Православные приходы и
монастыри Севера

Летопись Лальского Воскресенского собора (фрагменты)

1872 год

В январе месяце епархиальным начальством утвержден в должности церковного старосты при соборе - на наступившее трехлетие /1872, 1873 и 1874 годы/ Лальский 2-й гильдии купец Иван Петров Власов.

В июне месяце отпразднован был в Животовской часовне, причисленной к Собору, религиозный юбилей, по случаю совершившегося столетия крестных хождений из означенной часовни в город Лальск, каждогодно совершаемых во вторую неделю по сошествии Св. Духа. Инициатива этого религиозного торжества прнадлежит священнику Верхолальской Архангельской церкви Иоанну Соколову, по поводу отыскания им в архиве прходской своей церкви документа, который как небезинтересный для наших преемников и относящийся к настоящему торжеству записываем здесь в извлечении. Этот документ: Указ Её Императорского Величества последовавший из Устюгской духовной консистории в Лальское духовное правление от 11-го июня 1772 года за №719-м, во исполнение резолюции Его Преосвященства Иоанна, епископа Устюгского и Тотемского на прошении лальского купечества и посадских [людей?] о дозволении производить повсягодно во вторую по Сошествии Св. Духа неделю крестные хождения в Лальский посад с приносными из окологородных приходов св. иконами. Кон[систория] ...согласно резолюции Его Преосвященства определила [что] крестные хождения производить дозволяется, с тем чтобы при оных церковных церемониях никаких пр...

[...]

1885 год

Священника сего собора Флегонта Соколова Святейший Синод, по представлению Преосвященнейшего Израиля, епископа Вологодского и Устюжского, удостоил камилавкой.

Лальский мещанин Николай Алексеев Норицын, согласно избранию приходских людей епархиальным начальством утвержден в должности соборного старосты.

Псаломщик Александр Иванов Попов по прошению определён на праздное священническое место к Лальской градской Спасской церкви.

16 октября на штатную псаломщическую вакансию определен окончивший курс общеобразовательных наук в Вологодской духовной семинарии Флавиан Варсонофьев Резанов.

В 23 день того же месяца скончался после непродолжительной, но тяжкой болезни священник сего собора Флегонт Иванов Соколов.

В 11 день ноября месяца скоропостижно скончался другой священник сего собора Николай Петров Садоков.

В ноябре праздное священническое место при соборе предоставлено надзирателю Устюжского духовного училища Иларию Львову Черняеву.

29 ноября священник Шолгской Троицкой Никольского уезда Асигкрит Евгениев Меньшиков перемещен и на другую священническую вакансию при соборе; священник Меньшиков вступил в должность при соборе 1 января 1886 года, и священник Черняев около полов. января того же года

В течение года оказалось:

а, по метрическим книгам:

родившихся муж. 67, женск. 60;

бракосочетавшихся 35 пар;

умерших муж. 63, женск. 61.

б, Исповедным ведомостям:

бывших у исповеди и св. причастия муж. 500, жен. 552;

не бывших: по малолетству муж. 305, жен. 314;

отлучкам муж. 25, жен. 17;

опущению муж. 530, жен. 584.

в, Приходо-расходным церковным книгам:

поступило в пользу церкви денежных сумм и капиталов с причтовым неприкосновенным капиталом 15741 р. 33 к.

израсходовано 1937 р. 70

осталось к 1886 году, считая и остаточные от 1884 года 13803 руб. 63 коп.

 

Священник Асигкрит Меньшиков

Священник Иларий Черняев

Диакон Михаил Туркин

Диакон Самсон Микулин

Псаломщик диакон Симеон Микулин

Псаломщик Павел Ивонинский

Псаломщик Флавиан Резанов

Псаломщик Евгений Захаров

1886 год

Января 31 дня священник сего собора Асигкрит Меньшиков Его Преосвященством утвержден в должности законоучителя Лальского начального женского училища.

Марта 3-го дня. На отношение председателя Православного Палестинского общества с утверждения Его Преосвященства Вологодской духовной консистории постановлено: ежегодно производить в церквах сбор в пользу православных Святой земли, во время всех богослужений, в праздник Входа Господня во Иерусалим.

Апреля 30 дня. По поводу указа Св. Синода о деяниях бывшего в июле 1885 года в г. Казани собрания Преосвященных архиереев, епархиальным начальством постановлено: 1, предписать духовенству епархии обращаться к Его Преосвященству, за разрешением совершать литургии на переносных антиминсах и престолах, где окажется, по местным условиям, то нужным и полезным; 2, вменить всему духовенству епархии в обязанность служить по воскресным и праздничным дням вечерню по уставу с возможной торжественностью, производя звон в большой колокол, а по окончании вечерни, смотря по нуждам пасомых, произносить проповеди, вести беседы о предметах веры и нравственности, назидательные поучения, читать жития святых, или же служить молебны с акафистом;

В сентябре месяце представлен билет в пользу причта в 100 руб. 4% непрерывно-доходный священнической вдовой Анной Соколовой, за поминовение ее родственников на вечное время.

В сентябре месяце утверждены Его Преосвященством избранные духовенством лальского городского благочиния в должностях: духовника - священник Лальской градской Предтеченской церкви, Андрей Кубасов и члена местного благочиннического попечительного совета о (местных) бедных духовного звания - священник сего собора Иларий Черняев.

18 сентября. Во исполнение указа Св. Синода, епархиальным начальством постановлено: во всех церквах епархии учредить особую кружку надписью "в пользу церковно-приходских школ" и однажды в год, 6-го декабря обносить её в церквах в установленное время при богослужении; также отчислять по мере возможности часть из остатков от кружечно-кошельковых сумм.

Декабря 21 дня штатный диакон сего собора Феодосий Андреев Капустин скончался от чахотки 35-ти лет; прослуживший при соборе 13 лет.

