Православные приходы и
монастыри Севера

Летопись Нюбской Николаевской церкви Сольвычегодского уезда

Начато: 1868 год

Окончено: 1916 год

На 22 листах

Книга, данная местным Благочинным, священником Михаилом Поповым Нюбской Николаевской церкви священно-церковнослужителям для ведения церковных летописей января 1-го дня 1868-го года

Летопись,

или Историкостатистическое описание Прихода и Церкви Св. Николая Мерликийского Чудотворца, что на Нюбе Сольвычегодского уезда 1

О времени открытия и основания прихода в сем месте и о начале бывших в нем деревянных церквей (на месте коих ныне, безмолвные свидетели три кирпичны памятника) ничего неизвестно. Ни документов письменных на то в церковном архиве, ни устных от предков преданий не перешло к нашему времени, или по не хранению рукописей, если они были, или по необращению внимания на описание достопамятства для будущего времени2.

Настоящая же Церковь, нижняя, во Имя Св. Николая Мирликийского Чудотворца и, верхняя, во Имя Сергия Радонежского, двухэтажная - каменная, одноглавая, в связи с каменною же колокольною над папертью храма, недавняя по времени. Первая, по описанию прихожан, с благословения Преосвященного Онисифора, вместо бывших ветхих двух деревянных церквей во имя упомянутых Святых, основана в 1818 г., а окончательно тщанием и иждивением тех же прихожан и других благотворителей устроена и освящена 1821 г. октября 15 дня; - вторая же холодная устроена в 1829 г., а освящена в 1839 г. На создание Храма Грамота от 1815 г. и план имеется.

Со времени основания и окончательного устройства данная церковь эта в одном и том же виде, в каком первоначально была устроена. В 1861 г. обнесена, впрочем, каменною - половетною оградою, тоже тщанием и иждивением прихожан, а более никакой перемены, поновления, или пристройки при ней, не было. В 1864 г. снаружи раскрашена простыми из цветов красками на кошельковую сумму в 50 р. и кресты на церкви и колокольне перезолочены.

Замечательных предметов, во 1-х по ценности при сей церкви как-то: Чудотворной, или явленной иконы, драгоценных сосудов, риз на Иконах и проч.: т. п. нет; а по древности во 2-х можно относить оные и вообще всю утварь церк. к концу 17 и первой половине 18 веков, судя по изображениям Св. Лиц на Иконах, и записям, и заметкам на Богослужебных Ц. книгах, - когда они приобретены для Церкви.

Крестных ходов, по особенным событиям не было изстари и не бывает, - и приписной церкви и часовни для молебствий в сем приходе нет. Недвижимых имуществ, как-то земли от казны, лавок, мельниц и т. п. не имеется при Церкви, - а содержится она преимущественно от пожен, издревле приложенных предками прихожан по завещанию при смерти, - без письменных документов, - за каковые выгод получается от 50 до 80 р. в год.

Кладбище для погребения усопших отведено по воле Начальства в 1/4 версты от церкви, и как помнят пожилые, около 1820 г., а до того покойные клались возле церкви. Молитвенного дома, памятников и лиц знаменитых на оном нет.

До открытия штата причта при сей церкви было: - Священник, Дьячок и Пономарь; а с 1854 г. Церковь сия по штату в 7 классе и причта - Священник и Дьячок, - коим жалованья от казны 96 р. в год. Денежные, равно и материальные от земли, доходы от прихожан средственные, вообще, кроме жалованья, до 300 р. Сборы с праздников Р.Х. и Св. Пасхи скудны, - руги нет.

Домы у Священника общественный, а у Дьячка свой, деревянные - ветхие, первый с 1836 г., а второй годов 70-ти.

Приходская школа для детей открыта причтом с 1861-го г. и помещается в Ц. трапезе, до 1865 г. обучалось в ней от 10 до 20 человек.

Приход сей название сие получил от речки «Нюба», которая в 1 1/2 верстах от погоста. Слово значение «Нюба» - непонятно. Прихожане по племени - происхождении - Русские. О времени первобытного их родоселения здесь неизвестно. По сословию - они казенные и временно-обязанные уделу крестьяне. Обоих по числу душ по половине в уровень. Из них раскольников и лиц других вероисповеданий нет. Волостное и сельское управления и Училище сельское в 8 верстах от прихода - в Метлинском селении, в 2 верстах от г. Сольвычегодска. Фабрик и заводов в приходе нет; - а есть две мукомольных мельницы при упомянутой речке Нюбе, по устройству и измолотию хлеба одобрительные. Одна принадлежит издревле Сольвычегодскому Введенскому Монастырю, а другая в ведомстве Удела, - обе отдаются в оброк частным лицам с торгов за равномерную цену. В заключение, как и ранее, ничего замечательного в приходе сем нет.

1868-й год3

1. В течение сего 1868 г. при Церкви сей никакого устройства вновь и заведения значительного не производилось и других особенных случаев не было. Обозревая Епархию, 1867 г. августа 1 дня посетил сию церковь Преосвященнейший Епископ Павел и с Спасо-всеградским Иереем Александром Баклановским, - Епископ Павел перемещен в Псков 1869 г. сентября месяца.

2. Священник Михаил Федоров Ворошнин, природою Устюжского уезда Комарицкой Николаевской Церкви умершего дьячка сын. По окончании курса Вологодской Духовной Семинарии 15 июля 1850 г. во 2 разряде того же года октября 1 дня Евлампием Епископом Вологодским и Устюжским рукоположен во Священника к Ленской Спасской церкви Яренского уезда; а 1864 г. Преосвященным Христофором, согласно желанию и прошению, переведен к сей церкви. Грамоту имеет. В память войны за 1853, 54, 55 и 1856 годы имеет бронзовый крест.

Дьячок Василий Феодоров Воронцов заштатного сей церкви пономаря сын. По исключении из Устюжского Духовного Училища высшего отделения 15 июля 1850 года, Указом Вологодской Д. Консистории от 18 апреля 1851 г. определен для отправления пономарской должности на место отца своего; от 8 августа 1859 г. указом сей Консистории определен во Дьячка к сей церкви, на место бывшего при оной Дьячка Иоанна Следникова, отказавшегося от службы по старости. В стихарь посвящен 1860 г. 14 февраля Христофором Епископом Вологодским и Устюжским.

3. Церковный староста Стефан Иоаннов Бибяков, казенный крестьянин Метлинской волости деревни Заболотья в должности состоит с 3 сентября прошлого 1867 года.

