Православные приходы и
монастыри Севера

Описание храма святого Василия Великого что на реке Удиме, в Устюжском уезде

1. Краткая история церкви до построения ныне существующей. 1

В пятидесяти пяти верстах от г. Устюга, вниз по Северной Двине, и в семи верстах от впадения с левой стороны в эту реку речки Удимы, на высокой крутой горе находится церковь св. Василия Великого, далеко виднеющаяся из окрестных деревень.

Время и случай первоначального построения церкви неизвестны. Народное предание указывает на урочище "Чудино", находящееся саженях в 50 на юго-запад от нынешнего храма, как на место первоначальной церкви. Очень может быть, что возникновение церкви относится к древнейшим временам, когда русские еще начинали селиться среди языческой Чуди, занимавшей весь север Европейской России. Но в настоящее время на месте прежнего храма крестьянские поля, и нет никаких признаков постройки. Письменные сведения, сколько их удалось нам собрать, не восходят ранее 1625 года. В "Актах Холмогорской и Устюжской епархий"2, в книге II-й помещена под №XXIX: "книга сбора церковной дани, десятины и пошлин с монастырей и церквей на Устюге и в Устюжском уезде" - 1625 года, января, от времен митрополита Ростовского, Ярославского и Великоустюжского Варлаама. В этой книге об Удимской церкви сказано: "с Удимы васильевский поп дани платит 80 бел, объезду 8 алт. 2 д., за корм десятилнику 5 бел, людем - 2 белки, пошлин десятилнику - 5 алт., доводчику пошлин и объезду - 5 алт., писчая белка; за корм алтын; и всего рубль 30 алт.". Из этого документа видно, что тогда церковь св. Василия Великого уже существовала и находилась в ведении Ярославских митрополитов. По количеству сборов, при сравнении с другими, указанными в документе церквами, Удимская церковь может быть причислена к разряду "повыше средних". Также и в следующем XVIII столетии (как видно из напечатанной Н. И. Суворовым в Волог. Епарх. Ведом. 1872 года "окладной книги Великоустюжской епархии") церковь платила значительную церковную дань: в 1755 году - 6 руб. 73 коп. Из выписей из писцовых книг известно, что в 1651 году сгорел бывший в Васильевском приходе храм св. Пророка Божия Илии с трапезою, а в 1685 году были уже две деревянные церкви: одна во имя св. Василия Великого с трапезою, другая - в честь Божией Матери "Одигитрии" с приделом свв. мучеников Флора и Лавра. Может быть Одигитриевский храм построен был вместо сгоревшего Ильинского. Из документа в вышеупомянутых "Актах" (LX) видно, что в 1682 году церковь Одигитриевская уже существовала3. В гражданском отношении церковь числилась по прежнему делению сначала в Сольвычегодском, потом в Устюжском уезде в Алексинском стане.

Затем сведений о церкви не имеется до 1743 года. В этом году была произведена опись церкви священниками Устюжского Прокопиевского собора Силою Ивановым и Сольвычегодского - Василием; в описи сказано, что храмозданная грамота на устройство Успенского холодного храма дана в 1735 году, а освящен храм в 1736 году келарем Великоустюжского собора свящ. Василием Лазаревым, а на построение теплого храма св. Василия Великого - храмозданной грамоты не имелось. Обе церкви были деревянные. В 1794 году вместо теплой деревянной церкви была заложена каменная во имя св. Василия Великого, но неизвестно, что сталось с деревянною Васильевскою церковью; об Успенской же известно, что она сгорела. Постройка каменного храма вместо двух деревянных продолжалось 13 лет; в нижнем теплом храме престол был освящен только в 1807 году, 29 июня, а в верхнем холодном - Успенском - в 1830 году 19 октября. В 1852 году, с разрешения епископа Вологодского Евлампия, в трапезе нижнего храма по правую сторону усердием приходского крестьянина Ивана Петрова Манакова устроен придел во славу Покрова Пресвятой Богородицы. В 1830 году была построена в связи с церковью и колокольня, существовавшая до 1875 года, когда она была переделана, оказавшись малопоместительною для вновь привезенного колокола.

