Смотрите также
Олюшинская Николаевская церковь Вельского уезда Вологодской епархии
1. Первоначальная деревянная церковь
3. Средства содержания церкви и причта
Примечание
Сведения о сей церкви, собранные местным священником Амплием Шейбуховым, дополнены мною. И. С-в.
Источник:
Прибавления к ВЕВ. - 1897. - №9, с. 145-149; №18, с. 365-370; №23, с. 505-509.
1. Первоначальная деревянная церковь
В 60 верстах к юго-западу от уездного города Вельска, на правом возвышенном берегу реки Пежмы, падающей в р. Вагу, находится Николаевская Олюшинская церковь.
Местность, где стоит эта церковь, с соседними землями по р. Пежме, от истока ее до устья, некогда, задолго до 1471 года, принадлежала Ростовскому князю Ивану Александровичу; потом перешли эти ростовские владения под власть в. князя Московского. В XVII веке Пежемская волость входила в число Усьянских волостей (по р. Усье), пользовавшихся особенными льготами самоуправления. Когда из Пежемской волости выделились Олюшинская и соседняя (к северу) с нею Морозовская, - это, по недостаточности сведений, сказать пока невозможно; но уже к 1692 году эти последние волости не были в льготной Пежемско-Усьянской волости.
По древнему делению Московского государства, Олюшинская волость приходилась в Верховажской четверти (чети) Важеского уезда, а Вага относилась к ведомству Большого Дворца. При учреждении губерний Петром Великим, Важеский уезд вошёл в состав Архангелогородской губернии, в которой и состоял до открытия в 1780 году Вологодского наместничества. В церковном отношении до учреждения Холмогорской епархии в 1682 г. Олюшинская церковь вместе со всеми церквами нынешнего Вельского уезда находилась в ведении Новгородского владыки; потом в ведении архиепископов Холмогорских и Важеских (титулующихся с 1731 года Архангелогородскими и Холмогорскими), а с 1788 года, когда Вельский уезд был присоединён к Вологодской епархии, - в ведении епископов Вологодских. В настоящее время Олюшинская церковь числится во 2-м благочинническом округе Вельского уезда.
По сохранившимся при церкви документам, Олюшинская церковь строена в 1670 году всеми крестьянами Олюшинской волости. В выписи из писцовых книг писца Фёдора Караулова и подьячего Алимпия Хрущёва 1682 года эта волость названа волостью "Федки Кудрина"; но кто этот Кудрин - неизвестно. Церковь была устроена с трапезою, тёплая об одной главе, деревянная клетцки, во имя свт. Николая Чудотворца. Выражение клетцки указывает, что церковный фундамент (или нижняя часть церковного здания до полу) - состоял из положенных одно на другое брёвен в виде клетки, до сажени в вышину, так что для входа устраивалось высокое крытое парадное крыльцо, иногда с галереею около всей церкви, или и не всей. Указание на трапезу имеет здесь особенный смысл. До конца XVII века на севере России трапезы при церквах имели весьма важное значение. Иногда церковь устраивалась холодною, а трапеза - тёплою. Трапеза была местом собраний волостных людей для совета не только по делам церкви и прихода, но и по делам мирским, земским и государевым. В трапезе выбирали церковного старосту, считали его в церковных доходах и расходах; здесь можно было заявлять "миру" о всякой нужде, о пожаре, грабеже, воровстве и др. До настоящего времени сохранилось и напечатано множество "явок" трапезных о разных событиях в каком-либо приходе или в волости. Если церковь строена была всею волостью, то для заведывания церковным хозяйством волость выбирала старосту церковного или приказчика; эти приказчики обязаны были покупать всё, нужное для церкви, и воск, и ладон, и мёд, и иконы и пр., вести книги приходные и расходные; имели право выдавать из церковной казны в ссуду прихожанам и деньги, и хлеб, и сено, и семена. В своих действиях "во всём своём старощенье" они отдавали отчёт "миру". В церковной казне они хранили и государевы грамоты, и денежную казну, и письменные церковные крепости и кабалы.