3.1 Прихожане, к церковному богослужению, к говению, исповеди и причастию Св. Тайн и слушанию бесед и поучений церковных, к поминовению усопших, к отправлению молебнов, к благоукрашению Св. Храма и вообще к делам благочестия благосклонны. Грамотность в прихожанах не развита, но обучение своих детей прихожане считают весьма выгодным и полезным для себя и общества. Предрассудков и заблуждений против веры и церкви не держатся; в таинствах веры по мере веры, тверды и несомнительны. Благонравны, кротки и миролюбивы - к предосудительным порокам - лености, пьянству и воровству и т.п. не склонны. Пропитание себе снискивают благовидными занятиями, работая кто и что может. Промышленность, кроме скотоводства вскармливания быков для продажи, ловля белки, рябки, рыбы по Нюбе, Пулакше и других угодиех, каковых здесь много, выческа льну и распиловка лесу, сбыт коих чрез Архангельск заграницу в Англию. Средства к пропитанию и уплаты Г. подати небогаты и нескудны.

Заштатный пономарь Феодор Воронцов 78 лет, на службе сей при сей же церкви с 1810 по 1849 гг.

4. Особенных событий в приходе, чрезвычайных явлений в природе не было, - урожай хлеба и сена средственный местами, а на низменных водотопных местах яровой хлеб, - и не раннего посева, богатый. Ржи по наволочным местам мало, от малого посева оной в предыдущем году — из опасения большого наводнения бывшего в прошлом 1867 году.

5. В сем 1868 году по Метрическим книгам в сем приходе значится родившихся муж. пола 20, женск. 25, обоего пола 45 человек, бракосочеталось пять (5) пар, умерших было муж. 11, женск. 13 обоих 24. Иноверцев, обратившихся к православию не было. Бывших у исповеди и Св. Причастия муж. пола 258, женска 304, исповедавшихся, а не причастившихся жен. 3, не исповедавшихся муж. 30, жен. 7. По приходорасходным книгам за сей год в приходе денег было всех на лицо 175 р. 78 1/2 к., в расходе: 86 р. 42 1/2 к. в том числе прибыльной суммы внесено 34 р. 96 к. Осталось денег к 1869 г. 19 р. 79 к. - жертвованных денег на улучшение быта православных поклонников в Палестине 75 к. На сооружение и содержание Православных Церквей и школ в Западных Губерниях 55 к. На распространение Православия между язычниками в Империи 25,-на восстановление Православия на Кавказе 23 к., на Гроб Господень 23 к. - в пользу вдов и сирот духовного звания 43 к.

В церковноприходской школе мальчиков обучалось 10.

1868 год декабря 29 дня. К сей Церковной Летописи Нюбской Николаевской Церкви Священник Михаил Феодоров Ворошнин руку приложил. Той же церкви дьячок Василий Феодоров Воронцов руку приложил. Прошением церковного старосты Степана Бибекова крестьянин Андрей Шабалин руку приложил.

1869-й год

В течении сего года как при церкви сей, так и в приходе ничего достопримечательного не было, только июня прошлого месяца 20 числа в здешнем селении при сильном громе и сверкании молний было довольно граду и очень крупного, от кои побит был обоего рода растущий в полях хлеб по деревне Петряихе. Сверх того, в той же деревне Петряихе свирепствовала болезнь - горячка, в которой перележали все жители той деревни.

Родившихся в сем году было муж. пола 31, женск. 23, обоего 54, - браком сочеталось 12 лиц, умерло муж. 7, ж. 8 - обоего 15 человек. Иноверцев, обратившихся к православию не было. Бывших у исповеди и Св. Причастия муж. пола 279, женска 325, исповедавшихся, а не причастившихся муж. 1, женска 2, не исповедавшихся муж. 12, ж. 5. По приходорасходным книгам за сей год в приходе денег было 175 р. 56 1/2 к., в расходе 174 р. 14 1/2 к., из того числа взнесено прибыльной суммы 34 р. 96 к. Оставалось денег к 1870 г. 1 р. 42 к. Сборных денег было на улучшение быта Православных поклонников в Палестине 34 к., на Гроб Господень 10 к., на сооружение и содержание Православных Церквей и школ в Западных Губерниях 31 к., на восстановление Православного Христианства на Кавказе 9 к., на распространение Православия между язычниками в Империи 10 к., в пользу вдов и сирот Духовного звания 15 коп. В Церковноприходской школе мальчиков обучалось пятеро.

Нюбской Николаевской церкви Священник Михаил Ворошнин. Той же церкви Дьячок Василий Воронцов. Прошением церковного старосты Степана Бибекова крестьянин Андрей Шабалин руку приложил.

1870 год

1) В сем 1870 г. каких-либо произведений при сей Церкви, - пристройки и поправок в оной, украшения ее чем-либо и вообще приобретения для оной ценных вещей не было. И от несчастных случаев, - похищения, пожара, повреждения от грозы и т.п., Господь сохранил сию Церковь. Июля 17 дня около 8 часов утра Преосвященнейший Палладий, по случаю обозрения Епархии, - отправившись из города Сольвычегодска, в первый раз посетил сию церковь с Кафедральным Соборным Священником Николаем Кирилловым; и устройством и вообще порядком Церкви остался доволен.

2) Священноцерковнослужители те же, кои показаны в 1868. А церковный староста – крестьянин казенного ведомства, здешнего прихода деревни Заболотья Иван Кузьмин Кувалдин, вновь по выбору общества и с утверждения Епарх. Начальства поступил на сию должность в декабре месяце сего года на место бывшего таково же Ц. старосты Стефана Иоаннова Бибякова, который прослужил трехлетие исправно, судя по его силам и средствам старался об устройстве Церкви.

3) Прихожане к Церковному Богослужению не все имеют открытое сочувствие и усердие, которые постепенно и постоянно ходили бы в Храм Божий по праздникам и воскресеньям, - из них большая часть, по близости к Сольвычегодску бывают в городе по разным просторабочим их занятиям, - так же для продажи обыкновенных своих изделий и промыслов, скудных для вознаграждения их жизни. К прочему же – к говению, исповеди и причастию Св. Таин, слушанию бесед и душеспасительных поучений, к поминовению усопших, к отправлению молебнов и т.п. имеют искреннее усердие при всех своих затруднениях и домашней бедности. Случаев совращения кого-либо в раскол не было и сообразно доверию их к Церкви и благу общества, то не ожидаемо. Между собою они благообщительны, миролюбивы, всегда и всеми мерами, - судя по средствам, стараются помогать друг-другу по братскому сочувству. Общественного благотворительного заведения в приходе сем еще не заявлено. Достоинство их нравственности и разумность одинаковы – почти все равны. Ко грамотности имеют общее сочувствие и не отрицается се. Особенной наклонности к каким-либо порокам в прихожанах не приметно. Промышленность и занятия их, кроме земледелия и сеностава, скотоводство, вскармливание быков для продажи, заготовка, рубка дров для города, ловля рыбы, в небольшом количестве, - язей, щук, налимов и проч., распиловка лесу. Занятия их маловажны и к поддержанию себя очень скудны.

