Православные приходы и
монастыри Севера

Линьков А. Блаженной памяти преподобного Вассиана Тиксненского чудотворца.

12 сентября вологодская церковь местно празднует память преп. Вассиана Тиксненского чудотворца. Наиболее полные сведения об этом преподобном можно найти только в описании его жизни, составленном свящ. (ныне архимандр.) И. Верюжским. В предлагаемых строках, посвященных блаженной памяти препод. Вассиана, я намерен сказать несколько слов о тех местностях, которые в народном предании связываются с событиями жизни преп. Вассиана.

Препод. Вассиан (†12 сент. 1624 г.) родом был из деревни Бурцева Спасо-Преображенского Стрелицкого прихода Тотемского уезда Вологодской губ. Ныне деревни Бурцева в Стрелицком приходе не существует. Есть с таким именем деревня, но не в Стрелицком, а в смежном с ним Николаевском Нутренском приходе; при том это Бурцево называется "Большим". Некоторые полагают, что это именно и есть родина преп. Вассиана, тем более, что эта деревня находится почти на самой границе Стрелицкого и Нутренского приходов. Но тогда является необъяснимым: почему это Бурцево называется Большим? Другой деревни Бурцева вблизи нет. Вероятно, существовало когда-нибудь Малое Бурцево. Действительно, местные жители говорят, что в старину было "Малое" Бурцево, из которого и происходил преп. Вассиан, - что это Малое Бурцево находилось на правом берегу речки Рётчи (один из небольших притоков реки Сухоны), так что оно входило в район Спасо-Преобр. Стрелицкого прихода (р. Рётча служит границей приходов). Предание еще настолько свежо, что даже определенно говорит о количестве домов бывших в Малом Бурцеве, именно было 3 дома. В пользу этого мнения говорит и то обстоятельство, что на правом берегу р. Рётчи исстари существует колодезь, который, по преданию жителей, был вырыт руками самого препод. Вассиана. Неизвестно, когда нарушилось Малое Бурцево. А ныне существующее Большое Бурцево находится на левом берегу р. Рётчи и потому принадлежит к Нутренскому приходу1. Над колодцем преп. Вассиана теперь построена деревянная часовня. В клировой ведомости Стрелицкой церкви об этой часовне свидетельствуется:

"Находится в приходе деревянная часовня во имя преподобного Вассиана Тиксненского Чудотворца, в 7 1/2 верстах от церкви, близ деревни Бурцева. Построена в 1868 году, с разрешения Преосвященнейшего Павла, бывшего Епископа Вологодского и Устюжского. Им же разрешены в эту часовню два крестные хода - один в девятый Пяток (по Пасхе), а другой - в день памяти Преподобного, 12 сентября (Указ о сем Духовной Консистории от 24 мая 1868 года за №4868)."

По рассказам старожилов (из д. Больш. Бурцева), часовня построена по следующему поводу. Жена Кадниковского купца Четверухина (урожденная Бурцева), была слаба зрением (болезнь эту крестьяне называют темной водой) и в болезни раз увидела во сне какого-то старца, который повелел ей построить часовню близ деревни, носящей название фамилии ее отца. Проснувшись на другой день, она рассказала мужу своему о виденном и горячо просила его, чтобы он помог ей исполнить волю явившегося святого мужа. Супруг согласился. И вот с этою целью Четверухина приехала в дер. Большое Бурцево и здесь стала расспрашивать жителей о том, что имело прямое отношение к цели ее прибытия. Убедившись из разговоров с крестьянами, что явившийся ей во сне был не кто иной, как преподоб. Вассиан, она тотчас же приступила к постройке часовни над колодцем преподобного. Постройка производилась под руководством всем известного в том крае крестьянина Борзенина. После постройки часовни Четверухина, как говорят старожилы, стала лучше видеть. Часовня построена на каменном фундаменте; высота ее около 4 сажен, ширина - 2 1/2 саж., длина такая же. Снаружи часовня окрашена красной краской, а внутри - синей. Внутренне убранство часовни вполне приличное: вся передняя стена уставлена иконами, а посреди икон устроены как бы царские врата. На других стенах есть тоже иконы и кроме того, развешены различные священные картины. Из икон особенно замечательны: 1) икона четырех Тотемских чудотворцев: Федосия, Максима, Андрея и Вассиана и 2) икона преп. Вассиана; обе иконы в киотах; письмо старинное; пред этими иконами висят небольшие паникадила. По средине часовни находится и колодец препод. Вассиана. Этот колодец (круглый) имеет глубины не более 2 саж., шириною 1 1/2 арш.; вода в нем холодная, вероятно ключевая. Свет в часовню проникает через 4 окна с железными решетками. Кругом часовня обнесена деревянной оградой; в ограде посажены маленькие деревца и кустарники (яблонь, клен, калина, смородина) и садовые цветы. В 15 саж. от часовни построен небольшой деревянный домик, где живет сторож2. Определенного жалованья сторожу нет, он пользуется только сбором хлеба с жителей Стрелицкого прихода.

