Библиотека

Метки:
 

Лебедев В. Чудотворная Дуниловская икона Божией Матери и место ее явления.

Явление св. иконы. Устройство часовни. Построение деревянной церкви. Основание Дуниловской обители и упразднение ее. Причисление пустыни с чудотворной иконой к Андангской церкви и затем к Никольскому Сретенскому собору, с пребыванием Дуниловской иконы в соборе. Крестные ходы с иконою. Богослужения в Дуниловской пустыне. Благодатная помощь от Дуниловской иконы Б. М. Нынешнее состояние Дуниловской пустыни.
Эта св. икона1 ныне находится в Сретенском соборе г. Никольска Вологодской губернии. Она именуется Дуниловской по месту явления ее на берегу речки Дуниловки, впадающей в р. Юг. Из сохранившегося рукописного синаксаря о сей иконе, составленного иноками пустыни, образовавшейся на месте явления иконы, известно, что явление чудотворного образа было при державе благочестивейшего Государя царя Феодора Алексеевича и во время всероссийского патриарха Иоакима черносошному крестьянину Великоустюжского округа Кичменгского городка Вологодской губернии (в 62 в. от г. Никольска и в 110 в. от В. Устюга) Диомиду Крохалевскому. Благочестивый Диомид со своими детьми переселился из Кичменгского городка в верхние волости р. Юг, в Никольскую слободку, что ныне г. Никольск (с 1790 г.). Что было причиной переселения Крохалевского, нам неизвестно, и предание об этом умалчивает. Вероятно, Господу угодно было привести его в менее обитаемую местность и там испытать его жизнь, а затем чрез него явить миру св. икону своей Пречистой Матери. Поселясь в слободке Никольской, окруженной тогда непроходимыми лесами, Диомид Крохалевский должен был нести самые тяжелые труды, расчищая место для землепашества и под сенные покосы по р. Юг. Непроходимый лес и желание удобных мест увлекли Крохалевского до р. Дуниловки. Место это ему очень понравилось. Действительно, и теперь эта местность представляет собой пустынный и лесистый уголок, в котором веет тишиной. Место здесь живописное и прекрасное по окружающей природе. Среди леса протекают реки Юг и Дуниловка со своими красивыми берегами. Здесь то и стал Крохалевский трудиться. Однажды (в 1677 г.) после обыденных своих трудов на этом месте, в праздник первоверховных Апостолов Петра и Павла (29 июня) он сел на берег р. Юг ловить рыбу, вдруг увидел близ реки на сухих сучьях образ Божией Матери, ничем не поддерживаемый. Это была описываемая здесь св. икона длиной 1 арш., шириной 10 вер. На верхней половине дски поясное изображение Пречистой Богородицы с Предвечным на руках ее держимым младенцем. Икона именуется Казанская. По левую сторону Божией Матери написан во весь рост образ св. Архистратига Михаила. По правую сторону Богоматери также в полный рост изображение св. пророка Илии. На нижней половине явленной иконы в средине поясное изображение Святителя Николая Мирликийского. По правую его сторону поясное в медальоне изображение святителя Тихона, Амафунтского чудотворца, а по левую сторону поясной образ также в медальоне, св. Преподобномученицы Параскевы, нарицаемой Пятницы. Внизу иконы есть подпись в 3 1/2 строки старинными славянскими сокращенными письменами, но читать ее весьма трудно; по некоторым словам и слогам можно заключить, что в ней указывается на писавшего св. икону2. Лик Царицы Небесной и Богомладенца и лики прочих святых, изображенных на иконе, свежестью изображения, ясностью и живостью поражают всякого молящегося пред сим чудотворным образом.
Пораженный изображением явившейся иконы Пречистой Богородицы, Диомид в страхе, но руководимый и подкрепляемый Духом Божиим, с полной верой и достодолжным поклонением, и в восторге духовной радости об обретении такого сокровища, воздал слезное благодарение Богу и Преблагословенной. Потом высек в большом дереве место и, взяв икону, поставил ее в столь простое, но от искреннего сердца созданное рукой земледельца место для такого сокровища. Помолившись с умилением и коленопреклонением, благочестивый землепашец поспешил возвратиться домой и известить о чудном явлении милости Преблагословенной живущих с ним и окрестных жителей. Быстро разнеслась весть о чудном явлении св. иконы Божией Матери. Все, как от окрестных жителей, так и из разных городов, волостей и сел, спешили на поклонение сей иконе. Многие священники со своими причтами приходили и совершали молебное пение. Одержимые разными болезнями, по принесении молитвы и целования св. образа, получали исцеление. Известия о чудотворной силе явленной иконы передавались в отдаленные места; народ во множестве стекался к сему цельбоносному образу, и все получали просимое. Но в таком положении и месте чудотворная явленная икона Божией Матери, как