Православные приходы и
монастыри Севера

Смотрите также

Лисестровский приход

Лисестровский приход

Лисестровский приход расположен на острове того же имени р. Северной Двины и по обеим берегам её, в соседстве с г. Архангельском и приходами: Уемским, Ширшемским и Заостровским. В состав его входит 28 деревень; из них 19 находятся на острове, три на левом берегу р. Двины, четыре на правом и одна Холмовская с Лахотским выселком при Холмовском озере.

О времени образования прихода сведений положительных нет; но из грамоты царя и великого князя Феодора Иоанновича за приписью дьяка Дмитриева по челобитной Лисестровской волости Воскресенского церковного старосты Гришки Морозова, писанной на Москве 1597 г. марта 23 дня, видно, что в то время приход Лисестровский уже существовал. В грамоте той значится между прочим: "что де в писцовых книгах князя Василия Звенигородского с товарищи 95 г. сказано: в Лисестровской волости деревни церковныя Воскресения Христова, что на погосте"... и проч., из чего следует, что в приходе была и церковь во имя Воскресения Христова. О времени же построения этой церкви документальных сведений не сохранилось, по причине частых пожаров, в конце истреблявших деревянные храмы; сохранились же сведения о преждебывших церквах только начиная с XVII в. Именно из грамоты Кирилла, митрополита Ростовского, писанной в Москве 1616 г. февраля 13 дня, в ответе на личную просьбу "Двинскаго уезда, Лисестровской волости церковнаго прикащика Михаила Родионова", видно, что в селе Лисестрове существовал храм - во имя Иоанна Богослова, сгоревший в этом году. Вместо него вышесказанной грамотой дозволялось построить новый храм во имя того же св. апостола и повелевалось освятить его "попу Алексию с диаконом".

Но вскоре и второй Иоанно-Богословский храм, равно как и Воскресенский сгорели от молнии в один день, как видно из грамоты Киприана митрополита Новгородского от 11 янв. 1630 г., за скрепою дьяка Юрия Карпова, на имя лисестровского попа Алексия Федорова, в которой сказано: "по челобитью де церковнаго вашего прикащика Степанка Андреева Антрушина и всех крестьян на место погорелых в прошлых годах у вас храмов Воскресения Христова и Иоанна Богослова в один день, благословили мы построить храм Воскресения Христова с приделом св. Пятницы, который и асвятить тебе попу". Но и этот храм, просуществовав около 10 лет, сгорел от молнии же в 1640 г. июня 21 дня. Тогда вместо погоревшего Воскресенского храма был устроен Иоанно-Богословский третий, который, Божией милостью, существует до настоящего времени. Но несколько позднее, по грамоте Никона, митрополита Новгородского, данной 1649 г. 27 июля, за скрепою того же дьяка Карпова, в Холмогорский уезд Лисестровскому воскресенскому попу Антонию Тарасьеву, по прошению церковного старосты Савелия Перфильева, дано благословение на построение вновь храма Воскресения Христова с приделами при нём во имя Живоначальной Троицы и великомученицы Параскевы - Пятницы, каковой храм и освящён был попом Антонием Тарасьевым. Но к концу столетнего существования вследствие неосторожности пономаря Андрея Яшнева, оставившего непогашенную свечу в храме после вечерни 29 дня августа 1747 г., вышеупомянутый храм, по сохранившемуся преданию, "прекраснейший и великолепнейший по всей Двине", сгорел со всем имуществом и украшением. На месте сгоревшего храма, по благословенной грамоте архиепископа Варсонофия от 22 мая 1756 г., был воздвигнут новый Воскресенский же (четвёртый) с теми же приделами и освящён по благословению епископа Иоасафа. Этот храм просуществовал 106 лет и 3-го мая 1869 г. вместе со стоявшей при нём колокольней сгорел от молнии же и не возобновлялся уже.

Таким образом, в настоящее время в Лисестровском приходе одна деревянная приходская церковь во имя св. апостола Иоанна Богослова с придельными в трапезе храмами - по южную сторону в честь иконы Тихвинской Божией Матери и по северную - во имя святителя Николая Чудотворца. Построена церковь около 1640 г., освящена по благословению Афония, митрополита Новаграда, в 1641 г. октября 28 дня. В 1855 г. церковь эта была несколько увеличена пристройкой к алтарю ризничной и пономарни и заново ремонтирована на церквные суммы в количестве 1557 руб. 70 коп.; в 1857 г. устроен был новый иконостас, и Иоанно-Богословский храм вновь освящён 16 ноября 1858 г. ректором семинарии архимандритом Серафимом. Этот иконостас вновь ремонтирован был в 1891 г. на пожертвованную умершим прихожанином крестьянином Николаем Тестовым сумму в 530 руб. с прибавкой 165 р. 50 коп. из церковных сумм. Этот ремонт был вызван значительными повреждениями от весеннего водоразлития в 1881 и 1887 г.г., когда вода в церкви стояла на 1 1/2 арш. выше пола. По исправлении всех повреждений храм был вновь освящён 20 янв. 1892 г., равно как и Никольский придел - 19 янв.