Часовня находится на расстоянии 1/4 версты от почтового Устюжского тракта. При дороге поставлен каменный столб, в котором вделаны образ преподобного Вассиана и кружка для пожертвований на украшение часовни. Много богомольцев и не только из Вологодской, но и из других соседних губерний (Костромской, Вятской), заходят в эту часовню помолиться преподоб. Вассиану и испить холодной ключевой воды из его колодца, при этом приносят обильные жертвы, доставляющие довольно большой доход местному причту3.

Сколько лет провел преп. Вассиан в дер. М. Бурцево, - определенно неизвестно. Еще в молодости у него проявилась наклонность к тихой монашеской жизни. Однако не сразу преподобный ушел в монастырь. Он знал, как трудна монашеская жизнь, особенно того времени, и потому постарался сначала достойно приготовить себя к этому подвигу спасения. Тем временем, по настоятельной просьбе своих родителей, он женился и имел двух сыновей. Но когда родители его померли, он окончательно решился оставить жену и детей, дабы послужить Господу. В темную ночь он оставил свой семейный очаг и отправился в Тотемский Спасо-Суморин монастырь. Здесь он вскоре был пострижен в монашество настоятелем монастыря Ферапонтом. Но душа преподобного искала совершенного уединения. Таким местом для своих духовных подвигов преп. Вассиан избрал волость Тиксну, куда он прибыл, как полагают, в 1594 году. "Тиксна" находится в 50 верстах от уездного города Тотьмы (Волог. губ.)4.

Во времена препод. Вассиана (300 лет тому назад) Тиксна была уже довольно населенным местечком и имела свою приходскую церковь во имя Спаса-Преображения, как и ныне.

В настоящее время приход Тиксненский занимает пространство в 50 кв. верст, с населением около 3,000 человек по последней всеобщей переписи, в 22 деревнях. Жители все русские и православного вероисповедания. Местность холмистая и довольно красивая; кругом на 20 верст окружена болотами и лесами. Население Тиксны довольно зажиточное. Приход лежит на большом трактовом пути, соединяющем г. Тотьму с губернским г. Вологдой. Кроме того, в 7 верстах от прихода протекает судоходная река Сухона, по которой ежегодно крестьяне сплавляют множество леса в г. Вологду. Зимой крестьяне находят большой заработок в извозах. В приходе имеется один дегтярный завод, тоже немало дающий заработков крестьянам, особенно в весеннее время. Существует затем на Тиксне несколько и маслодельных заводов. Обилие сенокосной земли и хороших пастбищ позволяет здесь крестьянам иметь по нескольку коров и лошадей. Некоторые крестьяне на молоке выручают даже по 10-20 рублей в месяц. Отхожие промыслы не развиты. При церкви имеется земская народная школа, а в деревне Федоровской - церковно-приходская. Всех учащихся в школах ежегодно бывает до 100 человек. Сверх того, ныне учреждена при волостном правлении народная библиотека с читальнею, так что развитие образования в крае можно считать обеспеченным. В окрестных приходах Тиксненские жители слывут за народ тихий, кроткий и религиозный. Приходская церковь каждый праздник бывает полна народом. В 6 деревнях5, наиболее отдаленных от приходского храма, издавна существуют часовни, из которых первое место, по богатству и украшению, занимает Фоминская часовня, построенная около 1880 г. жителями этой деревни при главном вспомоществовании крестьянина Василия Александрова Пестова. Часовня деревянная, 4 сажени в квадрате, пятикупольная, построена в честь свв. мчч. Флора и Лавра; снаружи опушена тесом, окрашенным в белую краску; крыша - железная; кругом обнесена деревянной оградой. Внутри часовни находится великолепный иконостас, стоимостью свыше 500 руб.; в числе икон находится икона препод. Вассиана. При часовне имеется почти вся церковная утварь, необходимая для отправления всенощных бдений, которые здесь совершаются на каждый праздник в зимнее время и летом 17 Августа (канун памяти мчч. Флора и Лавра). 18 Августа в часовню бывает крестный ход, при чем совершается водосвятный молебен. К службе в часовню ходят не только жители деревни Фоминского, но и некоторых других приходских деревень, напр. Горбенцова, Тетеревихи и др.