Такой порядок, конечно, существовал и в хозяйстве Олюшинской церкви и продолжался до открытия Холмогорской епархии. Первый же архиепископ Холмогорский Афанасий обратил внимание на это и в 1685 году издал окружное послание о церковном хозяйстве, изменявшее прежний порядок. Так как нередко случалось, что у старост (приказчиков) "многая церковная казна их нерадением в кабалах истерялась", а иные приказчики "похищают недарованная им от святых церквей недвижимая и движимая многия вещи и вотчины" и делятся этим по дружбе, то архиепископ указал, чтобы впредь у всякой церкви старостою у всяких церковных вещей был сам священник, а с ним для послужения и для хранения и собрания церковной казны мирской человек по выбору прихожан, чтобы церковных кабал священникам и новым приказчикам у прежних не принимать, а только для ведома учинить в церковных книгах им перепись, а что было прежде роздано приказчиками в долги и под заклады, хлеба ли церковного, денег ли, то приказчики пополнили бы деньгами, а сами бы по кабалам и закладным взыскивали на себя1.
На основании этого распоряжения, в мае 1687 года была сделана перепись Олюшинской церкви по наказной памяти протопопа Благовещенского собора Шенкурского острога Тимофея Иванова и поповского старосты Шенкурского Троицкого девича монастыря священника. Перепись была произведена десятским священником Верховажской чети Шелоцкого стану Троицкой церкви Косьмою Иларионовым. По этому наказу переписные книги было велено писать в двух экземплярах: один оставить при церкви, а другой представить в Холмогоры в архиерейский казённый приказ казначею иеромонаху Авксентию и дьяку Петру Кириллову; перепись же производить со священником и с выборным мирским человеком, для чего пригласить приходских нарочитых людей, и с мирского совету, сколько человек пригоже, по избрании нового приказчика всё принять от прежнего и передать новому.
Переписная книга Олюшинской церкви 1687 г. сохранилась в подлиннике в церковном архиве почти вся. Из нее видно, что церковь была очень бедная. "Царские двери, сень и столпцы на красках; образа местные и пядничные тоже на красках; крест запрестольный, образ запрестольный Знамения Пресвятыя Богородицы, два осеняльные креста на престоле - все на красках. Перед местными иконами - три свечи поставные - деревянные, писаны красками, с железными насвечниками. Служебные сосуды, десять стаканов, блюдо - оловянные; паникадило, кадило, братина и укропник - медные. Ризы одне - дорогильные (т.е. из шёлковой полосатой ткани) двоеличные, оплечье полуучастковое (тоже шёлковой ткани с травами); двои ризы полотняные, оплечья выбойчатые (т.е. крашенного холста с набивными узорами); епитрахиль выбойчатая ветхая; стихарь полотняной; пояс простой нитяный; поручи - одни выбойчатые, другие крашенинные. Местные образа: св. Николая Чудотворца "в житии и чудесех", св. Илии пророка, меж царских и северных дверей - Пресв. Богородицы Одигитрии, на северной двери - изгнание Адама; в тябле над царскими дверьми - образ Спасов в деисусе на 13 дсках. Пядничные образа: образ Воскресения Христова, образ Богоявления Господня, образ Благовещения Пресв. Богородицы, образ великомученика Георгия, образ св. Алексия Митрополита. Одна хоругвь - на дске образ Спасов Нерукотворенный. Книг печатных: евангелие напрестольное с медными евангелистами - старой печати; малая псалтирь, общая минея, недельное толковое евангелие, апостол - все старой печати; ещё служебник, требник и шестоднев - новоисправные. Письменных книг: евангелие напрестольное, два октая (октоиха), книга Николая Чудотворца с житием, служба во всю страстную неделю; два трефолоя (триоди), канонник; два старонаречные знаменные ирмолоя; тетради молебные о нашествии варвар; тетради - погребение мирских человек. Колокольня на четырёх столпах; на ней колокол 4 пуда; колокол - пуд, и колокол - 30 фунтов.