поставил ее Диомид Крохалевский, не могла долго остаться, а потому, и чтобы самое место явления св. иконы не осталось без благоговейного воспоминания, благочестивый Крохалевский с детьми своими построил на месте явления просторную часовню в которой и поставил этот образ как для сохранения его от непогоды, так и для удобства всем с верой приходящим помолиться пред ним. Горя теплой верой ко Пресвятой и желанием увековечить на сем месте постоянным чествованием чудное ее явление, крестьянин Крохалевский стал прилагать все свое старание к распространению окрест ее хлебопашества и сенного покоса. Но здесь еще не было ни церкви, ни св. обители с сонмом иноков... О дальнейших трудах и жизни Крохалевского мы ничего не знаем. Только известно, что после его смерти поселился, как некий отшельник, при построенной Диомидом часовне второй сын его Никита, отличавшийся добрым нравом и благочестивой жизнью. Он так же, как и отец, трудился около часовни, так, например, он построил вокруг нее ограду, равно он принимал приходящих на поклонение новоявленной св. иконе богомольцев и служил им, давая у себя приют и отдохновение. Таким образом, Никита прослужил при этой часовне 20 лет; здесь он умер, здесь и похоронен.
После смерти Никиты не осталось служителя у явленной св. иконы, и казалось, что построенная часовня сама собой должна от времени рушиться. Но Преблагословенной Владычице не угодно было лишить нас своей милости, и дабы мы могли всегда прибегать в постигших нас скорбях и напастях к ее Пречистому образу, по внушению Божию, родилась в народе, ближайшем к тому месту, мысль - построить деревянную церковь около часовни и туда перенести чудотворную икону. Место, где стояла часовня, по своей низменности, подвергалось весеннему наводнению и было неудобно к построению храма во имя Пресвятой Богородицы; поэтому окрестные жители кинули жребий, чтобы сама Пречистая назначила место своему храму. Кинутый жребий пал на левый берег р. Юг, прямо против того места, где явилась всечестная икона. Указанное жребием место оказалось удобным для построения храма, по своему сухому грунту и по безопасности от наводнения. С таким решением народа и известием о чудесах, являемых от св. иконы, был послан к бывшему тогда в Великом Устюге Архиепископу Александру (1685-1699) посол просит Архипастырского благословения на устройство деревянной церкви во имя Пресвятой Богородицы, иконы ее Казанской, и основания общежительной обители в Дунилове. Преосвященный Александр благословил построение храма на указанном жребием месте. Небольшой храм в честь Казанской иконы Божией Матери скоро был выстроен. Длина храма 21 арш. 12 в., ширина 8 арш. 4 в. В церкви только пять окошечек, около 12 в. в квадрате каждое: одно на паперти с южной стороны и по два в церкви и в алтаре - по одному на юг и север. Церковь была увенчана одной небольшой главой с крестом. Двухъярусный иконостас простой столярной работы. Расположение икон в иконостасе сделано довольно своеобразное. Церковной же утвари, книг и колоколов еще не было и средств на это не имелось; почему освящение храма замедлилось на несколько лет. Между тем явленная икона привлекала сюда на поклонение не только мирян, но и монашествующих, так что в 1712 г. уже Дуниловская церковь имела своего строителя, иеромонаха Авраамия, и хотя еще не последовало освящения новоустроенной церкви, но уже именовалась Дуниловской пустынью. Когда все необходимое было приготовлено для освящения церкви, с благословения Велико-Устюжского Архиепископа Иосифа (1700-1718) игумен Теплогорской Богородской пустыни Мардарий 26 ноября 1712 г. освятил Дуниловскую церковь. От сего времени на месте явления Казанской иконы Божией Матери при речке Дуниловке, по благословению Преосвященного Иосифа, утвердилась Дуниловская Богородицкая общежительная пустынь с малым числом братии. Но новоучрежденная обитель крайне была бедна и ничем не обеспечена. Сборы на обитель были ничтожны. От трудов иноков ничего не могла ожидать пустынь, ибо они сами для собственного пропитания должны были обрабатывать землю, которая требовала самого усиленного труда. Утварью церковной обитель была чрезвычайно скудна, так что сосуды церковные были оловянные, напрестольные кресты деревянные, подсвечники железные, риз очень мало, да и те крашенинные или выбойчатые, оконницы слюдяные и проч. Около церкви стояла маленькая келья (в 2 1/2 саж. обширностью) с некоторыми холодными постройками. Вследствие бедности Дуниловская пустынь не могла впоследствии самостоятельно существовать, и поэтому, во исполнение Высочайшего указа, впрочем общего для всех ей подобных монастырей, она была упразднена в 1764 г. и церковь причислена к соседней Спасо-Происхожденской Андангской церкви (в 12 в.), с оставлением чудотворной иконы в Дунилове. Все имущество должно остаться при Дуниловской церкви и охраняться живущими близ церкви крестьянами. Богослужение в Дуниловском храме по временам отправлялось причтом Андангской церкви. Таким образом, Дуниловская Богородицкая мужская обитель существовала со строительским настоятельством около 52 лет (1712-1764 г.). Из строителей ее известны иеромонахи Авраамий (первый), Феодосий, Гаспар, Иаков, Павел (1739 г.) и Иосиф (последний). Земля, принадлежавшая Дуниловской обители в количестве 299 дес. 1293 саж., в 1783 г. была отмежевана под поселившихся крестьян в дер. Дунилове3.