В течение года оказалось:

по метрическим книгам:

родившихся муж. 78, жен. 85;

бракосочетавшихся 31 пара

умерших муж. 46, жен. 53.

б, Исповедным ведомостям:

бывших у исповеди и св. причастия муж. 554, жен. 603;

не бывших по малолетству муж. 297, жен. 293;

отлучкам муж. 33, жен. 25;

опущению муж. 494, жен. 571;

в, Приходо-расходным церковным книгам:

поступило в пользу церкви денежных сумм и капиталов с причтовым неприкосновенным капиталом 1726 руб., израсходовано 1559 руб. 9 коп.

осталось к 1887 году, считая и остаточные от 1885 года 14043 руб. 91 коп.

 

Протоиерей Василий Попов

Священник Асигкрит Меньшиков

Священник Иларий Черняев

Диакон Михаил Туркин

Диакон Симеон Микулин

Псаломщик Флавиан Резанов

Псаломщик Павел Ивонинский

Псаломщик Евгений Захаров

1887 год

Генваря 16-го дня. Псаомщик диакон нашего собора Симеон Микулин зачислен на штатную диаконскую вакансию при соборе.

Февраля 22-го дня. Во псаломщика при соборе определен студент духовной семинарии Димитрий Николаев Шергин.

Марта 16-го дня. Протоиерей нашего собора Василий Иванов Попов скоропостижно скончался 56-ти лет от роду, прослужив в сане священника и протоиерея 32 года и в должности благочинного около 25 лет.

Августа 7 дня около 7 часов утра видимо было в Лальске затемнение солнца, хотя и не полное; при этом было замечено что люди и животные приняли вид мертвенно-бледноватый - это явление продолжалось около часа постепенно темнея так что в конце этого явления сделались как бы сумерки среди довольно ясного утра, ...

[...]

1905 год

Определением Св. Синода от 4-18 мая сего 1905 г. за №2282, постановлено: Высочайше утверж. в июне 1904 г. положением о взаимном страховании от огня строений духовного ведомства и росписание должностей и окладов по страховому отделу сего ведомства ввести в действие с 1 янв. 1907 г.

Высочайшее повеление. В церков. ведомостях напечатано: "На всеподданнейшем докладе Св. Синода о созвании собора епархиальных епископов для учреждения патриаршества и обсуждения перемен в церковном управлении Его Императорскому Величеству благоугодно было 31 марта сего года собственноручно начертать:

"Признаю невозможным совершить в переживаемое ныне тревожное время столь вликое дело, требующее и спокойствия и обдуманности, каково созвание поместного собора. Предоставляю себе, когда наступит благоприятное для сего время, по древним примерам православных императоров, дать сему великому делу движение и созвать собор Всероссийской церкви для канонического обсуждения предметов веры и церковного управления."

17 сего апреля, в первый день Св. Пасхи дан Сенату Высочайший указ в объявление свободы веры всех русских подданных. В соответствие новому закону, с Высочайшего разрешения, накануне Светлого дня были распечатаны алтари старообрядческих храмов на Рогожском кладбище в Москве. Поручение о распечатании алтарей Его Величеством дано Высочайше телеграммой Московскому генерал-губернатору кн. Голицыну, который, при участии флигель-адъютанта Шереметева и градоначальника генерал-майора Волкова, в 4 ч. пополудни и исполнил Высочайшее повеление.

17 июня - по случаю мобилизации, Высочайше объявленной, призваны на службу низшие чины запаса армии. Все запасные в нашей местности собрались к 10 часам вечера в Целяковское волостное правление, где, по проверке, о. настоятелем собора в сослужении соборного священника о. Вл. Копосова отслужен был напутственный молебен, причем о. протоиерей А. Попов сказал призываемым трогательную речь. Народу на проводины запасных собралось многое множество: провожали жены своих мужей, дети своих родителей, многие родных и знакомых. Минута расставания была поразительно трогательна: многие рыдали - и никто не в состоянии был удержаться от слез...

Указом из В.-Устюжского духовного правления, от 28 сего июня за №1590 на имя благочинного и настоятеля собора, дано знать, что журнальным постановлением дух. правления, утвержденным Его Преосвященством, и. д. псломщика Слободской Николаевской ц. Усть-Сысольского уезда Владимир Меньшиков и и. д. псаломщика при Лальском Воскр. соборе Иван Аврамов перемещены один на место другого; причем из клировой ведомости за 1904 г. видно, что вновь назначенный к собору Владимир Асигкритович Меньшиков родился 11 июля 1885 г.; сын священника (служившего при Лальском же соборе), уволен из 2 кл. Вологодской дух. семинарии, холост; 16 сент. 1903 г. допущен до исправления псаломщических обязанностей при Слободской Николаевской ц[еркви] Устьсыс[ольского] у[езда]; со 2 окт[ября] 1903 г. по настоящее время состоял учителем пения в местной ц.-приходской школе. Указ имеет. Чтение, пение и катехизис знает оч. хорошо; поведения отмечен отлично хорошего; в службе исправен, настоятелю почтителен.

8 августа с. г. назначенной епархиальным начальством комиссией в составе священника Устюжских градских церквей - Алексия Чижева и Николая Уфтюжского и благочинного 4 Устюжского окр. священника Георгия Добрякова произведена обычная (через три года) ревизия нашего собора. Имущество собора поверено по описям, а деньги, кроме описей, и по приходо-расходным книгам. Все оказалось в целости и надлежащей исправности, о чем и сделана соответствующая роспись в документах за подписью производивших ревизию священников Г. Добрякова и Ал. Чижева.

6 августа с. г. издан Высочайший Манифест об учреждении Государственной думы и составлено положение о выборах в думу. По сему случаю, по распоряжению Св. Синода, в нашем соборе сегодня - 21 августа после поздней литургии объявлен Манифест и совершено торжественное Господу Богу молебствие с коленопреклонением о здравии и благоденствии Его Величества, Всемилостивейшего Государя Императора Николая Александровича. Молебен отправлен соборне настоятелем собора при участии всего градского духовенства, в присутствии многих богомольцев из граждан города и прихожан собора.