В приходе доселе сохраняются назидательные предания о двух сборщиках на построение каменного Удимского храма. Один из сборщиков был приходской крестьянин Василий Ив. Шергин, впоследствии монах Соловецкой обители Вениамин. Странствуя по России, он зашел в один дом отдохнуть и ночевать. Хозяин дома стал его расспрашивать успешно ли идет его сбор; - по простоте своей сборщик сказал, что сбор идет очень хорошо, и скоро заметил, что хозяин делает какие-то знаки своим сыновьям. Предугадывая недоброе для себя, сборщик начал в душе своей призывать в помощь угодника Божия, для храма коего он трудился, и надежда на заступничество св. Василия Великого не обманула его. Ночью, когда он, не имев повода ранее удалиться от хозяина, лежал уже на печи, со страхом ожидая себе смерти от злодея, вдруг под окном послышался колокольчик, и чей-то голос крикнул: "здесь ли сборщик Шергин?" С радостью откликнулся он и, попрощавшись с хозяином, вышел на улицу, но не видел ни человека, ни лошадей. Веруя в особое покровительство св. Василия Великого, Шергин усердно продолжал принятый на себя труд.

О другом же сборщике, приходском крестьянине деревни Олюшина, Сереброве, предание повествует иное. Он вздумал присвоить себе часть собранных на церковь денег, и Бог наказал его за это выпадением челюстей.

2. Нынешнее состояние церкви.

В настоящее время храм св. Василия Великого существует в том виде, в каком окончен постройкою в 1830 году, представляя каменное с одною главою, двухэтажное, наподобие корабля здание с каменною же в связи с ним колокольнею.

Церковное здание с алтарём имеет в длину 25 саж., в ширину 6 саж., в высоту до крыши около 6 1/2 сажен. Высота колокольни со шпилем и крестом доходит до 25 сажен. Железная крыша устроена над церковью в 1847 г., а над алтарём и трапезою в 1851-1852 годах. Главным украсителем церкви был прежде упомянутый староста Иван Манаков. На устройство железной крыши израсходовано было более 1000 рублей. Кресты на церкви и алтарях железные - позолоченные с золочёными же звёздочками из листового железа. В алтаре, церкви и трапезе каменные своды. Пол в тёплом храме с 1843 года плитяной, стоимостью свыше 400 рублей; в Успенском храме пол деревянный. Стены и своды теплого храма оштукатурены и выкрашены масляною краскою. И верхний и нижний храм очень светлый, имея достаточное число окон. Храм и кладбище при нём обнесены каменною оградою с железными решётками в ней. Алтари в обоих храмах отделяются от церкви каменными стенами, также и церковь от трапезы. Предалтарные иконостасы в храмах простой столярной работы; в тёплом храме иконостас, устроенный в 1886 году, окрашен светло-зеленой краской и украшен местами позолоченной резьбой с золочёными колонками. Из икон нижнего храма, теплого, достойны внимания: 1) икона Пресвятой Богородицы "Достойно есть", точный снимок с чудотворного образа, находящегося на Афоне; приобретена в 1895 году в память бракосочетания Государя Императора Николая II-го; писана на кипарисе, художественного письма. Стоимость ее доходит до 150 рублей. Временно поставлена на аналогии за правым клиросом. 2) икона Божией Матери "Иверская", писанная на кипарисе в Москве в 1896 году - дар приходского крестьянина Фантина Николаева Манакова; ценность ее более 100 рублей. Временно поставлена за левым клиросом на аналогии. 3) Резное изображение в рост Святителя и Чудотворца Николая, в паперти на левой стороне от входа, в рамке за стеклом, известное под именем "Можайского". Святитель Христов изображён с мечом в одной руке, а другая как бы замахнулась на кого. Об этом образе Святителя Николая устное предание говорит, что когда, по распоряжению духовных властей, велено было отобрать от церквей резные изображения святых и когда это изображение Николая Чудотворца везли из какой-то церкви через Удимский приход, то кони, вступив в этот приход, дальше не пошли; отвозившие заключили из этого, что Святитель желает, чтобы Его изображение осталось в Васильевском храме; действительно, когда коней повернули в сторону церкви, они охотно пошли. Икона эта весьма почитается в приходе. 4) Образ Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Благочестивые прихожане, в благодарность за полученные от Богоматери исцеления, украшают этот образ многочисленными серебряными привесками.

Рядом с левым клиросом, в стеклянном футляре, шитая золотом по малиновому бархату плащаница - дар приходского крестьянина Димитрия Николаева Манакова, ценностью 250 рублей. У клиросов приставлены две хоругви - одна красного сукна, другие металлические - приобретены усердием священника Александра Добрякова, стоимостью в 120 р.

Утварью церковной и облачениями церковь снабжена в достаточном количестве. Из благотворителей храма, кроме вышеупомянутых, достойны особой памяти: 1) церковный староста крестьянин деревни Бызова - Николай Лысцев, который в 1891 году приобрел напрестольный крест, стоимостью до 300 рублей, потир и дискос с принадлежностями в 176 рублей и напрестольное Евангелие с бронзовыми позолоченными дсками в 100 рублей; 2) крестьянин деревни Рысьи Адриан Дудников, пожертвовавший медное позолоченное паникадило в 90 рублей.