4) Особенных событий в приходе, напр. необыкновенных родов; или смерти, случаев редкого долголетия, так же чрезвычайных явлений в приходе не было. В последних числах июня месяца на 1/4 часа был довольно крупный град, коим побит был обоего рода растущий хлеб в полях по деревне Обрамихе, расстоянии в 2 верстах от погоста. В 10 числах июня месяца до 15 августа продолжалась засуха, - жары, - затем сильный дождь до сентября месяца. Урожай хлеба в приходе и окрестностях его очень средний. Река замерзла на 22 ноября, вскрылась около 20 апреля. Зима была морозная несколько недель. Разлитие воды весной было невелико, - безвредно для низменных мест. Повальных болезней, моровой язвы, падежа скота и проч. по милости Божией не было.

5) В сем 1870 году по Метрическим Книгам в сем приходе значится родившихся муж. пола 28, женска 32, обоих полов 60 человек, бракосочеталось 26 лиц. Умерло муж. пола 10, жен. 10, обоих 20 человек. Инородцев, обратившихся к православию не было. Бывших у исповеди и Св. Причастия муж. пола 277, женска 329, исповедавшихся и не причастившихся муж.1, женска 5, не исповедавшихся по малолетству муж.61, женска 83, по отлучкам муж. 2, женска 1, по отрицанию муж. 16, женска 2. По приходорасходным книгам за сей год в приходе денег было 128 р. 21 1/2 коп., в расходе – денег было на покупку воска и свеч 45 р. 65 1/2 к., на починку церкви и разные расходы 40 р. 31 1/2 к., внесено прибыльной суммы 34 р. 97 к., итого израсходовано: 120 р. 94 к., затем осталось к 1871 году 8 р. 70 1/2 к. Жертвованных денег на улучшение быта православных поклонников в Палестине 55 к. На сооружение и содержание православных церквей и школ в Западных Губерниях 26 к. На распространение православия между язычниками в Империи 12 к. На восстановление православия на Кавказе 17 к. На Гроб Господен 15 к., - в пользу вдов и сирот духовного звания 20 к.

В церковно-приходской школе мальчиков обучалось 7.

Приходской Священник Михаил Феодоров Ворошнин. Дьячок Василий Феодоров Воронцов.

Смотрел Благочинный Священник Никанор Кононицын.

1871-й год

В первой половине сего 1871 года ничего достопримечательного не было, как относительно устройства и благоукрашения церкви, так равно и несчастных случаев, при оной. Особенных событий в приходе, наприм. необыкновенных родов или смерти, случаев редкого долголетия, также чрезвычайных явлений в природе тоже не было. Месяцы январь и февраль сего года были очень студены и морозны, почти постоянно; весна продолжительна, река Вычегда вскрылась 20го апреля, севы ярового хлеба начались с 1го мая и продолжались до 20 дня того же мая, так как в сем месяце были частые и сильные дожди. Яровые и озимые растения шли тихо, а в настоящее время растут очень хорошо, так как погоды ныне в июне месяце благоприятно и дожди для произведений природы выпадают в свое потребное время. Преосвященнейший Владыко Палладий обозрел наш Храм 13 дня июля.

Родившихся в том году было м. п. 21 чел., и женска 24, — обоих полов 45, умерло муж. пола 10, женска 12, - обоего 22, бракосочетались 22 лица. Бывших у исповеди и Св. Причастия 263 челов. муж. п., а женска 324, исповедавшихся, а не причастившихся женска 3. По малолетству не исповедавшихся м.п. 61, ж. пол. 73. По отлучкам м. п. 2. По отпущению м. п. 15, ж. 4. По приходорасходным книгам за сей год в приходе было 40 р. 2 1/2 к. В расходе денег было на покупку воска и свеч 45 р. 32 к., на починку церкви и разные расходы 48 р. 82 к., внесено прибыльной суммы 34 р. 97 к. итого израсходовано 109 р. 97 к. За тем осталось к 1872 г. 40 р. 2 1/2 к. Жертвованных денег на поклоны в Палестине 60 к. На сооружение и содержание Правосл. Церквей и школ в Зап. Губерниях 13 к. На распространение Православия между язычниками в Империи 13 к. На восстановление правосл. Христианства на Кавказе 18 к., на Гроб Господень 16 к., в пользу вдов и сирот духовн. звания 25 к. В церковноприходской школе мальчиков обучалось 10.

Священник Михаил Ворошнин. Дьячок Василий Воронцов.

1872 год

В сем году по сей церкви никаких особенностей не имелось; только по усердию прихожан и других благотворителей заведен новый колокол весом в 73 п. 31 ф., за который заплачено Вятскому купцу Бакулеву до 1 300 р. В том же году прихожане возобновили в теплой Николаевской ц. старый иконостас, украсив его позолотой и красками, в трапезе же устроили новый иконостас, на что самое израсходовано до 350 р. За сей год родившихся было муж. пол. 25, женска 27, обоих полов 52 человека. Умерло м. п. 17, женска 25, обоих полов 42 человека. Бракосочеталось: 16 пар. Бывших у исповеди м. п. 258 чел., жен. 326, исповедавшихся, а не причастившихся: м. п. 1, ж. п. 3. По малолетству не исповедавшихся м. п. 64, ж. 65. По отлучкам муж. 6, жен. 1. По отпущению: муж. 16, жен. 5. По приходорасходным книгам сего года в приходе было денег 40 р. 2 1/2 к. Расходовано было денег на покупку воска и свеч 50 р. 49 к. На починку Церкви и разные расходы 85 р. 50 1/2 к. Внесено прибыльной суммы 34 р. 97 к. Итого израсходовано 85 р. 50 1/2 к. Затем осталось к 1873 г. 18 р. 61 к. Жертвованных денег на поклонников в Палестине: 65 к. На сооружение и содержание Прав. Церквей и школ в Западных Губерниях 39 к. На распространение Православия между язычниками в Империи: 15 к. На восстановление Правосл. Христианства на Кавказе 20 к. На Гроб Господень 15 к., в пользу вдов и сирот духовн. звания 30 к. В церковноприходской школе обучалось мальчиков 10.