27 августа с. г. получена в собор св. икона Божией Матери под названием "Взыскание погибших". Икона сия высотой 4 четверти и шириной 3 четв. - написана масляными красками на дереве и украшена медной позолоченной резьбой; заведена она на добровольные пожертвования наших соборных прихожан - молодых людей, мобилизованных 15 июня сего 1905 года и отправляющихся на Дальний Восток на войну с японцами. Вместе с иконой прислан акафист Б. Матери и карточка, на которой отпечатаны имена и фамилии жертвователей и в конце напечатано: "Пресвятая Богородица наша надежда и заступница сохрани возврати нас целыми и невредимыми!"

"г. Сызрань, Симбир. губ. 215 запасного баталиона."

В г. Сызрани, надо полагать, икона эта и изготовлена. Надежда ваша, молдые люди - прав. воины, на Божию Матерь не посрамит вас!...

28 августа - воскресенье после поздней литургии настоятелем собора соборне торжественно освящена новополученная св. икона Богоматери, совершено пред ней молебное пение и прочтена особая молитва, присланная вместе с иконой; причем настоятель сказал приличное случаю теплое слово назидания...

9 октября в воскресенье совершена Божественная литургия в кладбищенском храме, после которой вне храма на погосте церковном торжественно совершен чин освящения двух церковных крестов; кресты эти были сняты с храма для позолоты и теперь, после окропления св. водой, они были подняты и водружены на свои места. При этом случае настоятель храма сказал устно приличное случаю слово.

Указом В.-Устюжского дух. правления от 2 сего декабря за №2875 дано знать, что окончивший курс Устюжского дух. училища Михаил Шушнин, имеющий свидетельство на звание учителя церковной школы, послушник Устюжского М.-Архангельского монастыря резолюцией Преосвящ. епископа Алексия назначен на свободную псаломщическую вакансию к нашему собору, на место вышедшего во диакона Вл. Меньшикова.

31 декабря с 6 ч. вечера совершено всенощное бдение и после него благодарственный молебен, пред началом которого о. настоятелем сказано устное сердечное слово. Богомольцев было больше, чем за обычной воскресной всенощной. Еще прошел один год. Слава Богу за все!

 

Лальского Воскресенского собора:

Протоиерей Василий Попов

Священник Павел Попов

Священник Виктор Пономарев

Диакон Платон Чистяков

Диакон Василий Худяков

Псаломщик Павел Ивонинский

Псаломщ. [?]

Псаломщик Афиноген Образцов

И. д. псаломщика Михаил Шушнин

 

4 янв. 1912 г. свидетельствовал благочинный священника Пав. Баклановский

[...]

1911(?) год

Мастера, трудившиеся по украшению соборных храмов:

1, Березины Иван и Василий - штукатурили Воскресенский храм и росписывали стены.

2, Петр и Михаил Червяковы.

3, Попов Николай Григорьев устраивал полы.

4, Мынарев Василий Петров устраивал шпиль на колокольне и несколько раз красил крыши и церкви соборные.

5, Пастухов делал иконостас в Благовещенском соборе.

В июле месяце с. г. церковный староста В. И. Плюснин подал письменное заявление об отказе от должности церковного старосты при соборе.

31 июля прихожанами избран в церковные старосты на срок до окончания трехлетия, т. е. по 1912 год, Лальский мещанин Константин Александров Абрамов, каковой в должности Его Преосвященством утвержден; о чем и дано знать указом из В.-Устюжского дух. правления от 10 авг. 1911 г. за №1841-м.

В июле месяце с. г. произведена ревизия собора, обычная через три года, в составе Устюжских священников Алексия Пономарева и Леонида Хохрякова. Все оказалось в целости и надлежащей исправности, о чем и сделана соответствующая надпись в описях собора.

[...]

10, Василий Степанов Черкасов устроил ц. Иоанна воина, его жена Евдокия, сын Павел и жена Анна.

11, Афанасий Никитин Максимов был старостой собора, жертвовал на штукатурку и стенную живопись Воскр. собора, его сын Василий и внук Иван.

12, Савваитов Василий Алекс., его сын Петр, дочь Евдокия и дед Иван.

13, Сумкин Алексей Степанович много лет служил старостой собора и пожертвовал собору земли 261 дес. 1335 1/2 кв. с., его жена Анна, дочь Елизавета по муже Шестакова.

14, Шестаков Георгий (зять Сумкина) и дети его: Николай, Иннокентий, Алексий, Вера и Екатерина (по муже Прянишникова).

15, Прозоров Яков Алексеевич и жена его Пелагия и сын их Алексей (пожертвовал полное облачение из серебр. парчи для священника, диакона, псаломщика ценой в 630 руб.).

16, Угрюмов Семен и жена его Агния.

17, Власов Иван Петрович пожертвовал в собор 1000 руб. и состоял старостой.

18, Бегунов Сергей, жена его Агния, дети: Иван, Александра, Глафира и Елизавета.

19, Юрьевы Василий, Феодор, Мария и Евгения.

20, Бурдуковский Александр Минин пожертвовал землю по Сусолову и Стригину в количестве 119 дес. 177 кв. с.

 

Список протоиереев, иереев, диаконов и причетников с 1650 г. по 1780 г.

Протоиереи: Лев и Адам (скончались игуменами), Адриан и Арсений (были потом архимандритами-схимонахами), Лазарь, Василий, Андрей, Михаил, Василий, Симеон (Манаков) и Матфей (Швецов).

Иереи: Иван, Никита, Даниил, Дионисий, Симеон, Артемий, Савва, Илия, Василий, Иоанн 3, Алексий, Феодор, и впоследствии были иеомонахами: Сергий, Иона, Леонид, и схимонахами: Иосиф 2, Моисей, Моисей, Павел.