У церковного приказчика Афанасия Андреева оказалось в церковной казённой коробье - наличных церковных денег 16 алтын 5 денег (т.е. 50 1/2 коп.); воску свеч сканных 2 фунта; ладону и фимьяну - 3 фунта; церковного вина - осмина. А по счёту с 30 января 1686 года по 3 мая (день переписи) 1687 года и с тем, что было принято Афанасием у своего предшественника, оказалось в приходе 4 руб. 10 алт. 2 д. (=4 р. 31 коп.), а в расходе 3 руб. 26 алт. 5 ден. (=3 р. 80 1/2 к.). Священник - Григорий Иларионов, а дьячка и просвирницы и пономаря у церкви нет.
Последние слова о том, что при церкви не было ни дьячка, ни пономаря, ни просвирницы, взяты из выписи из писцовых книг 1682 года. В этой выписи (сохранившейся в копии) находятся сведения о приходских деревнях.
Деревня, в которой жил местный священник, называлась белою (т.е. не тяглою) Лабазная; пашни паханые середней земли было 27 четей в трёх полях; сена 15 копен, лесу пашенного 3 чети. На десятины это будет равно, кроме леса, - 15 десятинам.
К погосту приходских деревень тяглых было четыре: Дорок, Карповская (или средняя и Розмаховская тож), Слудная (Плоская тож) и Ботышка.
Таково было состояние церкви двести лет назад. Деревянная Николаевская церковь существовала до 1844 года, а в этом году за ветхостью было разрешено её разобрать (Указ Волог. Дух. Консистории, 1844 г. 31 октября №5700).
Примечание
1 См. Русскую Историч. Библиот., изд. Археограф. Комиссией. Т. XII и XIV. Спб. 1890 и 1894 г.
2. Нынешнее состояние церквей
В настоящее время Олюшинских церквей две: одна - Воскресенская, другая - Преображенская.
Первая - Воскресенская церковь - деревянная, одноэтажная, холодная, с теплым приделом - Успенским. Она строена еще в то время, когда существовала первоначальная деревянная Николаевская церковь. Главным деятелем по постройке ее и по украшению иконами и утварью был местный священник Антоний Петров Петропавловский. Постройкою она была начата в 1791 году и окончена к 1800 году, когда была освящена 24 июня протоиереем Вельского Троицкого собора Стефаном Левицким, по благословению и грамоте Епископа Вологодского Иринея, но уже по смерти епископа1. Украшение храма иконным письмом продолжалось в 1805 и 1806 годах; иконописцем был диакон Петр Малевицкий (едва ли не из Шенкурска). Длина этой церкви с трапезою до алтаря - 8 сажен, с притвором - 11, а с главным алтарем - 14 сажен, ширина - 4 1/2 сажени, а высота внутри главного храма до креста - 12 сажен, придельного - 5 сажен.
Антиминс Воскресенской церкви был до 1845 года полотняный2; ныне же атласный, священнодействован Вологодским епископом Евлампием 28 января 1845 г. В теплом Успенском приделе, освященном ранее главного храма, в 1796 г., антиминс был до 1872 г. - холщовый, а с этого г. - атласный, священнодействованный в этом году бывшим епископом Вологодским, ныне Митрополитом С.-Петербургским и Ладожским Палладием 2 апреля.
Снаружи церковь была вновь опушена тесом в 1830 году и перекрыта; в 1894 году опушка и крыша были основательно ремонтированы.
Иконостас в главном храме - четырехъярусный, столярной работы, посеребренный, местами золоченный. Местные иконы нижнего яруса иконостаса имеют в вышину 2 аршина, в ширину 1 1/4 аршин. Царские врата - резные золоченые; над царскими вратами находится изображение Св. Духа в виде голубя в сиянии, с резными позолоченными херувимами.