Св. чудотворная Дуниловская икона, пребывая в пустынном месте, сравнительно мало была известна, а по упразднении обители еще более уменьшились посещения богомольцев. И так было до 1815 г.
В 1815 г. прихожане Никольского Сретенского собора просили Преосвященного Вологодского и Великоустюжского Онисифора причислить Дуниловскую пустынь к их собору и туда же навсегда перенести чудотворную Дуниловскую икону. Вследствие этой просьбы, 1-го июня того же года, по резолюции Преосвященного Онисифора, указом Вологодской духовной консистории за №1256 Дуниловская Богородицкая пустынь приписана к Никольскому Сретенскому собору, с пребыванием чудотворной иконы в соборе. Явленная Дуниловская икона Божией Матери с того времени и до сих пор пребывает в Никольском соборе. В первые годы пребывания св. иконы в г. Никольске не много было поклонников - богомольцев. Каждодневное же совершение богослужения в соборе и сравнительно удобный отовсюду путь мало-помалу привели св. икону в большую известность.
Причт же и прихожане Андангской Происхожденской церкви и особенно жители деревни Дунилова скорбели об удалении от них чтимой святыни и в течение последних 50 лет многократно пытались (всех прошений было не менее 14) возвратить явленную икону в Дуниловскую пустынь и вновь приписать ее к Андангской церкви; с этой целью они обращались к Епархиальному Начальству, в Св. Синод и даже на Высочайшее имя, но все безуспешно; представляли при этом разные причины. В свою очередь и граждане Никольска, узнав о просьбе прихожан Андангской церкви, просили по-прежнему оставить св. икону в соборе.
Ныне чудотворная Дуниловская икона Божией Матери в Никольском соборе находится летом в верхней церкви близ солеи в особом ценном позолоченном поставе; зимой - в иконостасе нижнего Сретенского храма, рядом с местной иконой Божией Матери. В 1889 г. на икону усердием никольского купца А. П. Рыжкова устроена новая сребро-позлащенная риза, около 8 ф. весом, с эмалевыми полями и ценными в венцах камнями. Цена ризы свыше 600 руб. Икона под стеклом.
В соборе ежедневно после обыденных церковных служб поются пред чудотворным образом: в простые дни после утрени песнь "Не имамы иныя помощи..." и в конце "Пресвятая Богородице, спаси нас!". На литургиях после заамвонной молитвы поется попеременно "Достойно есть..." и "О, всепетая Мати..." и читается молитва, напечатанная при акафисте Казанской иконе Божией Матери. На воскресные дни, по окончании всенощной, поется Богородичен догматик: "Кто Тебе не ублажит..." и заканчивается "Пресвятая Богородице, Спаси нас!".
Ныне Дуниловская икона Божией Матери чествуется весьма широко в тамошней местности: не только жителями всего Никольского уезда, но и соседних губерний - Вятской и Костромской. Особенно много богомольцев стекается в Дуниловскую пустынь на 29 июня и на 20 июля, куда чудотворная икона к этому времени приносится из г. Никольска.
Обыкновенно Дуниловская икона ежегодно отравляется из г. Никольска 26 июня в 4 часа вечера с крестным ходом. Множество народа стекается проводить сию дорогую святыню и поклониться ей. Некоторые берут на себя подвиг сопровождать св. икону пешком до самой Дуниловской пустыни. Несут ее на особо устроенных носилках и в особенно приготовленном для сего киоте. В 13 верстах от города она ночует в дер. Козловке, соборного прихода, в молельном доме школы грамоты, устроенном в виде часовни. При входе в эту деревню совершается лития с молитвой Божией Матери, и потом св. икона вносится в дом. Чрез час после отдыха отправляется молебен с акафистом Казанской иконе Божией Матери, при усердном молении и общем пении народа. На следующий день в 4 часа утра служат литию и читается молитва пред св. иконой, и вслед за тем шествие направляется далее. Почти все дальнейшие 22 версты дорога пролегает громадным сосновым бором. На каждой версте богомольцы прибывают и прибывают, так что в половине леса сплошная вереница путешествующих и лошадей тянется на версту и более. Не доходя трех верст