Православные приходы и
монастыри Севера

Стефановская пустыня у Никольского озера

В 20 в. от г. Грязовца и в 35 в. от г. Вологды, на границе с Пошехонским уездом, раскинулось небольшое озеро Никольское, 8 в. в длину и 3 в. в ширину. Из него берет свое начало река Комела. При истоке ее, на восточном берегу озера, более трехсот с половиной лет приютилась скромная св. обитель, перенесшая на своем веку разные степени внешнего благосостояния. Пр. Стефан (†1542 г.), питомец бывшей лавры Дионисиевой, был ее основателем (около 1530 г.), найдя здесь место своего земного упокоения. Воздвигнутый им храм во имя св. Николая, вероятно, дал название и прилегающему озеру, и всей окрестной веси, слывущей ныне под именем "Никольщины". Скончался Угодник Божий, но духом своим не перестает быть на неусыпной страже своей обители, воздвигая благопотребных людей к ее поддержанию. Вскоре после смерти основателя обитель подверглась разорению от казанских татар, но и из пепла восстала обновленной и достигала временами нескудного существования. Еще при жизни преподобного от в. к. Василия Ивановича были дарованы ей земли и угодья; в XVIII веке во владении монастыря были 1264 души крестьян; во главе его являлись игумены и даже архимандриты. Лишь трудный для многих обителей 1764 год лишил его первоначального назначения быть оплотом и отрадой для ищущих спасения в монастырском уединении: обитель была упразднена и церковь обращена в бесприходную с причтом белого духовенства, которое содержалось только выгодами от земли и скудными приношениями богомольцев. Это скорбное время длилось почти целое столетие. Но молитвы небесного стража св. места были услышаны. Место, освященное иноческими подвигами преподобного и самою Царицей Небесной предназначенное быть иноческой обителью, чрез 96 лет, опять возвратилось к своему первоначальному назначению, с тем только различием, что его ныне населяют не иноки, но инокини. Указом св. Синода 30 апреля 1860 г., на имя Преосвященного Христофора, Озерская Николаевская бесприходная церковь была приписана к Вологодскому Горнему Успенскому женскому монастырю, во внимание к тому, что "во 1) бесприходная Озерская церковь, в нижнем этаже коей почивают под спудом мощи пр. Стефана Комельского, прежде была монастырской, во 2) церковь эта в 1858 г. Преосвященным найдена в запустении и в 3) обитель, имеющая недостаток в средствах, с одной стороны приобретет новые способы к удовлетворению своих нужд в принадлежащей Озерской церкви земле, а с другой и самая церковь будет сохраняема в состоянии более приличном находящейся в ней святыне".

Последнее предположение воочию подтверждается и исполняется. Твердо и прочно начали опять здесь водворяться монастырские порядки. Запущенное св. место стало быстро обновляться и в настоящее время на заезжего путника производит приятное впечатление благоустроенной пустыньки, дышущей сладостным мирным уединением... Пустыня стоит в стороне от больших проезжих дорог, не близки к ней и соседние селения (верст 5-6); потому редки в ней богомольные путники; виднеются лишь одни скромные и трудолюбивые насельницы ее, да разве в праздничные дни навестят ее за церковной службой окрестные поселяне.

Деревнями и сплошными нивами пролегает путь от г. Грязовца в пустыню. На половине его, с одного возвышенного места, красиво открывается вся окрестность; на горизонте показываются две ярко белые точки: это две пустынные обители: одна св. Стефана, а другая Царицы Небесной во имя ее чудотворной иконы "Исаковской" (Пошехонского уезда), на расстоянии около 15 в. между собой; ближе, как бы в преддверии сих обителей выделяются приходские церкви Успенская Чернецкая и Христорождественская Степуринская. Огибая последнюю, дорога спускается в котловину, отмечаемую Никольским озером. Мелким кустарником, стелющимся по мхам и болоту, путник подходит к новой каменной восьмигранной часовне, увенчанной красивой главой. На медном медальоне читается следующая надпись: "сия часовня в память первого пребывания на сем месте пр. Стефана; в 1897 г. вместо ветхой деревянной выстроена каменная часовня старанием нынешней настоятельницы монастыря игуменьи Сергии". Ширина часовни 6 с половиной аршин, а высота 4 ар. 12 верш. Внутри ее поставлен прекрасный дубовый иконостас с резьбой, состоящий из распятия, четырех, в 2 1/2 аршина каждая, икон Спасителя, пр. Стефана, св. вмч. Пантелеимона и Божией Матери "всех скорбящих Радость". Первые две иконы собственного письма сестер обители, а последние две художественно написаны на Афоне, как видно из учиненных на них надписей: "сия св. икона писана и освящена на Афоне в русском св. Пантелеимона монастыре".