Священник Михаил Ворошников. Дьячок Василий Воронцов.


В 1873 году в приходе замечательных происшествий не было, так равно и по украшению церкви.


В 1874 году в приходе замечательных происшествий не было, так равно и по украшению церкви. По распоряжению Начальства в сем году по согласию Священников Михаила Ворошнина и Константина Пулькина перемещены один на место другого Ворошнин Яренского уезда к Иоанно Богословской, а Пулькин к сей Нюбской.

Священник Константин Пулькин. Псаломщик Василий Воронцов.


В 1875 году в августе месяце при сильном громовом ударе от молнии сгорел шпиль на колокольне, но помощью крестьян Василия Свиньина и других пожар потушен. В сем же году окрашена крыша на ограде и всей Церкви.

Священник Константин Пулькин. Псаломщик Василий Воронцов.


В 1876 году, начиная с июля месяца по сентябрь Мастером золочения Костровым по подряду в Верхнем холодном храме Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца окрашен и вызолочен иконостас, равно и полы в том же году окрашены. Вся поправка и украшение стоило 500 руб.

Священник Константин Пулькин. Псаломщик Василий Воронцов.


В 1877 году в приходе замечательных происшествий не было, так равно и по украшению Церкви. Священник Константин Пулькин. Псаломщик Василий Воронцов.


В 1878 году из разрешенного Казенного места выстроен новый дом для Священника стоящий по работе до 400 рублей, других особенных происшествий в приходе не было.

Священник Константин Пулькин. Псаломщик Василий Воронцов.


В 1879 году в приходе замечательных происшествий не было.

Священник Константин Пулькин. Псаломщик Василий Воронцов.


В 1880-м, 81-м и 82 году в приходе замечательных происшествий не было, так равно и по украшению Церкви.

Священник Константин Пулькин. Псаломщик Василий Воронцов.


В 1883 году в приходе замечательных происшествий не было, так равно и по украшению Церкви.

Священник Константин Пулькин. Псаломщик Василий Воронцов.


В 1884 году начато производство работ по устройству наружного крыльца для входа в верхний холодный Храм и окончено в 1885 году в июне месяце. Сия пристройка произведена на средства прихожан и придает храму хороший вид.

Священник Константин Пулькин. Псаломщик Василий Воронцов.


В 1886 году в приходе замечательных происшествий не было, так равно и по украшению Церкви.

Священник Константин Пулькин. Псаломщик В. Воронцов.


В 1887 году замечательных происшествий не было в приходе. Новое крыльцо в сем году обнесено каменною оградою с возведением против них каменных столбов с железными решетчатыми дверьми. В сем же году Церковь была посещена Его Преосвященством Преосвященнейшим Израилем Епископом Вологодским и Устюгским.

Священник Константин Пулькин. Псаломщик В. Воронцов.


В 1888 году особенных происшествий не было. Но в оном году посетил и осматривал церковь Его Преосвященство Преосвященнейший Иоанникий Епископ Великоустюгский.

Священник Константин Пулькин. Псаломщик Василий Воронцов.


В 1889 году по усердию Сольвычегодского купца Прокопия Васильева Хаминова вызолочен и перекрашен иконостас в храме Святителя Николая Чудотворца.

Священник Константин Пулькин. Псаломщик Василий Воронцов.


В 1890-м году в приходе Нюбской Николаевской церкви особенных происшествий не было – как только снятый от казны церковный дом приводится в надлежащее положение, - для помещения в доме церковноприходской школы, учителя и сторожа от купца Прокопия Хаминова.

Священник Константин Пулькин. Псаломщик Василий Воронцов


В 1894 году февраля 5 дня Волею Божею скончался сей церкви Иерей Константин Пулькин — 70 лет от роду и погребён при сей церкви в церковной ограде.

В марте месяце (15 ч.) к сей церкви во Священника Преосвященнейшим Израилем определен Псаломщик Черевковской Успенской церкви Сольвычегодского уезда Павел Шергин; в сан иерея посвящен 31 июля 1894 г.

В июне месяце Церковь была посещена Преосвященнейшим Варсонофием, Епископом Великоустюжским.

Особенных построек при церкви, равно как и происшествий в приходе Нюбской Николаевской церкви не было.

Священник Павел Шергин. Псаломщик Василий Воронцов.


В 1895 году на средства приходского попечительства устроены новые рамы в верхнем храме Преподобного Сергия, на которые израсходовано до 110 рублей.

В сем же году старанием Сольвычегодского купца Якова Васильева Хаминова раскрашена вся наружность храма и крыши на церкви и ограде на его собственные средства, каковых им израсходовано до 300 рублей.

Священник Павел Шергин. Псаломщик Василий Воронцов.


В 1896 году особенных никаких происшествий и случаев не было. Но только, что угодно было Его Преосвященству Преосвященнейшему Антонию Епископу Великоустюжскому посетить церковь и войти в дом Священника О. Павла Шергина в июне месяце того же года.


В 1897 году Преосвященными Епископами посещения не было. По приходу урожай хлебов был весьма хороший, так что пожилые люди говорили: такого не бывало, особенно ярового. В том же году сей церкви Настоятель священник Павел Николаев Шергин 17 сентября отправился в город В. Устюг для поправы здоровья и от того времени к сей церкви не возвратился.

Псаломщик Василий Воронцов.


В 1898 году, 15 января Священник Павел Шергин уволен в заштат по болезни. На место его определен 31 января священник Виктор Михайлов Ермолин Преосвященнейшим Алексием Епископом Вологодским и Тотемским; а 8-го февраля до прибытия священника Виктора Ермолина на место в первый раз посетил сей храм Преосвященный Епископ Великоустюжский Гавриил.

В том же году июня 1-го дня благоволил посетить город Сольвычегодск Благоверный В. Князь Сергий Александрович. Лето было жаркое, ветряное, урожай хлеба хороший.

Священник Виктор Ермолин. Псаломщик Василий Воронцов.

1899 года 10 января читал и. д. Благочинного, Священник Тихон Чулков.