При сравнении нынешней описи церкви с описью церкви 1809 года видно, что расположение икон в иконостасе осталось тоже до сих пор, как было и в 1809 году. Кроме храмовой иконы Воскресения Христова, украшенной медной посеребренной ризой в 50 руб., в иконостасе есть еще икона "Черниговская" Божией Матери, украшенная такою же ризой в рублей 60 усердием прихожан.
Из икон этой церкви почитается чудотворною находящаяся за левым клиросом в киоте "Смоленская" икона Божией Матери (Одигитрии), весьма древнего письма "в углублении дски", высотою 33 1/2 вершка и шириною 27 вершков. На ней медная посеребренная риза ценою 65 рублей. Получившие исцеления обыкновенно украшают икону серебряными привесками, изображающими исцелевшие части тела. В приделе Успенском также есть "Черниговская" икона Божией Матери, украшенная фольговой ризой.
Над входом в Воскресенскую ц. поставлена икона Успения Божией Матери, высотою 26 вершков и шириною 20 вершков, перенесенная, по преданию, из древней, упраздненной деревянной часовни, бывшей в приходской деревне Доровской3.
К Олюшинской церкви, по распоряжению Епархиального Начальства, была в 1833 году приписана соседняя с нею Верхопежемская Иоанно-Предтеченская церковь, отстоящая от Олюшинской в 15 верстах (Указ Консист. 1832 г. октября 7, за №313 и 1833 г. янв. 12, за №25), и имущество этой церкви было передано в Олюшинскую4. Число прихожан увеличилось (в Олюшинском было в 1845 г. 254 муж. и 333 же., в Верхопежемском - 76 муж. и 62 жен.), и теплый Успенский придел, в котором служба происходит большую часть года, чем в холодном главном храме, - стал тесен. Поэтому прихожане стали уже с 1840 года просить разрешения устроить более обширную каменную церковь, особенно с 1845 года, когда деревянную старую Николаевскую церковь за ветхостью предположено было разобрать. Они предполагали учредить сбор по 73 коп. с души на 13 лет, для собрания средств на постройку церкви; но департамент уделов нашел это обременительным для крестьян и предложил отложить постройку лет на 10, а деньги, имевшиеся при церкви - 585 руб. 92 коп., положить в банк для приращения процентами. Дело затянулось. Между тем в 1850 году приписная церковь, по ходатайству Верховажского купца Феодора Иванова Персикова, сделавшего значительное пожертвование в Верхопежемскую церковь, была сделана самостоятельною. Все-таки с 1862 года начались работы по возведению каменной церкви, сданные с торгов в Вельской Удельной Конторе за 3590 руб. удельному крестьянину Усть-Кулойской волости Василию Пешкову. Постройка церкви и внутреннее украшение ее было окончено в 1869 году. Первым был освящен теплый придел во имя Св. Николая Мирликийского чудотворца, 12 октября 1868 г.; а 13 октября 1869 года освящена и главная церковь во славу Преображения Господня. Церковь построена на крестьянской земле в 25 саженях от Воскресенской к югу. В построении ее принимал большое участие местный прихожанин Вас. Александ. Шумилов, служивший 6 лет председателем Уездной Вельской Земской Управы, умерший в 1886 году. Церковь одноглавая, одноэтажная, длиною с приделом 14 саж. 2 арш., шириною (внутри) - холодная 4 саж., теплая 2 саж. 2 арш.
Антиминс Никольского придела священнодействован 2 апр. 1868 г., - главного храма 18 янв. 1869 года бывшим Вологодским (ныне Олонецким) епископом Павлом. В 1878 году храм украшен стенною живописью.
Иконостас двухъярусный, с резьбой, золоченой по полименту, и с колоннами, золоченными по мардану. Иконы нижнего яруса (размером 26 вершк. вышиною и 12 вершк. шириною): Преображения Господня, Божией Матери "Неопалимая Купина", Св. Пророка Илии - в медных посеребренных ризах. В придельном храме в нижнем ярусе иконы: 1) Спасителя, 2) Св. Николая Чудотворца, 3) "Казанская" Божия Матерь, 4) преп. Феодосия Тотемского, - в таких же ризах.