Диаконы: Яков, Симон, Иоанн, Алексий, Корнилий, Максим 2, Александр, Николай и впоследствии иеродиаконы: Иов, Дионисий и схимонах Иаков.

Причетники: Аврамий, Иоанн 2, Сергий, Михаил, Симеон, Петр 2, Максим, Иосиф.

 

Список почивших: благотворителей собора:

1, Норицыны Леонтий Емельянов и племянник его Леонтий же - выстроили настоящую колокольню.

2, Норицын Семен Ивлиев.

3, Норицыны Никанор, его жена Анна и сын их Александр - благотворители Никол. храма.

4, Белобородов Артемий Семенов.

5, Иван и Афанасий Мео?товы.

6, Василий Чебаевский.

7, Марк Лушков.

8, Иван Никифоров Плюснин пожертв. колокол и его жена Параскева

1921 год

26 февр. ст. ст. с. г. скончался заштатный протоиерей собора Алексей Алексеев Попов, 79 лет от роду. Вынос (?) от дома до церкви и из церкви до кладбища совершен градским духовенством с крестным хождением. Похороны были 28 февр., в прощеное воскресенье, при участии всего градского духовенства (2 протоиереев, 3 свящ., 2 иеромонахов 2 диаконов), при большом хоре певчих-любителей. У гроба произнесено было н. (?) слово.

Канцелярия архиепископа В.-Устюжского отношением от марта 1921 г. №126 на имя благочинного уведомила, что 1/14 февр. с. г. архиепископом Алексием псаломщик собора Павел Ивонинский, по прошению, уволен за штат с причислением к собору.

2 апреля. Канцелярия архиепископа В.-Устюжского отношением своим от 15 мар. / 23 мар. с. г. за №237 уведомляет, что резолюцией ЕГо Высокопреосвященства, последовавшей 30 / ? марта с. г. за №335 на рапорт Совета прихожан Лальского собора, с протоколом общего собрания прихожан об открытии при соборе второй диаконской вакансии штатной, такого содержания: "Согласно ходатайства общего собрания прихожан Лальского Воскресенского собора вторая диаконская вакансия при соборе Лальском открывается".

На вторую диаконскую вакансию при соборе Высокопреосвященнейшим архиепископом Алексием назначен, по ходатайству соборного приходского совета, и. д. псаломщика Афиноген Павлов Образцов, который и рукоположен во диакона 11 / 24 апреля сего 1921 г., о чем сообщено Канцелярии от 16/24 апр. за №316.

Вр. допущен советом прихожан до испр. псаломщ. обязанностей при соборе гр. Иван Ильин Плюснин и епарх. архиереем в означенной должности утвержден.

1922 год

20 марта с. г. особой комиссией по изъятию церковных ценностей согласно декрета Совета Н. Ком., отобрано в соборе церковных вещей серебряных 38 предметов весом серебра 22 фун. 68 зол. опись при делах собора.

23 мая того же 122 г. уполномоченным В.-Устюжской уездной комиссии по изъятию церковных ценностей Быстровым вторично отобрано в соборе все серебро: взяты сосуды, кресты, Евангелия, сняты серебр. ризы с икон и проч. Всего взято серебра около 5 пуд. и 1 ф. 94 зол. золота. Опись изъятых вещей при делах собора. Взято между прочим полностью 2 первых Евангелия, которые представляют из себя музейную редкость, несмотря на заявление настоятеля собора.

31 мая 1922 г. в третий раз снята риза серебряная со всеми украшениями с иконы свят. Николая Чудотв., что за левым клиросом в храме Благовещения. Сер. вес. 12 ф. 72 зол.

Росписка при делах церкви.

Все изъятые церковные вещи предполагается употребить на голодающих Поволжья, с публикацией в газетах подробно в какой церкви и что именно изъято с указанием всего серебра, золота, жемчугу и камней.

Об изъятии вещей из нашего собора никаких публикаций не было. Вторая комиссия, отобрав серебро, даже не свесила, сколько именно взято, и в описи не проставила вес.

Общее собрание уполномоченных прихожан собора, в собрании 29 окт. н. ст. слушала распоряжение Лальской участковой кассы социального страхования за №48 от 14 с. м. и разъяснение по содержанию бумаги о. настоятеля собора. Собрание постановило единогласно церк сторожа при соборе застраховать и причитающуюся страховую сумму платежа собрать с прихожан собора путем обложения по 1 руб. знаками 1922 г. с верующего; собранные деньги внести немедленно за 10 месяцев (с янв. по отк.) 1922 года. Что же касается пени в размере 250% и штрафа в пользу Всероссийского фонда социал. страхования в размере десятикратной суммы платежа, то общее собрание постановило просить социал. кассу пеню и штраф сложить в виду того, что прих. община совершенно не знала об издании декрета Сов. Н. Ком. от 19 (?) ноябр. 1921 г. и о друг. распоряжении Сов. власти по страхованию служащих до получения распоряжения соц. кассы.

31 окт. с. г. Внесено в кассу соц. страхования за [...] сторожа за 10 месяцев (с янв. по окт.) 18.119.230 р. (1812 р.) без пени и штрафа. А с пеней и штрафом, если не сложат, придется платить 223.078.139 руб. (22308 р.).

В том же собрании 29 окт. был поднят вопрос о том, что причт, сторож и просфорня не сбирали сами по приходу ругу, а сделать обложение на прихожан по 7 ф. с души муки. Собранный хлеб через членов совета сложить в церковной палатке и выдавать помесячно причту, сторожу и просфорне: просфорне 12 пуд. в год, сторожу 36 п. в год, псаломщикам по 24 пуд., диакону 36 пуд. и свящ. и протоиерею по 50 пуд. в год. После долгих и горячих рассуждений и после опроса членов причта и сторожа, заявивших, что они, как нетрудно производить сбор самим, все-таки согласны остаться по старому, из опасения, что по обложению половина прихожан уплатит, а другая не даст ничего, тогда все останемся без куска хлеба - поправить дело будет невозможно. Собрание постановило до более благоприятных времен оставить сбор по прежнему, предоставив каждому собирать с прихожан добровольно. Причем фабричный представитель предложил причту собирать и на фабрике и высказал уверенность, что фабричные прихожане собора не откажутся подать кто хлебом, а кто деньгами.