Второй ярус иконостаса состоит из небольших круглых медальонов, изображающих Тайную вечерю, Иоанна Предтечу, Иоанна Богослова, Николая Чудотворца и Онуфрия Великого. Пред иконами на чугунном полу стоят пять новых отбеленных лампад. Стоимость всей часовни с иконостасом простирается почти до 2 т. рублей, не считая письма и доставки двух образов с Афона (200 р.); одна работа иконостаса стоит 350 руб. Освящение часовни было торжественно совершено минувшего 28 июня, при значительном стечении народа; с крестным ходом были встречены св. иконы, привезенные к тому времени с Афона. В воскресные и праздничные дни сестрами пустынницами совершается здесь чтение акафиста; их усердное пение далеко разносится среди лесной тиши. От часовни по дороге среди мелкого кустарника высоко вздымается небольшая сосновая роща с своими вековыми деревьями значительной толщины. Хранится предание, что эта роща насаждена самим пр. Стефаном и почитается заповедной: ни одно дерево срубленное не может быть увезено, - не под силу будет всякой лошади. Ныне земля эта принадлежит крестьянам. От рощи путник выходит на монастырскую усадьбу: ему сразу открывается вся пустынная обитель, своим видом с прилегающей березовой рощей к ней приятно ласкающая взор. Устроенная чрез нивы дорожка приводит к стенам обители.

С восточной и южной сторон, на протяжении 62 с. с каждой, возвышается недавно устроенная каменная ограда в 4 аршина вышины; в нее с востока ведут св. ворота. Над ними изображен пр. Стефан в коленопреклоненном виде пред ветхой часовней среди елей и сосен, а слева из облаков шествует Божия Матерь в сопровождении св. Николая. По преданию, Божия Матерь в чудесном явлении, по молитвам св. Николая, повелела отшельнику соорудить в пустыне храм во имя Угодника Николая; остальные надвратные изображения (Успения Божией Матери, Алексия человека Божия и Александра Невского) указывают на связь пустыни с Горним монастырем, где имеются храмы и приделы во имя указанных события и угодников. По входе в ограду направо находится двухэтажный, в 9 с. длины по лицу, деревянный дом для живущих сестер, с отдельными кельями и общей трапезой для них; в одну линию с ним дом для священника, а далее скотний и для рабочих домы; все эти строения с северной стороны пока заменяют ограду, продолжающую строиться. Налево от св. ворот стоит недавно отстроенный настоятельский корпус, на случай приезда, деревянный на каменном фундаменте, о семи окнах, обнесенный деревянным палисадником.