В связи с каменною церковью построена четырехгранная колокольня, высотою от основания до креста 16 сажен. На колокольне девять колоколов; первый 114 пуд. 7 фунт., перелит с прибавкою меди в 1889 году (из купленного вышеупомянутым Шумиловым) в память события 17 октября 1888 года. Второй колокол, литый в 1850 году, - 50 пуд. 12 ф. Третий - 9 пуд. 4 ф. куплен, как видно из надписи на нем, в Москве, старанием священника Стефана Антонова Петропавловского, 20 дек. 1800 г., бывшего при Райбальском Богоявленском приходе Шенкурского уезда Арханг. губернии с 1795-1805 г., - брата Олюшинского священника. В прочих шести колоколах весу 12 пудов5.
Утварью Олюшинская церковь достаточна. Из дароносиц - одна серебряная золоченая весом 37 1/4 золотн. Дарохранительниц, вкладывающихся в ковчег, две; из них одна серебряная, внутри золоченая, в 30 золотн. Из шести Евангелий - одно печати 1792 года на александрийской бумаге, в медном чеканном позолоченном окладе с финифтяными изображениями Евангелистов, приложено местным священником Антонием Петропавловским. Крестов напрестольных шесть. Из них - два серебряные золоченые; один весом 1 фунт, приложен в 1812 году приходским крестьянином Стефаном Пинаевским; другой весом 1 3/4 ф., с художественными финифтяными изображениями, куплен за 310 руб. ассигн. в 1832 г., по завещанию дьячка сей церкви Никиты Антонова Петропавловского, на его деньги, при некотором пособии от матроса Феодора Коротаевского; один крест перламутровый и один - медный чеканный, старинной работы. Сосуды для священнослужения четверы. Из них двои - серебряные золоченые: первые приобретены в 1884 г. за 212 руб. 72 к., - вес. 4 ф. 50 1/2 зол.; вторые, вес. 2 1/4 ф., приобретены священником Антонием Петропавловским на освящение Воскресенской церкви. Два сосуда - старинные оловянные. Кадил 4 медные; венцы для брачующихся - двои; одни - медные золоченые; другие - жестяные. Самое ценное из облачений - желтое атласное с вышитыми цветами, приложено около 1800 года сыном местного священника Антония - купцом Петром Петропавловским. Несмотря на почти столетнюю давность, оно чисто и прочно до настоящего времени. Много облачений было пожертвовано в Воскресенскую церковь при ее построении Московским купцом Димитрием Васильевичем Сорокиным, как об этом значится в описи церкви 1809 г.
У деревянной Воскресенской церкви издревле находится приходское кладбище. В 1885 году оно огорожено деревянною оградою. В 20 саженях к северо-востоку от церкви на кладбище находится кирпичный, четырехугольный памятник, крытый тесом, с крестом; он устроен на месте бывшего престола в древнем Никольском храме. Невдалеке к юго-западу от памятника находится могила местного прихожанина В. А. Шумилова, о котором сказано было выше. Близ алтаря Воскресенской церкви, против находящейся внутри алтаря иконы Св. Пророка Илии, - погребен священник, бывший при сей церкви, Антоний Петропавловский; рядом с ним его сын Никита, бывший дьячком при церкви, и внук его священник Александр.
В приходе Олюшинском, кроме обычных, повсюду совершаемых крестных ходов, еще совершаются особенные, 20 июля, 6 и 15 августа во все поочередно селения прихода, крестные ходы для совершения молебствий с водосвятием в предотвращение озимых посевов от "червобоя" и скота от моровой язвы.
Примечания
1 Епископ Ириней Бртанович скончался 23 апреля 1796 года.
2 В сохранившейся при церкви расходной денежной книге 1806 г. под 18 числом июля записано, что в обмен на ветхий антиминс в Волог. Успенском соборе получен для Олюшинской церкви новый антиминс. Вероятно, этот новый антиминс и был в церкви до 1845 года.