В церковной библиотеке книг богослужебных, духовно-нравственного и церковно-исторического содержания около 270 названий. На колокольне один колокол в 124 п. 18 ф. Приобретён в 1827 году, другой в 209 пуд. 38 фун. приобретён на жертву великоустюжского мещанина Андрея Ямщикова, стоит 3399 р. 10 к. Прочие колокола небольшие.

3. Средства содержания церкви и причта.

Приход Удимский весьма многолюдный4.

В 1868 году прихожан было 2697 чел., в 1894 году более 3200 человек обоего пола. Несмотря на это, церковь ещё нельзя назвать богатою средствами, как это видно из вышеприведенного ее описания; можно сказать, что она ещё только украшается со времени возведения каменной постройки. Кроме доброхотных даяний прихожан, главные средства к содержанию церкви - арендная плата с устроенных в 1864 году десяти деревянных лавок (в 1894 году до 107 руб. 97 к.)5 и с половины земли при деревне Глинке (в 1894 г. до 32 р. 50 к.). Эта земля (38 десятин 834 саж.) пожертвована в 1878 году устюжскою купеческою вдовою Марией Петровой с тем, чтобы церковь и причт владели ею пополам.

Причт в настоящее время состоит из двух священников и двух псаломщиков; один из псаломщиков обыкновенно в диаконском сане. Такой состав причта утвердился с 1874 года. В прежнее время бывали неоднократно перемены в числе членов причта. Из церковных документов известно, что в 1653 году на погосте жили: поп Ларион Васильев, дьячок Матфей Семёнов и пономарь; сверх того - просфорница и церковный сторож; в 1732 году - было два священника, дьякон и два причетника; в 1854 году Удимская церковь по штатам причислена к 14 классу и причт положен из священника, дьякона, дьячка и пономаря. В 1868 году был назначен второй священник в помощь состоявшему тогда Матфею Старостину и, кроме того, в 15 верстах от Удимской церкви по речке Реважу открыт новый Николаевский приход, к которому были отчислены некоторые деревни Удимского прихода6.

Средства содержания причта, как и церкви, нельзя назвать обильными. По приговору прихожан 1865 года, прихожане обязались давать на причт: с каждой ревизской души казенного ведомства по 15 ф. ржи и по 15 ф. ячменя, крестьяне временнообязанные уделу и владельческие - по 10 ф. того и другого; владельцы - по четверику с владеемой сохи. Но этот приговор исполняется крайне неаккуратно; в 1894 году было собрано только 200 п. ржи, 220 п. ячменя и 20 п. овса. От земли при церкви, находящейся в общем владении с крестьянами деревни Васильевой Горы7, за всеми расходами получается до 60 рублей в год. В 1894 году получено было - ржи 125 пудов, ячменя - 120 п., пшеницы - 40 пуд., овса - 15 пуд., сена - 75 копен. Неприкосновенного капитала причта в том же году было 827 р. Всех же доходов в 1894 году (и от братской кружки - 536 руб. 76 коп.) было с жалованьем от казны - на четырёх человек 1225 р. 68 коп. Дома для причта с 1879 года - казённые.

Из своих скудных средств церковь уплачивает процентного налога - 201 р. 2 коп. и на духовно-учебные заведения - 75 р. 40 к.

С 1866 г. при церкви существует церковно-приходское попечительство; в 1882 году в 4-х верстах от церкви в деревне Забелинской при волостном правлении открыто земское училище, а в 1890 году устроено помещение для церковно-приходской школы, стоимостью в 400 руб. Несмотря на существование двух школ процент грамотных не велик: женщин до 5%, мужчин до 25%. Невежеством и малограмотностью отчасти объясняется масса суеверий, существующих в приходе.

В настоящее время церковный причт состоит из следующих лиц: 1) старший священник Андрей Ардалионов Воронов, сын священника Вершинской Ильинской ц. Сольвычегодского у., священствует с 3 апреля 1869 года, а при сей церкви с 1 ноября 1893 г.; 2) младший священник - Вячеслав Александров Ильинский, сын священника Вохомской Вознесенской ц. Никольского у., определён из надзирателей Устюжского духовного училища к сей церкви и священствует со 2 мая 1894 года. 3) Старший псаломщик диакон Николай Алекс. Прозрецкий, сын псаломщика Верхнеуфтюжской Троицкой ц. Сольвычегод. у., в сане диакона со 2 августа 1879 г., при сей церкви с 23 марта 1888 г., на старшем месте с 4 марта 1893 г., 4)младший псаломщик - Пётр Васил. Вотчинский, сын священника Приводинской Николаевской ц. Устюжского у.; на месте с 18 октября 1893 года.