до Дунилова, сопровождающий крестный од священник отправляется на лошади вперед, чтобы с крестным ходом встретить св. икону в пустыни. Крестный ход встречает чудотворную икону на месте ее явления около часовни, в которой совершается лития и читается молитва Божией Матери. Затем св. икона сначала вносится в древнюю деревянную церковь, где совершается молебен Божией Матери с чтением молитвы. До всенощной служат молебны для богомольцев, а после всенощного бдения чудотворная икона переносится в теплый храм каменной церкви, в котором и совершается 28 июня литургия. После литургии икона переносится в холодный храм, где служатся молебны для богомольцев до всенощной. Особенно торжественны бывают богослужения в Дуниловской пустыни 29 июня и 20 июля. Обычай отправления св. иконы в Дунилово и торжественные службы в праздник апостолов Петра и Павла и в день св. пр. Илии имеют следующее основание: в первый - в память дня явления чудотворной иконы Диомиду Крохалевскому, что известно по преданию, а равно об этом свидетельствует живописная на полотне картина явления Крохалевскому св. иконы Божией Матери, которая помещается в трапезе древней деревянной церкви Дуниловской, с подписью внизу картины: "явление св. чудотворной иконы Божией Матери Диомиду Крохалевскому 29 июня 1677 г."; а во второй - потому, что после явления св. иконы, по преданию, 20 июля был в первый раз при стечении народа отслужен благодарственный молебен с водоосвящением и окроплением места явления. Из обычаев, которые в это время наблюдаются здесь, достойны упоминания два: 29 июня после литургии в 12 часов дня площадь около церкви и келий покрывается столами, и предлагается дальним богомольцам обед из двух рыбных блюд: на холодное рыба с квасом и уха. Хлеба и квасу дается, сколько кому угодно. 20 июля, по примеру первого молебна с водоосвящением, и доныне совершается водосвятный молебен после литургии с крестным ходом на место явления св. иконы. В это время, по древнему обычаю, ниже места совершения молебна р. Юг на десятки сажен запружена бывает лошадьми; больных лошадей приводят сюда на сей день издалека, и по вере хозяев некоторые животные получают оздоровление. Чудотворная икона остается в Дуниловской пустыни от 27 июня до 20 июля, согласно указу Св. Синода от 12 августа 1885 г. за №27704. Трогательна и интересна картина возвращения чудотворной иконы из Дуниловской пустыни в г. Никольск 20 июля. До отправления св. иконы никто из богомольцев не уходит, но к 12-ти часам дня все уже они бывают готовы в путь. Лишь только услышат благовест в один колокол, все выходят из помещений и становятся на дороге по два и по три человека в ряд. Когда услышат звон во все колокола, тогда все падают на колени, и св. икона несется над лежащими ниц. Такая вереница преклоненных богомольцев идет от самой церкви на 1/4 версты и более; затем они встают, делают земной поклон Царице Небесной и идут каждый по своей дороге. Для встречи св. иконы граждане Никольска и окрестные жители отправляются из города с 2-х часов пополудни; большинство богомольцев встречает икону в дер. Козловке, где опять св. икона останавливается в том доме, в котором и на 27 июня, и совершается лития с молитвой Божией Матери. После часового отдыха сопровождающих св. икону из Дунилова, она несется новыми усердствующими, и хоровое общее пение, можно сказать, усиливается и сгущается на каждой версте. Когда раздастся с колокольни Никольского собора благовест в большой колокол, тогда, справедливо сказать, стар и млад идут встречать, по местному выражению, "Дуниловскую дорогую гостью", идут вместе с крестным ходом из собора. Вечерняя пора, около 10 часов, а иногда и позднее, сотни голосов поющих впереди и позади св. иконы, бесчисленная толпа народа на протяжении версты и более, звон колоколов и проч. Эта картина очень умилительна! Наконец чудотворная Дуниловская икона вносится в собор при общем пении тропаря "Заступнице усердная". Желающих путешествовать со св. иконой в Дунилово и обратно всегда бывает очень много, не смотря ни на какую погоду. Во все время путешествия раздается общее пение церковных песней в честь Божией Матери. Так как отсутствие в соборе глубоко чтимой святыни тяжело отзывается в сердцах граждан, то для утешения приносится из пустыни в собор копия с чудотворной иконы: с крестным ходом провожают оную 29 июня из Дунилова и вечером того же дня с крестным же ходом встречают ее в г. Никольске. А также - 18 июля с таким же чествованием провожают копию из города и встречают оную в Дунилове утром 19 июля. Все четыре дня - встречи и провожания свв. икон для всего г. Никольска считаются особенными праздниками.