И в этом году новолетие отправлено по новому стилю. На канун совершено в соборе всенощное бдение, а в самый новый год 1 янв. (нов. ст.) поздняя литургия и новогодний молебен. Богомольцев было оч. мало. А 1 янв. ст. ст. церковные службы отправлялись Обрезанию и свят. Василию Великому.

Низшие члены причта (псаломщики и диаконы) собора и всех приходских церквей г. Лальска через о. благочинного подали епарх. начальству докладную записку (в декабре месяце) с просьбой кладбищенскую церковь приписать к собору с правом совершать богослужения в кладбищ. храме всем градскм причтом. Мотивы - недостаточное содержание. С назначением в кладб. церковь особого причта, доходы причтовые значительно уменьшились и низшим членам стало нечем жить.

1923 год

Открытие Поместного Всероссийского собора в г. Москве было предположено 15 апр. н. ст., но состоялось 2 недели спустя 29 апр. На Устюжском епарх. собрании в числе четырех представителей от епархии (2 свящ. и 2 мирянина) прошел между прочим Василий Александров Мынарев, состоящий председателем приход. совета при нашем соборе. На дорогу Мынареву, по распоряжению епарх. управления, собрано с 2 благочиний (нашего и Верхо-Лальского - Вилегодского) по 15 коп. (зн. 1923 г.) с приходской души, около шести тысяч рублей (шесть миллиардов).

Городской комхоз взял налог за соборную церковную ограду (40х30) по 4 коп. с квадр. сажени, всего 48 руб. зн. 1923 г. (или 48 миллион. руб.) в апреле 1923 г.

Во исполнение определения от 5 мая сего 1923 г. Московского 2 Поместного собора Прав. Российской ц., епарх. управление предлагает праздновать православные праздники по числам нов. ст., начиная с 4-го воскр. после Пятидесятницы, падающее на 11 число июня по ст. ст. и на 24 число июня по нов. ст. Означенное воскресенье соединить с празднованием "Рожд. св. Иоанна Предтечи и Крест. Господня". Петров день приходится на пятницу после 4 воскресенья. Прокопьев день 8 июля в 6-ое воскр. после Пятид., Ильин день 20 июля н. ст. - в пятницу после 7-го воскресенья. Продолжать так церковую жизнь войдет обычным порядком, как и прежде. Все будет в свое время и по уставу Прав. церкви. - От В.-Устюжского епарх. управления предложение всем членам прав. церкви, причтам и прих. советам епархии - срочное от 25 июня 1923 г. за №469.

Первая сессия 2 Поместного церк. собора в г. Москве продолжалась с 29 апр. до 9 мая 1923 г. Исполнительный орган собора Прав. Рус. ц. - "Высший церк. совет" (ВЦС). В епархиях - "епархиальное управление", в уездах - "уездный церковный совет" (УЦС), в округах - "благочиннический совет" во главе с благочинным, которому поручено не более 10 церквей.

На соборе обозначились три обновленческие группы: 1., - "Живая Церковь" - 2., "Союз общин Древне-Апостольской церкви" (Содац) и 3., "Союз церковного возрождения".

С 7-го июня с. г. прекращены крестные хождения по средам и пятницам (к Богоявлению и к Спасу) в виду того, что на каждое такое хождение требует В.И.К. брать особое разрешение, стоящее до 35 руб. и дороже смотря по курсу золотого рубля.

6 декабря совет кладбищенской общины уведомил, что причтам всех градских церквей разрешают служить панихиды на могилах усопших, по окончании общей панихиды в кладб. храме, во все родительские дни, не исключая и тех, которые бывают зимой.

Целяковский волостной исполком отношением от 31 дек. с. г. за №7843 сообщил, что крестить можно без требования выписки о рождении и без предварительной регистрации в местном подотделе записей.

В 1923 г. церковным старостой, по избранию прихожан, служил Александр Степанович Норицын. Он же избран и на 1924 год.

Летом 1922 г., при старании старосты А. С. Норицына исправлена церковная ограда вокруг собора, в теплом соборе промыты своды и стены и вычищены все три иконостаса. Собор принял обновленный вид.

Принят ремонт церковной ризницы, которая от времени пришла в ветхость. Многие облачения, особенно подризники сильно поизносились и порвались.

В составе причта церковного пока изменений не было. Содержание причта весьма скудное. Прихожанам необходимо позаботиться об улучшении содержания служащего духовенства.

Церковная служба новолетию отправлена по новому стилю.

1924 год

В июне месяце поступило заявление от совета прихожан Учецкой Христорождественской церкви о желании верующих принять участие в крестном ходе вокруг города в 9-е воскресенье после Пасхи со своими местночтимыми иконами, с целью поднятия религиозного настроения среди верующих прихожан. Совет прихожан собора 22 июня на собрании вынес след. постановление: " разрешить причту Учецкой ц., с участием прихожан, прибыть крестным ходом в 9-ю субботу к 2-3 часам дня и дожидаться в Мих.-Архангельском монастыре. Иконы пробудут до 10-го воскресенья, и в 10-ое вместес Покровскими иконами крестным ходом будут провожены до кладбища, и оттуда Покровские пойдут к Покрову, а Учецкие - на Учку. Причем молебствовать Учецкому причту ни в церкви, ни в городе не разрешатся, а также не разрешен сбор на блюдо в церкви. Предложено испросить согласие благочиннического совета и разрешение Лальского районного исполнительного комитета".