3 О часовне этой, стоявшей среди деревни, о ее возникновении и упразднении в церковных документах сведений не сохранилось.
4 Верхопежемская церковь до 1764 года была небольшою пустынею. Подробное описание ее может быть предметом особого труда.
5 Нынешняя колокольня - уже четвертая по счету от основания церкви. Первая стояла с 1670 по 1745 год; вторая с 1745 до 1820-х годов. Третья - строена в 1821 году над папертью пред входом в Успенский придел. В церковном архиве сохранилось небезынтересное писанное на гербовой бумаге, условие 1820 года о построении этой колокольни со шпилем крестьянином деревни Фоминской Терменской волости Верховажск. сельского прихода Гавриилом Ив. Щокотовым. По этому условию надо было заплатить мастеру от церкви деньгами 710 руб. ассигнациями и сухой рыбы - сайды - 2 пуда, а от прихожан единовременно 50 пуд. ржи и 50 пуд. муки, по короваю с дому; 4 п. крупы и 4 п. толокна; 2 п. масла коровьего, по пирогу с дому; собрать это все самому мастеру. Квартира и дрова - от церкви, а прислуга нанимается самим мастером.
3. Средства содержания церкви и причта
Прихожан Олюшинской ц. числится в настоящее время 529 м. и 541 ж., а всего 1070 человек, живущих в пяти деревнях: Слудной, Средней, Ботыжной, Доровской и Лысковской. Крестьяне в приходе - собственники. От прихожан в 1896 году пожертвований всякого рода на церковь, по клировым ведомостям, значится на 242 р. 4 к.; в том числе выручено от продажи свеч 103 р. 97 коп.
Причта прежде, по штатам 1815 года, было положено священник, дьячок и пономарь; ныне, по последним штатам, только священник и псаломщик. В 1897 году причту положено казенного жалованья: священнику 294 руб. и псаломщику 98 руб. в год. Дома у членов причта - собственные на церковной земле. На содержание причта, по приговору прихожан от 15 октября 1864 г., положено собрать с каждой ревизской души по 10 фунтов ржи, что составляет 76 пудов.
Земли при церкви имеется по плану 235 дес. 181 кв. саж. и не занесенной на план две десятины о речке Полице. Эта земля намежевана к церкви от Удельного Ведомства, и на владение ею имеются планы и межевые книги, выданные из Вологодской Межевой Конторы в 1784 г. На две десятины не было выдано плана, и она была зачислена за церковью без особой межи потому, что этот участок был внутри крестьянских владений, и чтобы "не наводить затруднений землемеру в особой и неважной вырезке". Крестьяне тогда же, в 1784 году, дали на эти 2 десятины поступочное письмо, засвидетельствованное в бывшей Вельской нижней расправе; но письмо это в 1804 г. во время пожара при церкви сгорело, и до последнего времени две десятины находились во владении крестьян, ныне же они соглашаются добровольно возвратить эту землю причту.
В частности, усадебной и огородной земли - 3 дес.; пахотной прежде было 37 дес., но около 1880 года стали пахать 20 дес. На нее высевается: ржи от 4 до 6 четвертей; овса от 10-15 четвертей, пшеницы и ячменя прежде до 9 четв., а потом до 3-х четвертей. Доход от земледелия может быть определен приблизительно по цене зерновых продуктов: цена пуда ржи колеблется от 50 коп. (в 1870 г.) до 85 коп. (в 1881 г.) за пуд; овса 45-55 коп., ячменя 45 к. (в 1878 г.) - 85 к. (в 1881 г.); пшеницы 55 к. (в 1865 г.) 90 к. (в 1881 г.); лен 3-4 р. (Цены взяты за период времени между 1865 и 1895 годами). Сенокосной земли - 38 дес., с каковых снимается до 115 возов сена. Поросшей кустарником и дровяным лесом земли до 174 дес. 181 кв. саж.; на эту землю выгоняется скот для пастьбы. Почва земли при достаточном удобрении и надлежащей обработке очень плодородна. Неудобной для обработки земли нет.