Препод. Вассиан на Тиксне пользуется очень большим почитанием. В 20 саженях от Преображенского храма, на месте его кельи, где он подвизался и скончался, стоит ныне каменная церковь его имени, в которой находится роскошная рака с его святыми мощами (под спудом). При гробе угодника Божия сразу же после его кончины стали совершаться чудеса, да и теперь их немало совершается хотя о них и нет записей. Во всех общественных и семейных несчастиях и бедствиях местные жители прежде всего обращаются с молитвой к их заступнику и помощнику - преп. Вассиану.

В Тиксненском погосте одна старушка лет 70 Марья Никитишна Тряничкова даже удостоилась однажды чудесного видения преподобного. Вот что она рассказывает: "это было лет 15 тому назад. Жила я тогда в келье со старушкой Парасковьей Егоровной Кореневой, теперь уже умершей. Видение было на четверт. неделе великого поста в ночь с пятницы на субботу. Ночь была ясная, лунная. Я говела. В келье у нас кроме меня и Праск. Егоровны, на этот раз ночевали еще 15 девочек, бывших на исповеди; идти им в свои деревни было поздно да и неблизко. Кроме того к нам обещался придти ночевать еще один из наших знакомых крестьянин Арсений. Он тоже говел. Помолившись Богу и пр. Вассиану, я вышла на крыльцо посмотреть не идет ли Арсений. Вышла, смотрю, от церкви идет кто-то. Думаю: слава Богу, это никак Арсений. Когда он стал подходить ближе, то я уже ясно могла различить, что это был не тот, кого я ожидала. Затем, увидев в руках этого незнакомца кадило, я испугалась и бросилась в келью, где тотчас же разбудила Прасковью Егоровну. Обе мы подошли к окну. Незнакомый с кадилом поравнялся с нашим окном. Теперь мы обе хорошо рассмотрели, кто это был. Преподоб. Вассиан кадил на все четыре стороны; слов, которые при этом произносил преподобный, мы не могли расслышать. Когда же он миновал наше окно, мы решили понаблюдать за ним, куда он пойдет. Одевшись наскоро, мы вышли из кельи. Преподобный подошел к "святому озеру" и здесь скрылся. Целый месяц после сего видения около нашей кельи было приятное благоухание. Явившийся пр. Вассиан был очень похож на того, каким он обыкновенно пишется на иконах".

Упоминаемое в этом рассказе "Святое озеро" находится в расстоянии четверти версты от приходской деревни Семенкова. Местность, в которой лежит озеро, очень живописна. Кругом со всех четырех сторон высятся холмы, так что озеро находится как будто в небольшой котловине. Неподалеку от озера стоит приходская Тиксненская церковь; с южной стороны озеро окаймляет река Тиксна со своими живописными высокими берегами. На скатах гор расположены нивы и селения местных жителей. Пространство, занимаемое св. озером, не превышает 45 кв. саж., глубина его - около 105 футов. Народная же молва считает св. озеро "морской пучиной, не имеющей дна". В старину озеро было больше; теперь оно постепенно затягивается мохом. Вода в озере - необыкновенно чистая, прозрачная и весьма приятная на вкус. На дне его находится большой пористый слой "фаты" (местное название торфа). Рыбы в озере много, но ловля редко увенчивается успехом. Рыба - щука, карась, окунь, сорога, налим и др. На вопрос, почему рыба не ловится, мужички обыкновенно отвечают, что "так угодно Богу и преп. Вассиану". По преданию местных жителей, преп. Вассиан в св. озере купался в летние жаркие дни. Вероятно, сюда преподобный ходил для того, чтобы предаваться уединенной молитве, как в месте наиболее глухом и уединенном от жилья. В старину кругом озера стоял дремучий лес. И теперь еще вся юго-западная сторона озера покрыта частым ельником и березником. В саженях в 10 от св. озера лет 30 тому назад устроена часовня в честь препод. Вассиана. Часовня - деревянная на каменном фундаменте, снаружи выкрашена красной краской. При постройке часовни опасались, что слабый грунт земли не сдержит фундамента и часовни, но вот уже прошло 30 лет, и часовня стоит благополучно. Высота часовни - 3 1/2 саж., ширина 2 саж. 2 арш., длина такая же. При входе в часовню богомольца прежде всего поражает бедная обстановка. Стены голые, икон всего 8 (пядничные), и те старинные, так что с трудом только можно различить лики святых. Одна только икона преп. Феодосия Тотемского чудотворца и преп. Вассиана Тиксненского находится еще в довольно приличном виде. Сооружения, происходящие в приходском храме, не дозволяют пока заняться украшением часовни; да, кроме того, недостаток средств не мало затрудняет дело. Полезно было бы поставить в часовне прочно укрепленную кружку, в которую усердствующие могли бы опускать свои пожертвования.