В июне месяце уплачено за церковные здания государств. налога в Целяковский В.И.К. сто двенадцать руб. 87 1/2 коп. (112 р. 87 1/2 к.) и страховой премии около 75 рублей.

В мае за церковную ограду уплачено около 30 рублей.

Истинное происшествие. 26 числа июня сего 1924 г. два мальчика младенца один Василий трех лет и другой Иван 5 на шестом году в 4 часа пополудни погнали коров в поскотину (на пастбище) ко кладбищу и не воротились. Дома их не хватились до вечера. Вечером стали искать по улицам и у знакомых, но нигде их не оказалось. Подняли тревогу, заявили милиции. Последняя распорядилась послать граждан города на поиски пропаших детей. Искали непрерывно 4 дня и 4 ночи по лесам, по лугам и в болоте, неводили в реке Лузе, но все поиски были без результата, напрасны. На пятый день 30 июня под вечер один гражданин рубил дрова в лесу за версты ко две от города и не заметил, как подошел к нему один мальчик Василий 3 л. Я, говорит рабочий, даже оробел (испугался). Мальчик попросил у меня есть и я дал ему немного черного хлеба, взял и понес в город к родителям. Отец пропавшего мальчика гражд. г. Лальска портной Осип Федоров Матренинский. Мальчик узнал родителей и оч. обрадовался, узнавал и всех тут бывших [...]. На вопрос, чем ты питался, он отвечал: "Мне дядя приносил хлеб, молоко и пучки (траву)". А где Ваня? - "У него болят ножки и он лег в лесу." Бросились искать и недалеко от того места, где нашелся Вася, нашли лежащим на земле под большой ёлкой Ваню уже мертвым. Он ушел из дома в одной рубашке и штанишках, босой. Первые две ночи были оч. дождливые и холодные. Ваня очевидно оч. озяб и оцарапал, бродя по лесу, ноги, почему он снял свои штанишки и обернул ими свои ноги. В таком положении и виде нашли его уже умершим. Ваня сын гражданина г. Лальска, фабричного рабочего Антона Васильева Ширяева. И Ширяев и Матренинский живут на просп. Ленина около монастыря. В этот день 14 июля были обычные, ежегодно совершаемые, молебствия с иконой Покрова Бож. Матери в том квартале. И Ширяев молебствовал у себя на дому и Матренинский. У последнего только что отмолебствовали, вскоре и принесли пропавшего его сына Васю живым. Скептики и люди неверующие, каковых ныне в городе немало, объясняют все это случайностью. Но для верующего человека тут не случайность, а путь промысла Божия, вразумляющего всех нас и особенно родителей терявшихся детей: Говорит "нет Бога"? Но кто, как не Бог сохранил маленького Васю!.. Дивны дела твои, Господи!.. И усердные молитвы не остаются не услышанными. А о потерявшихся детях молились неопустительно во всех церквах. Прот. П. Попов.

С 1-го августа с. г. оставил службу при соборе штатный псаломщик Пантел. Влад. Закусов. Главняа причина ухода налоги на служителей культа и недостаточное содержание причта при соборе, так что низшим членам причта соврешенно нечем жить особенно с семьей. До приискания подходящего псаломщика советом решено диакону по будням служить за псаломщика, а в праздничные дни он будет служить за диакона.

15/28 сентября общее собрание уполномоченных от прихожан, по предложению совета прихожан от 8/21 сентября, постановило: взамен платы за требоисправления и сборов по приходу натурой причтом собора и др. лицами перевести всех на определенное жалованье и назначить месячное жалованье: священникам по 40 руб., диакону 30 руб. и псаломщикам по 20 руб., настоятелю дополнительно по 5 р. в месяц или 60 руб. в год, сторожам по 10 р. в месяц и просфорне 5 руб. Все деньги, которые поступают в братскую кружку, должны поступать полностью в церковную казну, из которой и будет выдаваться месячное жалование, а недостающую сумму покрыть через самообложение прихожан. Новый порядок заводится с 1 окт. н. ст. сего 1924 г. Причем культовые налоги, т. е. налоги со служителей культа должны быть оплачены за каждого члена причта из церковной казны без вычета из месячного жалованья.

30 ноября с. г. в воскресенье совершено полное освящение вновь сооруженного храма во имя св. великомуч. Иоанна воина. Храм во имя св. Иоанна воина устроен и освящен был в 1840 г. 24 августа вверху в палатке над церковью свят. Николая чудотв. Черкасовыми Василием и Евгенией. Но оттуда перенесен вниз в помещение занимаемое ризницей (а ранее на этом месте был храм св. Митрофана Воронежского) по постановлению общего собрания прихожан, с разрешения Лальского районного исполнительного комитета и по благословению Иерофея, епископа Никольского, временно правящего Велико-Устюжской епархией. А ризница перенесена вверх на место храма Иоанна воина. Причина такой перестановк то, что в низу для ризницы помещение оказалось весьма сыро, - вверху же будет значительно суше. Торжеств. освящение храма началось накануне 16 числа с 3 ч. дня, когда отправлена была малая вечерня. С 5 ч. вечера совершено соборне торжественно всенощное бдение при участии семи священников (2 протоиерея, 3 свящ. и 2 иеромонаха), двух диаконов и при пении любительского хора. В свое время настоятелем собора рассказано житие св. великомуч. Иоанна воина. В самый праздник с 7 ч. утра совершена в теплом соборе ранняя литургия. С 9 ч. перезвон к освящению престола и жертвенника, после чего совершены 2 литургии, одна во вновь освященном храме и другая в теплом Благовещенском соборе. Освящение храма, по благословению архипастыря, совершал местный благочинный прот. Пав. Баклановский. Народу было оч. много. Порядок был образцовый. В новом храме иконостас, престол и жертвенник перенесены из верху из старого храма без изменения рисунка. В храме совершены 3 литургии.