Придельные тёплые храмы устроены в 1839 и 1840 г.г. - в честь Тихвинский иконы Божией Матери своеприходскими крестьянами Любовской дер. Дроздовыми, а во имя св. Николая Чудотворца кр[естьянами] той же деревни Иваном Шехновым и Виктором Степан[овичем] Пярьковым. В одной связи с церковным зданием над папертью находится колокольня, устроенная в 1870 г., вместо сгоревшей в 1869 г.

[Описание внешнего и внутреннего вида церкви, имущество и содержание церкви и причта]

Для обучения детей с 1848 г. существует одноклассное сельское училище с 4 отделениями, в котором в 1893 г. обучалось 100 детей, что составляет только 26% всего числа детей в приходе школьного возраста. Поэтому весьма радостным явлением в жизни прихода было открытие 5-го декабря 1893 г. церковно-приходской школы в селении Варавинском. Школа эта содержится на средства (от 300 до 500 р. в год) архангельского 1-й гильдии купца Александра Иванова Жильцова, приобретшего на свои средства для неё и помещение, и находится в ведении Архангельского комитета Православного Миссионерского общества. [...]

Прихожане Лисестровской церкви состоят из крестьян, коих м.п. 1606, ж.п. 1820; из них раскольников - беспоповцев Филипповской и Аароновской сект, живущих совместно с православными, м.п. 43, ж.п. 59. Прихожане живут в 28 селениях, отстоящих от приходской церкви от 1/2 в. до 10 вёрст; сообщению с некоторыми из этих селений препятствует р. Сев. Двина, особенно при ледоплаве.

[Причт]

Приписная церковь

Кроме вышеписанной приходской церкви в приходе есть ещё приписная во имя св. ап[остолов] Петра и Павла в Холмовском селении, находящемся на острове Холмовского озера в 10 вер[стах] от приходской церкви и в 8 вер. от ближайшего Исакогорского селения. Эта церковь устроена и освящена 3-го апреля 1894 г. местным благочиннымсвященником Прокопием Ивановым соборне с другими. Иконостас этой церкви без икон взят из Сретенского придела Заостровской церкви. Особенное усердие при устройстве её оказали крестьяне Пётр Пунцев, пожертвовавший 300 р., Василий Кузнецов - 200 р. и мирское общество - 300 руб. Храмовая икона, принесённая, по преданию, во времена Иоанна Грозного каким-то священником из Новгорода, пользуется особенным почитанием и привлекает к себе множество богомольцев 29-го июня. Эта церковь не первая в Холмовском селении. О существовании же первой церкви упоминается в писцовых книгах за 1553 и последующие годы; при том говорится о ней, как уже весьма древней, существовавшей около двухсот лет, оставшейся в 1553 г. (7061 г.) без пения; начало же пению в ней уже в то время "не обретено". Кем она основана, хорошо не известно. Только, по преданию старожилов, записанному в 1553 г., "глаголено, яко из начала при той церкви священник нарочно проживал для божественной службы, пришедший из области Новаграда и принесший ныне видимо сияющие св. местные образа".

Эта церковь к началу 18 стол[етия] настолько обветшала, что была заменена, по благословению Архангелогородского архиепископа Германа (со 2-го мая 1731 г. по 25 июня 1735 г.), новой, сущствовавшей до 1868 г., когда усердием лисестровских крестьян Александра Яковлева Казакова и Ивана Шехнова была устроена опять новая, сгоревшая от молнии 18-го июля 1889 г. Вблизи приписной церкви, на берегу того же Холмовского озера, имеются две моленных в Малолахотском раскольническом скиту для раскольников, и в Лахотском выселке единоверческая, существующие исстари, при коих проживают, кроме небольшого числа местных крестьян с Холмовского селения, пришлые из разных мест раскольники.


Составлено местными священниками Н. Дьячковым и П. Ивановым и редактировано свящ. Смирновым.

Источник

Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 1 - Архангельск, 1894. - С. 169-174.

Смотрите также

Лисестровский приход