В 1899 году перемен в составе причта не произошло, равно как и перемен в развитии ремесел и промыслов окрестных жителей не замечено. В верхнем холодном храме Преподобного Сергия усердием церковного старосты Сольвычегодского купца Якова Васильевича Хаминова на свои средства устроены железные решетки, на каковые им израсходовано до 230-ти руб. Других значительных устройств и украшений по церкви не происходило.

Замечательных происшествий как по церкви, так и приходу от грозных явлений природы не было. Лето стояло очень дождливое, что задерживало уборку хлеба и сена и сильно отразилось на благосостоянии жителей, имеющих главным источником пропитания землепашество.

Священник Виктор Ермолин. Псаломщик Василий Воронцов.

1900 года 14 января читал и. д. Благочинного 1-го округа Сольвычегодского уезда, Сольвычегодской градской Спасообыденной церкви священник Тихон Чулков.

1900-й год

В 1900 году перемен в составе причта не произошло. При церкви произведена довольно большая ремонтировка на собственные средства церковным старостою Сольвычегодским купцом Яковом Василиевичем Хаминовым, а именно: в верхнем холодном храме все позолотные и малярные работы, а в нижнем теплом одни малярные, стоящие ему тысячу (1000) рублей.

Других устройств и украшений по церкви не было. Замечательных событий как по церкви, так и приходу от грозных явлений не было; перемен в развитии ремесл и промыслов окрестных жителей не замечено. Заразных болезней в приходе не было. Урожай трав довольно хороший, а лето и осень были благоприятны для уборки как хлебов, так и сена.

Священник Виктор Ермолин. Псаломщик Василий Воронцов.

1901 года 2 января читал Благочинный священник Тихон Чулков.

1901-й год

В сем 1901 году перемен в составе причта не произошло. Устройств и украшений по церкви не было. Замечательных событий как по церкви, так и приходу от грозных явлений природы не было; заразных болезней по приходу так же не было; перемен в развитии ремесл и промыслов не замечено; главным источником содержания окрестных жителей служит хлебопашество. Лето и осень были крайне сухи, что благоприятно было для уборки сен и хлебов, но не благоприятно подействовало на урожай их.

Священник Виктор Ермолин. Псаломщик Василий Воронцов.

1902 года 2 января свидетельствовал Благочинный Священник Тихон Чулков.

1902-й год

В сем 1902 году в составе причта перемен не произошло, устройств и украшений храма не было; 17-го марта благоизволил посетить церковь Преосвященнейший Алексий Епископ Вологодский. Замечательных событий как по церкви, так и приходу от грозных явлений природы не было, среди детей в сильной степени свирепствовала болезнь – корь, но смертельных случаев было мало.

Главным источником содержания прихожан служит хлебопашество, занимаются они и побочным ремеслами, как-то: рыбной ловлей, столярством и бондарством. Разлитие вод весной было слишком велико, что неблагоприятно отразилось на урожае хлебов, так, что многие остались без хлеба.

Религиозно-нравственная жизнь прихожан по отношению к храму Божию и исполнению христианского долга исповеди и Св. Причастия проявляются, можно сказать, удовлетворительно; дурных обычаев среди прихожан не замечается. Проповедание Слова Божия производится через вне богослужебные собеседования и поучения за Литургией, к которым прихожане относятся сочувственно. Грамотность более видна среди младшего поколения из прихожан. Выдающихся фактов усердия прихожан к храму не было, а по отношению к таинствам, можно отметить тот факт, что почти никто из взрослых не умирает без напутствия таинством елесвящения.

Священник Виктор Ермолин. Псаломщик Василий Воронцов.

1903 года 3 января читал Благочинный священник Тихон Чулков.

1903-й год

В сем году перемены в составе причта не было. Церковным старостой Яковом Васильевичем Хаминовым произведен на собственные средства наружный ремонт храма, стоящий до 500 рублей. Событий, как по церкви, так и приходу от грозных явлений природы не было. Повальных болезней не было.

Главным источником содержания прихожан служит хлебопашество; некоторые имеют и другие побочные занятия, как-то: рыбная ловля, столярство и посудничество (местное выражение). Продолжительная весенняя засуха и слишком дождливая осень так повлияли на состояние прихожан, что многие с полузимы не стали иметь насущного хлеба, которые ранее же пользовались достатком.

Отношение прихожан к храму Божию и исполнению христианского долга Исповеди и Св. Причастия удовлетворительно; дурных обычаев среди их не замечается. Проповедание Слова Божия производилось через вне богослужебные собеседования и поучения за Божественной Литургией, к которым прихожане относятся сочувственно.

Грамотностью отличаются прихожане детского и юношеского возраста. Выдающихся фактов усердия прихожан к Храму Божию не было, а по отношению к таинствам, можно указать тот факт, что почти всякий из взрослых умирает, напутствуемый не только таинством Св. Причащения, но таинством елеосвящения.

Священник Виктор Ермолин. Псаломщик Василий Воронцов.

1904 года 3 января читал Благочинный Священник Тихон Чулков.

1904-й год

В сем 1904-м году состав причта состоял тот же. Устройство при храме не происходило. Событий от грозных явлений природы не было. Повальных болезней в приходе не было.

Главным источником содержания прихожан служит хлебопашество, а некоторые из них занимаются рыболовством, столярством и посудничеством. Урожай хлеба и сена был порядочный. Отношение прихожан к Храму Божию и исполнению христианского долга, Исповеди и Св. Причастия удовлетворительно, дурных обычаев среди них не замечается. Проповедание Слова Божия производится через вне богослужебные собеседования и поучения за Божественной Литургией, к каковым прихожане относятся сочувственно. Грамотность видна более среди детей и юношей. Выдающихся фактов усердия прихожан к Храму Божию и причту не было, а по отношению к таинствам можно указать на то, что каждый при тяжкой болезни старается напутствоваться не только исповедью и причащением, но и елеосвящением.

Священник Виктор Ермолин. Псаломщик Василий Воронцов.

1905 год 2 января читал Благочинный Священник Тихон Чулков.

1905-й год

Состав причта остался тот-же. Устройств при храме не производилось. Замечательных событий нет.

Главным источником содержания крестьян служит хлебопашество, а некоторые занимаются рыболовством, столярством и выделкой посуды. Урожай хлеба и сена был хороший, но уборка их была худая.

Отношение прихожан к Храму Божию и исполнению христианского долга Исповеди и Св. Причастия удовлетворительно. Дурных обычаев не замечается. Проповедание Слова Божия производилось через вне богослужебные собеседования и поучения, к которым прихожане относятся сочувственно. Грамотность замечается среди детей и юношей. Выдающихся фактов усердия прихожан к Храму Божию и причту не было.