Накануне праздника Рождества Христова по обычаю было совершено всенощное бдение, а в самый праздник, в виде опыта, утреня с 4 часов у. и тотчас по окончании утрени с 6 ч. у. литургия. Народу было как за утреней так и за литургией много.

1925 год

1925 г. ознаменовался в соборном приходе печальным событием - 18/31 января в 9 часу вечера от степного тифа на 59 году своей жизни скончался настоятель собора о. протоиерей Павел Михайлович Попов. В соборе он служил 35 л. Вынос усопшего из больницы, где он умер, был совершен 20 янв./2 февр. в кладбищенскую церковь. Отпевание было совершено в кладбищенской ц. 21 янв./3 февр. местным благочинным при участии всего лальского духовенства и священников Близ-Лальской Покровской, Животовской Спасской и Морозовской Богородской ц. Народу за литургией и за отпеванием было очень мало.

8 марта общим собранием прихожан собора на вакансию настоятеля собора избран священник Подосиновской Спасской ц. Александр Михайлович Попов - брат покойного протоиерея П. М. Попова.

На том же собрании постановлено приступить в лето текущего года к ремонту церковных зданий и средства на покрытие расходов по ремонту путем добровольных пожертвований в размере 30 коп. с верующей души

12/25 марта прибыл в Лальск (вновь) избранный на вакансию настоятеля собора священник А. М. Попов, а 29 марта в воскресенье им отслужена в соборе первая литургия, сказано вступительное слово. Богомольцев в храме было много. После литургии молебна, когда молящиеся прикладывались к св. кресту он познакомил со своей биографией.

25 марта / 7 апреля скончался в Москве святейший Патриарх Российской ц. Тихон. По восстановлении патриаршества на Руси Поместным собором 1917 г. это первый Патриарх Российской ц. Возведен в Патриархи был 21 ноября 1917 года.

Отношением канцелярии епископа Никольского от 8 авг. 1925 г. за №199 дано знать, что по представлению Его Преосвященства, Преосвященнейшего Иерофея, епископа Никольского, управляющего В.-Устюжской епархией, основанному на ходатайстве прихожан Лальского Воскресенского собора и благочинного протоиерея Павла Баклановского, настоятель собора, священник Александр Михайлович Попов награжден Патриаршим местоблюстителем митрополитом Крутицким Петром саном протоиерея за отлично усердную и плодотворную пастырскую деятельность.

Отношением той же канцелярии от 7 августа 1925 г. за №194 сообщено: По представлению благочинного 3-го округа В.-Устюжского уезда, протоиерея Павла Баклановского от 26 июля 1925 г. за № 217 священник собора Виктор Алексиев Пономарев награжден Его Преосвященством, Преосвященнейшим Иерофеем, епископом Никольским, управляющим В.-Устюжской епархией, в 6-й день августа текущего года за отлично усердную и плодотворную пастырскую деятельность камилавкой.

В июле месяце в г. Устюг прибыл епископ Иринарх.

24 августа - 6 сентября настоятель собора священник А. М. Попов Его Преосвященством Иринархом, епископом В.-Устюжским и Усть-Вымским, возведен в сан протоиерея.

14 / 27 сентября по просьбе прихожан был отслужен торжественно благодарственный молебен Господу Богу по случаю хорошего урожая в сем году и хорошей погоды благоприятствовавшей уборке хлеба и сена. Народу было много и были приношения в пользу храма продуктами сельского хозяйства.

В текущее лето были произведены работы по ремонту теплого Благовещенского собора, а именно - отбелка наружных стен и окраска крыши. На ремонт затрачено - 582 руб. 67 коп. Необходим ремонт и других церковных зданий.

14 / 27 сентября общим собранием прихожан постановлено причт оставить на тех же условиях в 1926 году, какие были и в прошлом 1925 г. Тем же собранием вынесено постановление - так как церковь без духовного руководителя существовать не может, признать от имени всей общины духовным руководителем епископа Иринарха В.-Устюжского и пригласить его для служения в соборе в Николин день 6 / 19 декабря с. г. и в следующие разы по желанию общины.

1926 год

В половине января месяца по ст. ст. Преосвященный Иринарх, епископ В.-Устюжский и Усть-Вымский изволил по приглашению посетить Лальские церкви и совершить в них богослужения. 10-ть лет не бывало епископа в Лальске. Еще в конце прошлого года стало известно, что Преосвященный епископ будет служить в Лальском соборе в престольный праздник Афанасиев день 18 января литургию и накануне всенощное бдение. В первых числах января месяца было сообщено, что 7 января ст. ст. епископ выезжает из Устюга в 3-й благочиннический округ Устюжского уезда и 1-е его служение имеет быть в Пустыни, а оттуда поедет по церковным округам и совершит в них богослужения. 16 января в пятницу в 4-м часу пополудни Преосвященный епископ Иринарх изволил прибыть в Лальск и остановиться на квартире настоятеля Собора протоиерея А. Попова. В 5-ть часов вечера при Спасской градской цер., где настоятель благочинный местного округа, раздался благовест ко всенощному бдению. На литию и величание выходил владыка со всеми почти лальскими иереями, а 17-го ч. им в том же храме совершена была Божественная литургия в сослужении 3-х протоиереев, 2-х иереев и 1-го иеромонаха. В субботу 17 числа с 5-ти час. вечера раздался благовест ко всенощному бдению при всех градских церквах. В половине шестого часа к собору подъехал Преосвященный епископ в сопровождении благочинного. Здесь в трапезе собора был встречен настоятелем собора с прочим духовенством, имеющем участвовать в праздничном богослужении. По входе Преосвященного в алтарь настоятель собора начал всенощное бдение в главном зимнем Благовещенском храме. Литию и величание с чтением акафиста Воскресению Христову (день воскресный, а храмовому празднику Афанасию и Кириллу акафиста нет) владыка изволил совершить сам в сослужении 4 протоиереев, 3 иереев и 1 иеромонаха при 3-х диаконах. Утром раннюю литургию в приделе празднуемых свв. Афанасия и Кирилла и водосвятный молебен совершал один из приезжих с владыкой.