С 1815 г. до 1841 г. богослужения в Дуниловской пустыни совершались соборным причтом только дважды в год - 29 июня и 20 июля, т. е. когда приносили сюда чудотворную икону. Затем стали совершать богослужение четыре раза в год: 25 марта, 29 июня, 20 июля и 22 октября, позднее - в некоторые воскресные и другие праздничные дни. По последним распоряжениям Епархиального начальства, богослужение в пустыни должно совершаться "в течение всего года по воскресным и праздничным дням на сколько возможно чаще; во время же пребывания в пустыни явленной Дуниловской иконы Божией Матери с 27 июня по 20 июля богослужение должно быть совершаемо ежедневно; а в праздники Рождества Христова и Св. Пасхи Божественную литургию совершать в 3-й или 4-й день по удобству времени"5.
Почитание описываемой св. иконы и посещение богомольцами Дуниловской пустыни объясняется благодатной помощью, обильно изливаемой от явленной Дуниловской иконы всем прибегающим к ней. Посему и в радости и в горе граждане Никольска и другие почитатели сей иконы долгом для себя считают совершать молебны пред чудотворным образом или в церкви, или в доме с принесением сей святыни, или на полях, и - помолиться на месте ее явления. Многие из притекающих с горячей молитвой к Царице Небесной пред чудотворным Ее образом испытали на себе и испытывают чудодейственную благодать. К сожалению, чудесные исцеления и иные милости Царицы Небесной оставались и остаются незаписанными; они более хранятся в благодарных сердцах. Впрочем в церковной летописи Никольского Сретенского собора записано несколько чудес, явленных от св. Дуниловской иконы Божией Матери; например, она остановила большой пожар, угрожавший всему г. Никольску, исцелила больную женщину, спасла целую деревню от "черной оспы", не раз помогала во время засухи от неурожая и проч. В благодарение Царице Небесной, за Ее неисчетные милости ко граду Никольску и весям его, за Ее Покров града и весей и спасение от всяких бед и несчастий, совершаются молебствия с чудотворной иконой непрерывно с 20 сентября по 22 октября во всех домах граждан и окрестных крестьян.
В настоящее время в Дуниловской пустыни, где явилась и пребывала до 1815 г. описанная чудотворная явленная икона Божией Матери, сохранилась древняя деревянная церковь почти в таком же виде, в каком она была 200 лет тому назад. Стоит только подойти к сему храму, чтобы убедиться, что это - старинный храм, а внутренность его еще более убеждает в этом. Общий вид храма, старинный иконостас его и другие церковные предметы, древняя святая простота и безыскусственность в архитектуре весьма естественно относят мысль молящихся и всех посетителей к давнему времени устроения храма и даже к самому времени явления св. иконы. Деревянная церковь, как построенная из старинного кремнистого леса и притом холодная, и до сих пор стоит совершенно прямо, нигде нет ни признаков гнилости, ни посадки. Кроме деревянной церкви в Дуниловской пустыни в 1865 г. окончена постройкой каменная одноэтажная церковь с двумя храмами: теплым во имя Николая Мирликийского Чудотворца и холодным во имя иконы Казанской Божией Матери. Ризница церковная не богатая. По древности замечательно одно напрестольное Евангелие, печатанное в Москве 1711 г.; оно покрыто плисом, с металлическими наугольниками, в средине Воскресение Христово, с одним средником на нижней дске6. Это Евангелие и по сие время без перемены постоянно находится на престоле древней деревянной церкви. В архиве пустыни сохранилось очень немного бумаг, относящихся к истории этой пустыни. Есть очень древние богослужебные книги, например, Постная триодь 1602 г., октоих - шестоднев 1678 г., апостол 1688 г. и пр. Кроме свв. храмов в Дуниловской пустыни есть четыре деревянных кельи, в которых живут женщины - келейницы и сторож и несколько холодных построек. Здесь 12 октября 1897 г. открыта школа грамоты, а в настоящем году - богадельня для призрения в ней шести престарелых и бесприютных лиц духовного звания, женского пола, Вологодской губернии (Волог. Еп. Вед. 1898 г., №19).
Таким образом Дуниловская пустынь - место явления чудотворной иконы - в настоящее время благоустроена. Желающие посетить ее обыкновенно следуют от уездного г. Никольска Вологодской губернии, от которого пустыня отстоит в 35 верстах, или со стороны Вятского большого тракта, который находится в 18 верстах от пустыни. Дуниловская пустынь производит на посетителя самое отрадное впечатление. При красоте природы, все здесь веет благочестием, миром и тишиной, что и выразилось в словах Преосвященного Вологодского Феодосия. "Пожил бы здесь!" сказал Владыка, посетив пустынь и ее окрестности 28-29 июня 1877 года7.
Преподаватель семиинарии Василий Лебедев