Священник Виктор Ермолин. Псаломщик Василий Воронцов.

1906 год. 2 январь читал Благочинный Священник Тихон Чулков.

1906-й год

В сем 1906 году 18го января изволил посетить сей храм Преосвященнейший Алексий Епископ Великоустюжский. Прихожане главным образом занимаются хлебопашеством, некоторые же занимаются рыболовством и выделкой деревянной посуды. Урожай хлеба и сена, как и уборка их были довольно хорошие.

Отношение прихожан к Храму Божию и исполнению Христианского долга Исповеди и Св. Причастия очень удовлетворительно. Дурных обычаев среди прихожан не замечается. Проповедание Слова Божия производилось через вне богослужебные собеседования и поучения, к которым прихожане относятся сочувственно. Грамотность замечается более среди детей и юношей. Выдающихся фактов в усердия прихожан к Храму Божию и причту не было.

Священник Виктор Ермолин. Псаломщик Василий Воронцов.

1907 года 3 января читал Благочинный Священник Тихон Чулков.

1907-й год

В сем 1907м году перемены в составе причта не произошло, а только псаломщик с оставлением в той же должности удостоен сана диакона. 1го июля изволил посетить Церковь Преосвященнейший Никон Епископ Вологодский и Тотемский.

Храм украшен частью на собственные средства Церковного старосты и частью на счет приходского попечительства; на каковое благоукрашение израсходовано до 120 рублей. Урожай хлеба был худой, а сена и худший.

Священник Виктор Ермолин. Псаломщик-диакон Василий Воронцов.

1908 года 2 января читал Благочинный Священник Тихон Чулков.

1908-й год

В сем 1908м году перемены в составе причта не произошло. Особенных происшествий, как по церкви, так и приходу не было; проявлялись в приходе заразные детские болезни – скарлатина и оспа и были смертельные случаи от них. Урожай хлеба и сена был плохой.

К Храму Божию прихожане относятся с должным благоговением и долг Исповеди и Св. Причастия выполняют. Особенно выдающихся фактов усердия к Храму Божию не замечается.

Священник Виктор Ермолин. Псаломщик-Диакон Василий Воронцов. Церковный Староста Я. Хаминов.

1909 года 7 января читал Благочинный Священник Тихон Чулков.

1909-й год

В сем 1909м году состав причта остался тот-же. Замечательных происшествий, как по церкви, так и приходу, не было. Заразных болезней не замечалось и смертных случаев за год было очень мало.

Урожай хлебов и сена был посредственный. Лето стояло очень дождливо, а поэтому уборка сена была плохая, осенняя же сухая погода благоприятствовала уборке хлеба.

Храм Божий прихожане посещают реже, так как открыта торговля в воскресные дни. Никаких фактов усердия к храму Божию в прихожанах не замечалось. Проповедание Слова Божия производилось через Катехизические поучения и вне богослужебные собеседования.

Священник Виктор Ермолин. Псаломщик-диакон Василий Воронцов.

1910 года 2 января читал Благочинный Священник Тихон Чулков.

1910-й год

В сем 1910 году в составе причта произошла перемена. Псаломщик-диакон Василий Феодоров Воронцов по прослужении 59 лет при сей церкви согласно прошению уволен за штат, а на место его назначен сын его Павел Воронцов. Для церкви приобретены металлические хоругви из сумм приходского Попечительства стоимостью в 60 руб.

Заразных болезней в приходе не было. Урожай хлебов и сена был достаточный. Храм Божий прихожане посещают посредственно, ввиду торговли в городе в воскресные дни. Проповедание Слова Божия производились через Катехизические поучения и вне богослужебные собеседования.

Священник Виктор Ермолин. Псаломщик Павел Воронцов.

1911 года 2 января читал Благочинный священник Тихон Чулков.

1914-й год

В сем Нюбском приходе Сольвычегодского уезда Метлинской волости храм во имя Св. Николая Мирликийского Чудотворца, каменный двухэтажный, с каменною колокольнею над папертью и обнесен каменною же с деревянными решетками оградою. Главный нижний храм во имя Св. и Чудотворца Николая основан в 1818 году, а окончательно построен тщанием прихожан с помощью благотворителей и освящен в 1821 году октября 15-го дня; верхний холодный во имя Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца устроен в 1822 году и освящен в 1839 году. В нижнем храме иконостас двух ярусный с колоннами и резьбой золочеными; потолок украшен следующими клеймами: в Алтаре - Господа Саваофа; в церкви: 1. Воскресения Христова, 2. Поругание И. Христа, 3. Бичевание И. Христа, 4. Несение Креста, 5. пригвождение ко Кресту, 6. снятие со Креста, 7. погребение; в трапезе: 1. Тайная вечеря, 2. омовение ног, 3. моление о Чаше, 4. взятие И. Христа и 5. суд у Пилата. В сем 1914 году значительных ремонтов и украшений не было. В верхнем храме иконостас деревянный трех ярусный с колоннами резьбой золочеными и увенчан резным золотым распятием.

В сем 1914 году поступил жертвой от Преосвященнейшего Антония Епископа Вельского Золоченый киот в 7 арш. высоты с иконою святых рода Преосвященного стоимостью до 250 руб., установлен за правым клиросом на месте Нерукотворенного образа Господа И. Христа, который подвинут в окно. Все иконы в иконостасе и других местах те же и там же, как значатся в церковной описи, составленной в 1903 году. До 1913 года колоколов на колокольне было семь: в 73 пуда, в 20 п., в 13 пуд., в 3 пуд., в 1 пуд 20 фунт., в 1 п. 10 фунт. и в 1 пуд. В 1913 году поступил жертвой от бывшего церковного старосты Якова Васильевича Хаминова Сольвычегодской 2-й гильдии купца колокол в 150 пуд. 6 фунт. стоимостью до 4 000 руб. Церковные дома на погосте только для священника, псаломщика и просфорни, деревянные, одноэтажные, крытые тесом. Для предания умерших тел земле имеется особо – отведенное в 1/4 версты от села кладбище, обнесенное деревянной оградой. В церковном архиве хранятся копии с метрических книг с 1780 года, исповедных росписей с 1810 года, обысковые книги и ежегодные отпуски годичных отчетных ведомостей. В церковной библиотеке книги для чтения предназначенные разделяются на шесть отделов: 1. священное писание, толкование его, учение веры, Богословие 14 названий 17 томов, 2. история церкви, каноническое право, раскол и ереси 21 названий 26 томов, 3. Гомилетика 38 названий 47 томов, 4. Литургика 4 названий 6 томов, 5. смесь 33 названий 45 томов и 6. периодические издания 14 названий 126 томов; всего 124 названия 267 томов.