В ю.-з. углу монастырской площади, на зеленом лугу возвышается главный центр возникающей обители - двухэтажный, шестипрестольный, в связи с двухъярусной колокольней, храм, построенный в стиле прошлого столетия. Обширные размеры храма и его внутреннее благолепие мало гармонируют с уединенной пустынькой. Алтари полукружиями выдаются на восток. Над срединой храма высоко поднимается четверик, увенчанный пятью зелеными главами на каменных фонарях без просветов, за исключением среднего; с северной и южной сторон утроены колонны, по шести на каждой, разделенные на три пары. Колокольня также украшена по бокам колоннами. С западной стороны общий вход ведет в обе церкви - нижнюю и верхнюю. Разделение нижнего храма каменными стенами с арками и столбами на трапезу, церковь и алтарь с особым жертвенником прямо переносит мысль к старине, не позднее начала прошлого столетия. В трапезном отделении находятся два алтаря с одноярусными иконостасами - во имя св. Василия, пресвитера Анкирского, и трех святителей вселенских. До последнего времени это отделение на зиму заделывалось и служило теплой церковью; ныне же вся церковь отапливается пятью печами и приспособлена для зимнего служения. Впереди за аркой главный престол во имя пр. Стефана Комельского и Онуфрия Великого, в день памяти (12 июня) которого скончался св. Угодник. Чистый, вновь отделанный иконостас вызолочен по мардану и украшен резьбой. Красивая железная решетка отделяет солею; налево, на солее, у стены невысокий задрапированный балдахин на четырех столбах; под ним деревянная золоченая рака, устроенная над могилой пр. Стефана. Лик угодника на иконе раки с открытыми очами, в мантии, с окладистой седой бородой; десница благословляет, а в шуйце свиток со словами: "не скорбите убо братия моя, но по сему разумейте, аще буде обрел благодать пред Богом и по смерти моей обитель сия ничим не оскудеет". При раке висит искусной работы украшенная ценными камнями лампада с тремя светильниками, с изображениями вмч. Евдокии и Алексия, человека Божия, и с надписью "о упокоении безыменных младенцев". Лежат при раке вериги, которые, однако не принадлежат ко временам пр. Стефана, как его келейные вещи; положены они как знак подвижнических трудов святого и с целью удовлетворить простых богомольцев, иногда желающих приобщиться к подвигам святого чрез надевание на себя вериг во время совершения той или иной церковной службы. Служение молебнов пр. Стефану здесь по обычаю совершается нераздельно вместе с пр. Онуфрием. Нередко посетители спрашивают, где пр. Онуфрий погребен, представляя и его также местным святым, как и пр. Стефана. Не этот ли обычай послужил поводом к передаваемому рассказу, в виде предания, среди окрестных жителей и даже среди просвещенных старожилов г. Грязовца, что здесь погребен пр. Онуфрий Перцовский, будто бы отошедший сюда пред своей кончиной, - тем более, что могила последнего ничем не обозначается и не сохраняется в памяти в Троицкой Перцовской церкви, основателем которой вместе с пр. Авксентием он почитается.

Верхняя холодная церковь, строенная в 1814 г. после пожара, по внутреннему виду подобна нижней, но, благодаря высоте и свету, поражает посетителя своей обширностью. Она имеет более 10 с. в длину от западной стены только до алтаря, а в ширину более 5 с. В трапезе два придела - с двухъярусными иконостасами - Тихвинской Божией Матери и пр. Александра Свирского и мчц. Ксении. Из трапезы, отделявшейся прежде дверями, недавно снятыми, ведет широкая и высокая арка собственно в церковь с одним приделом во имя св. Николая. Высокие своды храма опираются на два четырехгранные столба, к которым приделаны клиросы; направо устроено игуменское место. Стены покрыты желтым колером. Два ряда окон на каждой стороне и просветы среднего купола дают обильный свет. Трехъярусный иконостас украшен резьбой и вызолочен по гульфарбе. Над царскими вратами картинное изображение на текст: "покайтеся, приближибося царствие Божие". Иконы нижнего яруса отделяются круглыми колоннами, разделанными под мрамор, и украшены медными отбеленными ризами; между ними выделяется храмовый образ св. Николая с житием. Пред ним на аналогии лежит икона того же святителя, чтимая в обители особым чествованием и неугасимой лампадой. Она, по преданию, принесена пр. Стефаном из Тихвинского монастыря, при вселении его на озеро. Серебряная риза с золоченым венчиком, украшенная стразами и бисером, сделана усердием вологодского купца В. А. Леденцова, как видно из надписи. Аналойную икону пр. Онуфрия предание относит также ко времени пр. Стефана, устроившего в своей обители деревянную церковь во имя сего пустынножителя, пред иконами нижнего яруса стоят массивные, о трех свечах, подсвечники, стоящие 400 р., жертвованные соседним крестьянином Язиковым. Алтарь отделяется каменной стеной с арками для дверей; но внутренность его не разделяется на отделения и простирается во всю ширину церкви. По западной стене церкви устроены три палатки, из коих просторная средняя ныне увеличивает собой лишь трапезное отделение церкви и прежде соединялась крытым ходом с бывшим подле церкви настоятельским корпусом; левая занята лестницей в церковь, а правая палатка служит ризницей. В последней между ветхими богослужебными книгами встречается несколько миней, печатанных в царствование Михаила Феодоровича, в восьмое лето патриаршества Филарета Никитича (т.е. 1627 г.). На колокольне висит несколько малых колоколов. С колокольни открывается во всем своем объеме Никольское озеро, в расстоянии 30-40 с. от церкви; из него, среди мхов и болот, узкой лентой вьется Комела. На противоположном берегу озера виднеется Иоанно-Богословская Новопогостинская церковь, а там вдали на Комеле Покровская, Троицкая и другие церкви.