Примечания

1 В печати совсем неизвестна.
2 На иконе можно прочитать следующее: "си... обр... изображен... Ивашко...Ст."
3 Ныне Дуниловской пустыне принадлежит только 600 сажен.
4 Ранее св. икона приносилась в Дунилово дважды в год на 29 июня и 20 июля.
5 Указ Вологодской духовной консистории от 9 июня 1897 года за №4085.
6 Это Евангелие пожертвовано в Дуниловскую пустынь, что видно из следующей надписи на нем. "1713 мая 12 царствующаго великаго града Москвы дому Бельскаго иссадовников Герасима блаженны памяти супруга ево вдова Евлавия Тимофеевна приложила сие Евангелие Великаго града Устюга в уезд вверх р. Юга в Дуниловскую пустыню явления чудотворнаго образа Пресвятыя Богородицы Казанския в церковь Божию на престол вкладу и по родителям своим, а дала на Москве в доме своем той же пустыни Дуниловской строителю иеромонаху Аврааму, и строитель принял в пустыню того же году и дня, в котором и писала своей рукой при старце строителе Иове с братиею и при священнике Григорие".
7 Более подробные сведения о Дуниловской иконе и о пустыни будут помещены в издаваемой автором отдельной брошюре, где приложен и снимок с чудотворной иконы.

Источник:

Прибавления к ВЕВ. – 1899 - №1, с. 16-18; №2, с. 29-35; №3, с. 64-65.

Избранное

Пустыни

Информация

Новости