Преосвященный в последний раз посетил церковь в 1907 году. Несчастных случаев в церкви – похищений, пожаров и др. не было. Приписных церквей, часовен и молитвенных домов при сей церкви нет. Причта при сей церкви по штату положено священник и псаломщик. Священник Виктор Михайлов Ермолин 44-х лет. По окончании курса Вологодской Духовной Семинарии в 1893 году с аттестатом второго разряда, состоял псаломщиком при Владимирской города Сольвычегодска церкви до 1898 года января 30-го дня, с какового времени состоит священником при сей церкви. Псаломщик Павел Василиев Воронцов 29-ти лет. По окончании курса Сольвычегодской двухклассной школы в 1901 году исправлял должность псаломщика при Варваринской города Устюга церкви и Крестовоздвиженской города Сольвычегодска церкви, был на военной службе и с 1910-го года января 23-го дня состоит при сей церкви псаломщиком. Церковным старостой с 8-го февраля сего 1914 года состоит крестьянин Сольвычегодского уезда Метлинской волости деревни Городища Николай Николаев Ядрихинский. Представители от прихожан крестьяне Метлинской волости деревни Шамаихи Александр Варламов Веснин и деревни Поздышева Иван Дмитриев Милохин. Прихожан при сей церкви 643 мужска и 646 женска, обоего 1 289 человек, все православного исповедания, и не было случаев присоединений к православию и отпадений от православия; состоят из духовных, военных, мещан и крестьян.

В сем 1914 году родилось 27 муж. и 40 жен., браков было 13, умерло 18 муж. и 25 жен., обоего 43. Исповедалось и причастилось 332 муж. и 387 жен., не было у Исповеди и Св. Причастия по малолетству 142 муж. и 152 жен., по отлучкам 118 муж. и 76 жен., по нерадению 51 муж. и 31 жен. Летняя засуха, а потом постоянные дожди очень неблагоприятно повлияли на урожай и уборку хлеба и сена. Повальных болезней в приходе не было.

Школ в приходе две: церковно-приходская одноклассная на погосте, открыта 1887 года октября 14 дня; в ней окончили курс 4 мальчика, обучается 23 мал. и 4 дев., содержится она на средства Отделения Братства и на проценты с капитала школы в 1 000 руб.; учительницей состоит Устюжская мещанка девица Агния Васильева Ковшевникова. Другая земская в деревне Заболотье, открыта в 1905 году сентября 19-го дня, в ней кончили курс 3 мальчика, обучается 12 мал. и 2 дев., содержится на средства Земства, учителем в ней состоит Губернский Секретарь Александр Васильев Савваитов. Законоучительствует в обоих школах приходской священник Виктор Ермолин.

При церкви с 1870 года существует приходское попечительство, председателем его с сего 1914 г. состоит крестьянин Савватий Иванов Петроков, а членами — крестьяне Сергей Иванов Веснин и Сергей Васильев Седунов.

Священник Виктор Ермолин. Псаломщик Павел Воронцов.

1915 года 2 января читал благочинный священник Тихон Чулков.

1915-й год

В сем 1915 году перемены в составе причта не произошло; Священником состоял Виктор Михайлов Ермолин, а псаломщиком Павел Василиев Воронцов, только с тем различием, что последний, как состоявший в запасе армии, 1го августа сего года призван в действующую армию, по случаю не только не утоляющейся, а напротив принимающей все большие и большие размеры войны с коварным и хитрым врагом – немцем. Обязанности по должности псаломщика с того времени беспрерывно исполняет заштатный псаломщик Поршенской Спасской церкви, сего Сольвычегодского уезда, Аполлоний Василиев Подстаницкий. Значительных ремонтов и украшений храма ни внутри, ни снаружи не было; хотя и поступило от Комитета по заведыванию капиталом М.А. Хаминова в пособие на устройство церковной ограды двести (200) рублей, но означенного устройства ограды не начато, по случаю дороговизны строительных материалов и рабочих рук по причине той же войны и устройство ограды отложено до более благоприятного времени. Состояние церковного архива и библиотеки то же, что и в прошедший год, только в библиотеку периодического издания поступило 4 тома.

Ни Епархиальный ни Викарный Преосвященный Храм не посетили. Несчастных случаев по храму похищений, пожаров не было. Приписной церкви, часовни и молельного дома за год не открылось. Служащий персонал от прихожан по церкви и приходскому попечительству остался тот же.

Обороты прихода и расхода за год следующие: по церкви в остатке от прошлого года было наличными 37 руб. 43 коп. Поступило за год 776 руб. 67 коп. Итого 814 руб. 10 коп., в расход поступило 690 руб. 64 коп., осталось к 1916 году 123 руб. 46 коп.; билетами церкви и причтовых осталось 2 561 руб., в сем 1915 году от благостнейшего Преосвященного Антония, Епископа Вельского, уроженца при Нюбской церкви поступила жертвой тысяча (1 000) рублей, пополам причту и церкви на вечное поминовение его рода, в Государственной 4% ренте, которая хранится в Вологодском отделении Государственного Банка; по приходскому попечительству в остатке от 1914 года было 48 руб. 32 коп., поступило на приход 458 руб. 16 коп., итого 506 руб.48 коп.; израсходовано 281 руб. 45 коп., в остатке состоит 225 руб. 3 коп.

Населения в приходе числится 624 мужеска и 618 женска, обоего 1 242 человека, состоит оно из духовных, военных, мещан и крестьян казенного и удельного ведомств; все прихожане вероисповедания православного, случаев присоединения к православию и отпадений от православия не было. Религиозно-нравственное состояние прихожан порядочное, от аккуратного посещения Храма Божия их отвлекает близко отстоящий город Сольвычегодск (в 10 верстах от погоста).

Религиозность в прихожанах значительно усилилась всем, что доказывает усилившееся служение молебнов, а это объясняется удрученным состоянием, вызванным войной. Исповедалось и причастилось за год 332 муж., 409 жен.; не исповедалось и не причастилось по малолетству 130 муж., 145 жен., по отлучке 135 муж., 35 жен. и по отпущению 27 муж., 29 женска. Отношение прихожан к причту посредственное. Преступлений, страстей и пороков разных среди прихожан не замечалось. Заразных и повальных болезней в приходе не было. В течение года родилось 33 муж., 24 жен., обоего пола 57; браком сочеталось 6 пар, умерло 26 муж., 21 жен., обоего пола 47, скоропостижно умерших и мертворожденных не было.