Считая прочие доходы, как то: сбор при славе в праздники Рождества Христова и Св. Пасхи, кружечный и проч., причт, сверх положенного из казны жалованья, может получить до 300 руб. В 1863 г. всех доходов на причт было 235 руб., в 1865 261 руб. 40 к., в 1870 г. 282 р., в 1875 - 286 р. 60 к., в 1884 г. 309 р. 20 к., в 1885 293 р. 47 к., в 1896 г. 240 рублей.
Как видно из приведенных сведений, содержание причта довольно скудное. Церковь платит процентного налога 28 руб. и на содержание духовно-учебных заведений 11 р. 86 коп.
4. Училище
При церкви с 1858 г. существует училище. Первоначально оно не имело постоянного помещения, а учащиеся понедельно переходили из дома одного члена причта в дом другого. (Дома причта находятся в деревне Лабазной, саженях в 200 от церкви.) С 1870 года содержание училища взяло на себя земство, и ныне училище помещается в деревне Слудной в доме вдовы А. М. Шумиловой. С 1871 г. по 1895 г. в училище получило начальное образование 150 мальчиков и 15 девочек; ныне обучается до 30 человек, тогда как детей от 8 до 13 лет в приходе до 147 человек.
5. Священноцерковнослужители
В истории Олюшинского прихода замечательно то обстоятельство, что в продолжение двухсотлетнего существования церкви священники были из одного рода, по фамилии Петропавловские1, и при том почти всегда сын или внук сменяли отца или деда. Имена священников становятся документально известными с 1687 года.
1) Первый известный священник Олюшинской церкви Григорий Иларионов, упом. в переписной книге 1687 г., хранящейся в числе архивных церковных бумаг.
После него был 2) Феодор; предание, хранящееся в приходе, называет его сыном священника Григория.
3) Петр Феодоров Петропавловский, упоминается в 1745 году, при построении второй колокольни.
4) Антоний Петров Петропавловский. Это был замечательно неутомимый деятель на пользу местного храма и причта. Родился он около 1723 г.2; при Олюшинской церкви служил священником около сорока пяти лет, с 1765 по 3 октября 1810 года; скончался на 88 году от рождения. Во время его служения при этой церкви происходило в Вологодской губернии генеральное межевание земель. Межевая экспедиция при Правительствующем Сенате определила с весны 1782 г. производить межевание городов, селений и земель в Вологодском, Курском, Тамбовском и Могилевском наместничествах. Для этого в Вологду была переведена межевая контора из Твери, за окончанием генерального межевания в Тверском наместничестве, и в Вологде учреждена была губернская межевая канцелярия. Действия свои межевая контора открыла в Вологде 22 марта 1782 года. В г. Вельске и в Вельском уезде производить межевание было поручено старшему землемеру штык-юнкеру артиллерии Александру Познякову. При межевании земельных владений Олюшинской церкви, он, опираясь на показания поверенного от крестьян и не уважив заявлений причта, значительное количество издавна обрабатываемой причтом земли, даже засеянной хлебом, отмежевал к дворцовой волости. Крестьяне были этим очень довольны, так как уже и ранее они входили в столкновение с причтом из-за земли. Но, по жалобе священника Антония Петропавловского, Вологодская межевая контора признала в действиях Познякова не мало нарушений законного порядка и самого Познякова - подлежащим оштрафованию; на место его был послан Вельский землемер прапорщик Степан Кондратов. В 1784 году был составлен правильный план на церковную землю и получен церковью. Для раскрытия всех неправильностей в первоначальном межевании, священник потратил своих денег свыше 83 руб. Но и после законного утверждения отмежеванных земель за церковью священнику Петропавловскому постоянно потом приходилось входить в столкновения с крестьянами по владению этими землями. Не смотря ни на какие побуждения крестьян со стороны Удельного Ведомства к сохранению ими мира с священниками и к исправлению межей, потравы крестьянами церковно-причтовых огородов и покосов не прекращались и в последующее время, при преемниках священника Антония.