Хозяйство пустыни ведется умело, здесь летом живет до 30 сестер, которые занимаются обработкой земли; часто и сама настоятельница навещает пустыню для наблюдения за работами. Все почти 73 десят. земли, принадлежащие пустыне, разрабатываются то под сенокос, то под пашню. Рожь и овес дают хорошие урожаи. Рогатого скота содержится до 40 голов, лошадей 12. Устроены все хозяйственные службы, как то амбары, овин, скотный двор, каретник, погреб; есть кирпичный завод, выстроенный по случаю кладки ограды. Для отправления богослужения до трех раз в неделю постоянно живет заштатный священник на содержании обители; среди насельниц есть клиросные, умело поющие в церкви.

Никольская Озерская пустыня по своему виду и своим порядкам ныне вполне походит на скромную обитель. Но 10-15 лет тому назад представлялась совсем иная картина: на пустыре стояла одиноко церковь, окруженная кое-где полусгнившим тыном, да две малые хижины; могила св. Стефана была без призрения, в не отстроенной, запустелой церкви... Скудость и запустение виднелось всюду... Возобновление захудалой пустыни, приведение ее в настоящий, можно сказать, цветущий вид всецело принадлежит нынешней настоятельнице игуменьи Сергии. Она в короткое время умела изыскать весьма значительные средства, расположить благотворителей к ценным жертвам, так что всматриваясь ближе во всё, несомненно, воочию замечаешь дивную помощь пр. Стефана, воздвигшего благопотребного человека к поднятию его древней обители. Начиная с часовни, дорога к обители стоящая более 100 р., ограда, корпуса для сестер и особенно настоятельский, овин, каретник, а главное внутреннее благолепие церквей, устройство и украшение нижнего храма и раки преподобного, введение монастырских порядков за службой и трапезой, - все это дело нынешней настоятельницы. Плодотворную деятельность ее оценило и епархиальное начальство. В 1896 г. 29 января указом Вологодской духовной консистории за №624 объявлена ей Архипастырская благодарность за благоустройство, чистоту и порядок, усмотренные Его Преосвященством, Преосвященнейшим Алексием, при обозрении Николаевской Озерской пустыни. Ощутительно сказывается благотворное влияние выросшей обители на окружающее население: с утешением стекаются в церковь в воскресные и праздничные дни окрестные жители, особенно в зимнее время, услаждаясь приятным женским пением и монастырскими порядками; при каждом удобном случае высказывают свою благодарность за устроение вблизи их иноческого отишия. Чрез посещение обители более и более навыкают они с горячей мольбой возноситься к своему, прежде забытому, небесному покровителю, пр. Стефану, чудодейственная помощь которого записывается не на хартиях, а на скрижалях благодарных сердец их. Исповедуя благодать и проповедуя милость, не затаю благодеяния и я, пришлец в св. обитель преподобного: две недели мучила меня зубная боль, дотоле давно не посещавшая; ни холодного, ни горячего не мог я принимать, всякую пищу с трудом употреблял, а время стояло весьма жаркое; многие, не только окрестные, но и дальние обители св. угодников - моих земных, по месту упокоения, ближайших соотечественников и небесных покровителей, Бог привел мне посетить, - одну лишь обитель Стефана не удавалось навестить, хотя постоянно держал я в мыслях сей путь. Мучимый зубной болью, я как-то вдруг собрался "на озеро" и пешеходом от Грязовца прибыл туда 14 июля; не отставала боль всю дорогу и даже по приходе: после молебного пения к пр. Стефану пред его ракой я как-то забыл боль, а затем, за осмотром обители, и совсем перестал чувствовать, - и возвратился совершенно здоровым. Глубоко верую, что в этом врачевании моего недуга проявилась милость Божия и св. угодника Стефана ко мне грешному.

Путник

Источник

Вологодские епархиальные ведомости. 1898 г., №20. Прибавления. С. 500-507.