Из прежних священников выделяются долголетнею службою при сей церкви - 1) Иаков Васил. Белов - 1787- 1819 г., 2) Иоанн Федотович Паршаков, сын дьячка сей церкви с 1819 -1847 г., 3) Василий Стефан. Попов с 1822-1842 г., и 4) Матфей Феодоров. Старостин с 1847 по 1869 год.

Из диаконов наиболее долго служил при сей церкви Иоанн Тимофеев Дмитриев, сначала с 1789-91 г. - пономарём, потом с 1791 по 1842 г. - диаконом; родом Устюжского у., сын дьячка Шемогодской Николаевской церкви. Из пономарей замечателен Василий Федотов Паршаков, служивший с 1791 по 1863 год.

Примечания

1 Сведения об этой церкви собраны местным священником В. Ильинским. Некоторые дополнения к ним сделаны мною. И. С-ов.

2 Изданными Археографической Комиссией.

3 В документе сказано: дана новоставленая память на Удиму пречистенскому пономарю Никите; новоставленных пошлин взято 8 алт. 2 д.

4 Деревни, составляющие приход, делятся на половины. Наибольшее расстояние деревень от храма 9 и 10 вёрст; таких деревень - три-четыре; прочие находятся на расстоянии от полуверсты до 6 вёрст. Половину старшего священника составляют деревни: Илейцыно, Петрилово, Ленивицы, Курцево, Выставка, Давыдиха, Дмитриева, Абрамиха, Розсека, Пахутино, Глинка, Маланьино, Фролово, Омелюхино, Куимиха, Варнавино, Кузминское, Деревенька, Устье Удимское, Шилово, Конаниха, Олюшино, Суслопариха, Забелинская, Шумилово, Студениха, Ядриха и Слобода. Половину младшего священника составляют деревни: Васильева Гора село при церкви, Поповское, Новина, Спицынская, Слуда Першина, Коровино, Кузнечиха, Кошкино, Чистиково, Гурьевское, Коскинское, Бызово, Холтурино, Пестово, Починок, Труфаново, Затесье, Слуда Муравинская, Рысья, Медведка, Забарежье, Сухарево, Ворончиха, Кузмина Гора, Погорелка, Песчанка, Павловское, Тырцево, Пустыня, Якушинь и Посегово.

5 В 1893 году волостной крестьянин прихожанин Николай Петр. Манаков выстроил у врат ограды - новую каменную лавку в два нумера, с условием пользоваться ему ею 20 лет бесплатно, а потом отдать её в пользу церкви навсегда.

6 В деревне Удимского прихода - Копосове существует с 1733 года деревянная часовня с иконою св. Николая Чудотворца. В 1868 году эта деревня и ещё 9 деревень: Березник, Петровская, Истопная, Жаровой починок 1-й, Жаровой починок по ручью Чащевскому, Плоская, Малая и Большая Маминские и Ерофиево, - составили Реважский Николаевский приход. С того времени в Копосовскую часовню ежегодно совершаются из Реважской церкви крестные ходы с иконою св. Николая Чудотворца - 6 декабря и 29 июня. - В том же году отчислены к соседнему Городецкому приходу деревни Светик, Пускино и Красная Горка и к Вондокурскому Троицкому приходу - Выворовское сельцо. По документам часовня в деревне Копосове известна с 1722 года; существует устное предание, будто бы она построена одним лицом из рода Копосовых, бывшим сборщиком податей, который, отправившись в Москву для сдачи собранных денег, был дорогою обокраден и, будучи арестован за растрату денег, избавился от наказания после усердной молитвы святителю Николаю; Копосов, имев некое сонное видение, купил на одном Московском рынке икону св. Николая, которая лежала на возу "ничком", и по возвращении домой поставил эту икону в выстроенной им же самим часовне. В 1727 году часовня была с разрешения епископа Устюжского и Тотемского Сергия возобновлена Устюжским посадским человеком Василием Ив. Екимовых. - Другая часовня св. Николая есть в деревне Ядрихе, но она причислятся к Вондокурскому приходу.

7 Документы на землю при Васильевской Горе утрачены неизвестно когда.

Источник

Прибавления к ВЕВ. - 1896, №24, с.424-426; 1897, №5, с.93-98.