Кроме законного укрепления за церковью земельных владений, священник Антоний много потрудился над постройкой Воскресенского храма, о котором было сказано выше. Его большое семейство помогало ему в этом: один его сын Стефан, священник в Шенкурском уезде при Богоявленском Райбальском приходе, пожертвовал в новостроившуюся церковь два колокола на 250 рублей, другой сын его, записанный мещанином в Верховажском посаде, Петр, пожертвовал Евангелие, крытое красным бархатом с серебропозлащенными чеканной работы изображениями Евангелистов, ризу и стихарь атласные. Третий сын - Никита был с 1771 г. дьячком при сей церкви, а четвертый Василий с 1777 г. - пономарем; дочь его Александра была замужем за Верховажским купцом Иваном Персиковым, сын которого Феодор, по одному чудесному видению, много помог в 1850 году своею щедрою жертвою восстановлению самостоятельности Иоанно-Предтеченской церкви Верхопежемского прихода.
5) Александр Никитич Петропавловский - с 1810 по 1845 г.; род. ок. 1788 г., внук предшественника. При этом священнике были составлены в Вологодск. дух. Консистории в 1815 году новые церковные штаты по тем причинам, что в населении епархии произошли к тому времени большие изменения и что не было до тех пор единообразия в установлении штатов: так как "Вологод. епархия, по отделении от нее в 1787 г. некоторых церквей к другим епархиям, увеличена была присоединением к ней от Архангельской епархии города Вельска с уездом и Верховажского посада и всею прежде бывшею Устюжскою епархиею, включавшею города Устюг, Тотьму, Лальск, Никольск, Сольвычегодск, Яренск и Устьсысольск"; (штаты церквей в этих присоединенных уездах составлены были в разных консисториях и не соответствовали, после бывших: в 1782 году 4-й ревизии и в 1784 году разбора священно и церковнослужителей, обстоятельствам времени). Священник Александр Никитич с 22 марта 1817 г. и до 1822 г. был благочинным, после священника Нижнеслободской Феодоровской церкви Михаила Слободского, над десятью церквами кроме своей: Морозовской Покровской, Верхопежемской И.-Предтеченской, Ембской Николаевской, Мужевской Преображенской, Нижнеслободской Феодоровской, Митюковской Ильинской, Вальгской Преображенской, Катромской Богородской, Зубовской Николаевской и Иоанно-Слободской Благовещенской.
6) Василий Александров Петропавловский с 1845 по 1882 г.: род. 1821 г., кончил курс семинарии (о предшественнике его неизвестно, учился ли он где-нибудь) в 1844 г. в первом разряде; 5 июня 1845 г. посвящен был к Пучужской М.-Архангельской ц. Сольвычегодского уезда. С ноября 11-го 1847 г. - при сей церкви; 15 июня 1858 г. награжден наперсным крестом; 18 июля 1882 г. уволен за штат.
7) Амплий Ионов Шейбухов с 1882 г. доселе, зять священника Василия Петропавловского, родом Тотемского уезда сын диакона Спасо-Преображенской Лохотской ц., род. 1 октября 1859 г., кончил курс семинарии в 1880 г. по второму разряду. 14 августа 1880 г. был определен псаломщиком к Тотемской градской Успенской церкви, 18 июня 1882 г. - к сей церкви во священника; 12 февр. 1889 г. был назначен, по распоряжению Епарх. Начальства, к Кубеницкой Христорождественской церкви Кадниковского у.; 29 марта того же года был уволен от места за болезнью; с 25 августа 1889 г. и доселе снова состоит при сей церкви. В 1893 году награжден набедренником. Состоит законоучителем в Олюшинском земском училище.
Примечания
1 Фамилия Петропавловских, по древнему преданию, образовалась после того, как священник Петр Феодорович удалился в Соловецкий монастырь и принял там монашество с именем Павла; дети его стали зваться Петропавловскими.
2 В одном документе церковного архива сказано, что свящ. Антоний Петропавловский был посвящен в 1747 году, но не упомянуто куда.