В приходе две школы, церковно-приходская одноклассная на погосте и земская начальная в деревне Заболотье в 6 верстах от погоста, в них кончило в сем году: в 1-й 3 мальчика и 1 дев., во второй 4 мальчика и 1 дев., обучается в 1-й 20 мальч. и 13 дев., во 2-й 17 мальч. и 6 девочек. В церковно-приходской школе вместо учительницы Ковшевниковой учительствует с начала учебного года крестьянин Сольвычегодского уезда, Петр Иларионов Степерев, в Земской учитель тот же Савваитов.

Урожай хлеба и сена был средний, погода в этот год благоприятствовала уборке их так, что несмотря на очень большое уменьшение рабочих рук, по случаю войны, все работы кончились вовремя.

Священник Виктор Ермолин. Вр. и. д. Псаломщика Аполлоний Подстаницкий.

1916 года 10 января читал Благочинный Протоиерей Тихон Чулков.

1916-й год

В сем 1916 году в составе причта перемен не произошло, Священником состоит Виктор Михайлов Ермолин, а за псаломщика Павла Василиева Воронцова, состоящего в действующей армии, исправляет должность заштатный псаломщик Поршенской Спасской церкви Сольвычегодского уезда Аполлоний Василиев Подстаницкий.

Ремонтов и украшений храма не было произведено, не было и возможностей предпринять что-нибудь по случаю дороговизны строительных материалов и рабочих рук. Архив в прежнем виде, а в библиотеку поступили 4 тома периодического издания. Ни Епархиальный, ни Викарный Преосвященный храм не посетили. Несчастных случаев по храму – похищений, пожаров и др. не было. Приписной церкви, часовни и молитвенного дома за год не открылось. Члены приходского попечительства были те же, а бывший староста церкви Ядрихинский взят на войну и место его выбран и 2-го сентября утвержден крестьянин деревни Шамаихи Александр Варламов Веснин.

Обороты прихода и расхода по церковной и попечительской книгам за 1916 год следующие: церковных сумм от 1915 г. осталось наличными 123 руб. 46 коп., поступило за год 516 руб. 43 коп., получилось 639 руб. 89 коп.; из них израсходовано 480 руб. 64 коп.; осталось к 1917 году 159 руб. 25 коп.; билетов вечного вклада не поступало и состоит в остатке та же сумма 1 142 руб. 67 коп.; капиталов причта билетами осталось 2 418 руб. 33 коп., в июле месяце поступил в пользу причта Государственный 4% непрерывно-доходный билет в 50 руб. от Священника Шалимовской церкви Николая Воронцова; оборотных и переходящих значатся полученные от Комитета по заведыванию капиталом М.А. Хаминова на устройство церковной ограды в прошлом году двести руб. и в сем 1916 году триста руб., всего 500 руб., которые хранятся в Сольвычегодской сберегательной кассе по книжке за №1997-м. По кружкам в приходе расходе за год значится 10 руб. 27 коп. Попечительских сумм в остатке от 1915 г. было 225 руб. 3 коп., поступило за год 171 руб. 33 коп. – итого 396 руб. 36 коп.; из них израсходовано 270 руб. 97 коп. и осталось к 1917 году 125 руб. 39 коп.

Населения в приходе числится 625 человек мужеска пола и 631 женска, обоего 1 256 душ; состоит оно из духовных, военных, мещан и крестьян удельного и казенного ведомств, все прихожане вероисповедания православного, случаев присоединения к православию и отпадения от православия не было.

Религиозно-нравственное состояние прихожан удовлетворительное, к собеседованиям и поучениям относятся сочувственно и слушают охотно, а от аккуратного посещения Храма Божия по воскресным дням их отвлекает торг в эти дни в близко-отстоящем от прихода города Сольвычегодск (десять верст). Особенно пагубных страстей и пороков среди прихожан не замечается, отношение их к храму и причту посредственное. Исповедались и причастились за год 147 мужеска, 265 женска, не исповедались и не причастились по малолетству 128 мужеска и 140 женска. В течение года родилось 15 мужеска и 19 женска, обоего пола 34; браком сочетались две пары, умерло 14 мужеска и 7 женска, обоего пола 21 человек, из них один мужеска пола утонул во время купания 16 лет и один задавлен своим везенным возом дров 39 лет. Заразительных и повальных болезней не было.

Школ в приходе две: церковно-приходская одноклассная на погосте, и другая земская начальная в деревне Заболотье в 6-ти верстах от погоста; в первой обучается 22 мальчика и 15 девочек и кончили курс 4 мальчика и 2 девочки, во второй обучается 14 мальчиков и 6 девочек, а выпуска в сем 1916 году не было, так как прием и выпуск установлен через год. В обоих школах учителя те же, которые были и в прошлый год.

Главным занятием прихожан служит хлебопашество; урожай хлебов, особенно ярового, был плохой от худой весенней погоды, многие даже не получили положенных семян; урожай травы был порядочный, но уборке ее не благоприятствовала погода и сено получено в малом количестве и плохого качества.

Священник Виктор Ермолин. Вр. и. д. Псаломщика Аполлоний Подстаницкий.

1917 года 2 января читал Благочинный Протоиерей Тихон Чулков.

Примечания

1 Заведение по церквам летописей последовало от Преосвященного Варлаама Оренбургского в 1865 г. по Указу Св. Синода 1866 г. за № 1867. См. Вол. Еп. вед. 1867 г. №2.

2 Можно предполагать, что приход этот открылся и церковь первая устроилась в конце XVII века - на одном большом колоколе есть надпись, что он отлит 7191(1783) лета.

3 Летопись при сей церкви, как и при прочих, начинается с 1868 г. по Циркулярному предписанию Преосвященнейшего Павла, данному Вологодской Д. Консистории от 26 октября 1867 г. за №5995, - с неотложном заведении церк. летописей. См. Вол. Еп. Вед. за ноябрь месяц №22 1867 г. часть официальная, стран.428 под буквой В.

Источник

Великоустюгский центральный архив. Ф. 26. Оп. 2. Д. 33. № 3536.

Текст подготовил А. В. Пулькин.