Позднюю литургию совершал епископ в сослужении протоиерея и 2-х иереев. В конце литургии епископом было произнесено краткое, простое и весьма назидательное поучение. После литургии праздничный молебен совершал епископ в сослужении 4-х протоиереев (один приезжий), 1 игумена, 4-х иереев (2 приезжих) и 3-х иеромонахов. При довольно значительном числе служащих, при праздничном освящении собора, при пении любительского хора, при многочисленном собрании богомольцев и при всей торжественной обстановке - все богослужения носили характер весьма торжественный и умилительный, вызвавший у многих религиозных лиц сердечные слезы радости и духовного торжества. В тот же день вечером епископом в сослужении всех почти иереев лальских церквей совершено всенощное бдение в Иоанно-Предтеченской градской церкви. 19-го числа в понедельник литургию епископ совершал в кладбищенском храме в сослужении 3-х протоиереев и 1 иеромонаха. Вечером в тот же день всенощное бдение епископ совершал в монастырском храме в сослужении всех иереев лальских церквей. На другой день 20 числа в 7 час. утра епископ изволил отправиться к Животовской Спасской цер. для служения литургии. 24 числа января месяца по ст. ст. владыка изволил возвратиться в Лальск из Верхолалья и Виледи и тогда же вечером им было совершено всенощное бдение при Богоявленской градской цер., а утром 25 числа в том же храме литургию. За литургией владыка возложил набедренник на иеромонаха Лальского монастыря. Вечером в тот же день вечерню и молебен с акафистом Владимирской Бож. Матери совершал владыка в соборе в сослужении всего лальского духовенства. За вечерним богослужением епископ посвятил в стихарь соборного псаломщика Ивана Ильина Плюснина. Богомольцев на последнее епископское служение собралось довольно и преимущественно горожан. Утром в понедельник 26 числа в 9-м часу утра владыка отбыл на ст. Луза. За два приезда епископ в Лальске пробыл 6 ночей, за все время пребывания своего им были совершены богослужения во всех градских церквах, и (?) все эти дни были для верующих днями духовного торжества и радости. Градские верующие не[...] посещали все архиерейские служения. Везде во всех церквах пели любительские хоры. За всеми литургиями владыка произносил краткие, назидательные поучения. Посещение владыкой Лальска будет памятно для всех верующих. Преосвященный епископ соборным - старосте А. С. Норицыну, председателю прих. совета В. А, Мынареву, за усердное и полезное их служение собору и общине выразил благодарность в резолюциях своих, положенных на рапортах настоятеля собора о деятельности их, кои (благодарности) и были по желанию епископа об'явлены на первом собрании приход. совета, со внесением их в протокол собрания.

10 / 23 марта в соборе с 12 час. дня происходило благочинническое окружное собрание духовенства с мирянами для перевыборов благочиннического совета, для выбора 2-х делегатов на епарх. с'езд, если таковый будет в с. году и для обсуждения текущих вопросов. Благочинным оставлен прежний - протоиерей Лальской Спасской цер. о. Павел Александрович Баклановский, в члены совета избраны: от духовенства - настоятель собора протоиерей А. Попов и псаломщик Животовской Спасской ц. Н. Пр. Пластинин, от мирян лальский гражд. Прокопий Васильевич Хорошев и Учецкого прихода Никандр Вас. Старостин.

В нынешнем году крестное хождение, ежегодно совершаемое после Духова дня, по деревням соборного прихода, для молебствий было в несколько измененном виде. Верхолальская община на просьбу Животовской и соборной общины отпустить чтимую св. икону Покрова Божией Матери, в наши приходы для молебствий одну без участия их причта в совершении молебствий не согласилась и иконы не отпустила. В хождении таким образом были св. иконы одной Животовской церкви, каковые и прежде всегда носились. Вместо же Верхолальской иконы Покрова Божией Матери носилась икона Покрова же Животовской церкви, а по соборному приходу и частию по Животовскому - соборная икона Божией Матери - Владимирская, почитаемая в Лальске. Молебны совершались причтами своих приходских церквей. Так совершалось крестное хождение по деревням, расположенным по правому берегу р. Лалы и в Рипах. По деревням же расположенным по левому берегу р. Лалы было два хождения: одно из собора соборным причтом с вышеуказанными иконами, другое из деревни Исток Верхолальским причтом с Верхолальскими иконами, принесенными в Исток к Петрову дню по желанию нескольких лиц сей деревни. К сему Верхолальскому хождению затем в дер. Соловьево примкнул причт Аникинской церкви со своими иконами, вышедшими из собора в общем соборном хождении. Соборное хождение шло по деревням своего прихода и продолжалось до границ смежного Животовского прихода, где свв. иконы переданы были общине Животовского прихода - гражданам дер. Калентьева для продолжения крестного хождения причту Животовской церкви по деревням своего прихода. Соборная чтимая св. икона Владимирской Божией Матери принятая в хождение в Животовский приход, по окончании хождения была в Прокопиев день за богослужениями в храме Животовском, откуда после службы на руках благочестивых лиц была принесена в Лальск. Около села Лальска у креста соборным причтом собравшимся народом св. икона была встречена крстным ходом с иконами и со звоном, в собор внесена в 6 часов вечера, где тотчас было отправлено торжественное соборным служением молебное пение Божией Матери с чтением акафиста Владимирской. Крестные хождения в 9-е и 10-е воскресения и прочее все совершено было по обычаю. Богомольцев за всеми хождениями в Лальске было не менее последних лет. Молебны по домам в деревнях совершались по обычаю же и не менее предыдущих годов. Слава Богу за все!

Источник

ГАКО. Ф. 1310. Оп. 1. Едд. хр. 32 (1868-1894 г.г.), 31 (1895-1924 г.г.).

Фотокопия летописи предоставлена А. С. Воронцовым