Православные приходы и
монастыри Севера

Спасоприлуцкий приход

На месте нынешнего Спасоприлуцкого прихода, расположенного по правому берегу р. Сев[ерной] Двины в 57 верстах выше г. Архангельска и в 7 вер. от ближайшего Коскогорского прихода, до 1764 года находился Спасский Козеручьевский общежительный мужской монастырь, бывший сначала самостоятельным, а потом приписным к архиерейскому дому. Основателем его был некто инок Иоасаф, родом свирянин и постриженник пустыни преп. Александра Свирского, пришедший на это место 25 марта 1617 года. Здесь означенный инок выпросил у царя и великого князя Михаила Феодоровича в Курейской волости столько места, сколько потребно для кельи и церкви, поставил келью и по благословению Ионы, митрополита Сарского и Подонского, устроил первый деревянный храм во имя Нерукотворенного образа Христа Спасителя с приделом в честь Александра Свирского, освящённый 24 сентября 1618 г.

Преемник Иоасафа с 28 ноября 1637 года старец Иосиф, получив в том же году от царя и великого князя Михаила Феодоровича по отце его Святейшем Патриархе Филарете Никитиче 50 рублёв жалованья, по благословению Патрираха Московского Иоасафа I, вместо старого храма построил в 1640 г. новый с приделом Знамения Пресвятой Богородицы. По смерти Иосифа (25 марта 1657 г.) строителем монастыря был старец Тихон, при котором 8 мая 1666 года церковь сгорела, и приступлено было 1 июня 1670 года к постройке нынешней каменной пятиглавой церкви во имя Нерукотворенного Спаса с приделом по южную сторону во имя мученика Христофора, освящённый 7 мая 1674 г. При Преосвященном Варсонофии (год в точности неизвестен) эта церковь из пятиглавой переделана в одноглавую, при чём кирпич из четырёх разобранных глав употреблён на устройство другого придела с северной стороны в честь Тихвинской иконы Божией Матери, а самый монастырь приписан был к архиерейскому дому и сделался летней резиденцией епархиальных архиереев. Поэтому на юго-восток от церкви устроены были архиерейские каменные одноэтажные келлии, на северо-восток для симметрии с первыми каменные службы, на запад каменные келлии для братии, а посреди их колокольня. В таком виде этот монастырь существовал до 1764 года, когда он был упразднён и обращён в приходскую церковь, при чём монашествующая братия переведена была в Михаило-Архангельский монастырь, лучшие церковные принадлежности были розданы по церквям гор. Архангельска, келлии обращены в квартиры для причта новоустроенного прихода, но в недавнее время были проданы за ветхостью на снос для устройства каменной ограды вокруг церкви Ступинского прихода. Каменная колокольня в 1890 году июля 12 от ветхости разрушилась; на построение новой в распоряжении причта пока нет достаточных средств, кроме 600 рублей, собранных стараниями нынешнего священника. Церковь же и по настоящее время стенами тверда, особенно после ремонта её в 1893 году на средства благотворителей, собранные священником.

С внешней стороны она представляет собой четырёхугольный ящик с железной крышей на 4 ската и одной главой. В ней два престола: в холодном храме во имя Нерукотворенного образа Христа Спасителя, и в тёплом - придельном во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Из достопримечательностей в храме можно обратить внимание на напрестольный осмиконечный серебряный под золотом, весом 1 фунт 42 золотника, св. крест с мощами разных святых, названных на особой серебряной пластине с задней стороны, пожертвованный в 1668 году в Козеручьевский монастырь окольничим Иваном Богдановым Милославским. Утварью, ризницей и особенно книгами богослужебными церковь не бедствует и располагает капиталом в 400 рублей.

Причт, состоящий из священника и псаломщика, владеет пахотной землёй в количестве 2 десят. 3020 саж. и сенокосной ("Поповское") - 11 десят. 1080 сажен, дающей до 70 руб. в год, пользуется % с капитала в 200 рублей, получает жалованья: священник 296 руб. 60 коп. и псаломщик 51 руб. и дохода за требоисправление до 65 рублей в год. Для помещения его устроены обществом два дома со службами: священнический в 1873 году и исправлен в 1893 году и для псаломщика в 1887 году.

С 1891 года открыта школа грамоты, помещающаяся в священническом доме и снабжённая учебными пособиями от епархиального Училищного совета. На содержание её средств не имеется. Обучением занимается местный священник безвозмездно. Учащихся к 1 янв. 1894 года состояло 1 мальчик и 3 девочки.

К церкви Спасоприлуцкого прихода приписана часовня в Рембульской деревне во имя великомученика Георгия Победоносца, первоначально устроенная крестьянами этой деревни в 1718 году, заменённая новой в 1838 г., которая была перенесена на другое место и исправлена и которую указом консистории от 3 июня 1892 года за №4337 предложено обратить в тёплую однопрестольную церковь во имя великомученика Георгия.

Прихожан к 1 янв. 1894 года состояло 347 душ муж. пола и 420 жен. пола, живущих в 7-ми деревнях не далее 6 вёрст от приходской церкви при беспрепятственном сообщении с нею.

[Список священнослужителей, причт]


Извлечено свящ. Смирновым из описания местного священника П. Павловского и из клировых ведомостей за 1893 г.

Источник

Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 1 - Архангельск, 1895. - С. 184-187.