От часовни к св. озеру идет деревянный помост, в конце которого устроен колодчик, откуда богомольцы берут святую водицу. Здесь же ежегодно 12 сентября (день памяти преп. Вассиана) совершается водосвятный молебен. Местные крестьяне глубоко почитают св. озеро. Весной, когда сходит с земли снег и поля начинают обсыхать, крестьяне не ранее решаются начинать пашню, как уже весь лед на св. озере растает. "Если же кто и начнет пахать ранее", говорят жители, "то все равно - пр. Вассиан отобьет от работы того мужичка или дождем или снегом."

Верстах в полутора от св. озера, по правую сторону реки Тиксны (в 100 саж. от берега), находится холодный ключ, называемый святым. Ключ этот бьет из земли на пол-аршина вверх. Здесь, по преданию жителей, пр. Вассиан умывался. Место здесь красивое и глухое; очень может быть, что преподобный и сюда ходил для своих молитвенных размышлений. Говорят, что вода этого ключа имеет целебное свойство; она хорошо пользует от головной боли, а иногда и от других внутренних болезней. Местные жители в память о полученных исцелениях оставляют на зубцах деревянной ограды, построенной вокруг ключа, различные одежды (рубашки, шарфы, шапки, платки и др.). Богомольцы и паломники, проходящие по приходу Тиксненскому, всегда считают долгом зайти к св. озеру умыться его водою, помолиться в часовне пр. Вассиану и взять с собой холодной воды из св. ключа.

Примечания

1 По последней переписи в деревне Большом Бурцеве 10 жилых домов, населения - 36 м. и 32 ж.

2 Сторожем в настоящее время состоит отставной квартирмейстер 8 пажеского корпуса Иван Курышев, участник последней русско-турецкой войны (1877-1878 г.г.) и очевидец события 1-го марта 1881 года. Когда второй злодейский снаряд страшно ранил Царя-Освободителя, то этот Иван Курышев прикрыл своим платком обнаженную главу умирающего Государя. (См. Газ. Гатцука за март 1881 года).

3 В 1898 году часовне исполнится 30 лет. Теперь она от времени пришла в ветхость и потому требует значительного ремонта. Местным крестьянам очень желательно построить, вместо деревянной, каменную часовню. Мысль эта находит сочувственный отклик и в среде местного образованного общества.

4 Название "Тиксна" показывает, что тут было некогда чудское (финское) поселение. В преданиях местных жителей до сих пор не исчезла память о "чуди белоглазой". Наприм., в одном предании рассказывается, что однажды крестьяне стали ловить рыбу в реке Тафте, но вместо рыбы поймали "белоглазого" человека. Мужички стали спрашивать: кто он такой и откуда? "Белоглаз" же заговорил с ними на таком языке, которого никто не мог понять. Крестьяне решили приставить его к работе на мельнице. Заметив потом, что на "белоглазе" нет креста, жители вознамерились его окрестить. Но "белоглаз", узнав как-то о решении их, исчез неизвестно куда.

5 Деревни эти следующие: Фоминское, Маныловица, Топориха, Залесье, Верхотино и Быково (Чертуголье тож).

Источник

Прибавления к Вологодским епархиальным ведомостям. 1897 г., №19, с. 400-407.