иак. V, 16). Сектанты особенно стараются внушать православным, чтобы они не ходили на исповедь. Что пользы, говорят они, в покаянии? после исповеди ведь снова будете грешить. Сектанты не почитат Святых угодников и Святых Апостолов, Святых мощей и Святых икон, не соблюдают постов и не изображают на себе крестного знамения. Святые угодники такие же люди как и мы, говорят сектанты; если они спаслись, то и хорошо, а мы сами спасаемся каждый чрез свою веру. Святые иконы, по учению сектантов, - идолы. Постов не соблюдают сектанты потому, что, говорят они, входящее в уста не сквернит человека (Мф. XV, 11). Если Иисус Христос постился, то Он 40 дней не пил и не ел; а мы не можем так поститься, значит и не нужно, а что касается того, что Апостолы постились (Деян. XIII, 23; XXVII, 9, 2 Кор. VI, 5; XI, 27), то у них пост состоял не в перемене скоромной пищи на постную, а в скорби и сокрушении сердца. Крестного знамения сектанты не изображают на себе потому, что об этом не сказано ничего в Евангелии. Вообще сектанты говорят, что для верующаго в Иисуса Христа не нужно никаких предписаний закона и никаких постановлений о таинствах и обрядах, а также не нужно устраивать и храмов (Деян. VII, 48; Иоан. IV, 22-24).

Сектанты называют себя именами: ушковайзет, что значит с финскаго языка (тоже и корельскаго) - верующие, и ойкие криститту, т.е. истинные христиане, а православные соседи зовут сектантов: вилли ушковайзет, т.е. шальные верующие. Православных сектанты называют словами: паканат, т.е. язычники, и эпяюмалайзет, т.е. идолопоклонники. Всех сектантов (явных) в настоящее время насчитывается в двух приходах, Вокнаволоцком и Ухтинском, до 25 человек (на 7 тысяч приходского населения). Лжеучение в Архангельской епархии впервые появилось в 1876 г. в Ухтинском приходе, куда занесено было из Финляндии четырьмя финляндцами плотниками.

Источник

Архангельские епархиальные ведомости. - 1888. - №7-8. Неофиц. часть. - С. 77-79.