Православные приходы и
монастыри Севера

Смотрите также

Залывский приход

Залывский приход

Залывский приход расположен по западному берегу Куростровского острова и находится в 78 верст. от г. Архангельска, в 7 вер. от г. Холмогор и трёх верстах от ближайших Куростровского и Ровдогорского приходов. В состав его входит шесть деревень, отстоящих от двух приходских церквей не далее двух вёрст при беспрепятственном сообщении с ними. В них к 1 янв. 1894 г. жителей было 128 м. п. и 158 ж.п. В настоящее время в приходе две деревянных церкви: Успенская и Входоиерусалимская. Первой из них предшествовали четыре церкви того же наименования, бывшие от основания прихода, а второй - одна.

Первая Успенская церковь устроена, вероятно, в 1505 г.* Долго ли эта церковь существовала, показания памятной книги нескольуо разноречивы: по одному известию она разобрана была за ветхостью в 1595 г. и вместо неё в том же 1595 г. и на том же месте устроена была новая; по другому же, более определённому и документальному, вероятно она существовала до начала XVII века. Вторая церковь, частью за ветхостью прежней, а ещё более в воспоминание об избавлении от литовских людей, приходивших в 1619 г. на Московское государство, начата постройкой в 20-х годах 17 стол. на новом месте по благословенной грамоте патриарха Филарета от 26-го сент. 1620 г., данной на имя попа Константина из Залывья да церковного старосты Варфоломея Павлова и всех крестьян Куростровской волости, писавших патриарху: "в прошлом де в 127 г. (т.е. в 1619 г.) приходили де на Московское государство Литовские люди и они де боялись от Литовских людей войны и выменили образ Пречистыя Богородицы и Честнаго ея Успения и обрекли новый храм воздвигнути на новом месте на Государственной порожней земли на лугу во имя Успения Пресвятыя Богородицы, на том де месте прежде сего храм не бывал да и в Митрополии и в Архиепископии то место низакоими митрополитами не бывало и в книгах нигде не написано". Вместе с благословением на устройство этой церкви, патриархом дано распоряжение "тое бы церковь быти в нашем патриаршестве".

Вторая Успенская церковь к 1665-му г. обветшала и была заменена новой, построенной по грамоте Павла, митр. Сарского и Подонского, от 20 янв. 1665 г. Третья - сгорела в 1693 г. 2-го янв. Вместо неё построена была и 3 дек. 1697 г. освящена четвёртая, сделавшаяся опять жертвой огня 14 сент. 1742 г. Вместо четвёртой сгоревшей устроена была пятая, существующая до настоящего времени тёплая Успенская с трапезой церковь об одной шатровой главе и освящена ключарём Холмогорского Преображенского собора иереем Козмой при священнике Залывского прихода Иване Александрове, по грамоте архиеп. Варсонофия от 19 дек. 1747 г. Но и эта церковь двукратно подвергалась опасности от пожара: в первый раз в 1775 г. сгорели три местных образа и на половину обгорели образа апостолов и пророков, во второй раз июня 14 дня 1818 г. "от Божией милости" отгорела глава до шеи и опалило местный образ "Собор Пресвят. Богородицы". Эта церковь в 1843 г. была перекрыта усердием купеческой вдовы Евдокии Степановой Жеребцовой, в 1854 г. обшита тёсом и поставлена на каменном фундаменте; тогда же сделан был новый иконостас и освящён 18 ноября. Всё это было сделано старанием священника Василия Шилова (бывшего ранее протодиаконом), собравшего достаточную для этих работ сумму среди купцов г. Архангельска и отчасти от прихожан. Иконостас, устроенный в 1854 г., был опять исправлен и поновлён одновременно с устройством Входоиерусалимской церкви.

Нынешняя Входоиерусалимская церковь уже вторая со времени образования прихода. Первая же начата была постройкой по благословенной грамоте патр[иарха] Никона от 5-го марта 1653 г. К 70-м годам нынешнего столетия эта церковь пришла в совершенную ветхость и грозила сверх того падением, так как занимаемый ею берег ежегодно подмывался весенней водой. Поэтому, согласно прошению причта и прихожан, дозволено было указом Арханг[ельской] конс[истории] от 23 июля 1874 г. за №4993 этот ветхий храм перенести на новое безопасное от разлива весенней воды место. Постройка этого храма, начатая 3 апр. 1875 г., окончена в конце этого года, причём в новоустроенный храм были помещены многие иконы из старого, предварительно поновлённые. Вся перестройка этого храма обошлась в 1200 р. Освящение его, по благословению Преосвящ. Ювеналия, совершил 11 июля 1876 г. местный благочинный свящ. Иоанн Ульяновский. Затем этот храм был внутри и снаружи был украшен в 1885 г. на средства ухтостровского крестьянина Иродиона Григорьева Ермолина, который в 1884 г. пожертвовал свящ. сосуды и кадило сребропозлащенные. При церквах Залывского прихода в 1813 г. на кошельковую сумму устроена колокольня при священнике Назарии Ильине.

Утварью и ризницей обе церкви не богаты. Некоторые из предметов церковной утвари были пожертвованы разными лицами. Так, в 1805 г. крестьянином Матвеем Бурым в числе многих других предметов пожертвован был напрестольный сребропозлащённый крест; в 1864 г. от неизвестного поступило напрестольное Евангелие в 4-ю л. с сребропозлащёнными изображениями Воскресения Господня и 4-х евангелистов; в 1876 г. от бывшего залывского священника Косьмы Артемьева Иовлева, поступившего в монашество с именем Ювеналий и скончавшегося в апр. 1893 г. в сане архимандрита и настоятеля Михаило-Архангельского монастыря, был пожертвован прибор сребропозлащённых сосудов весом 1 ф. 82 зол., 700 р. денег на устройство Входиерусалимской церкви и на расходы при её освящении, пять икон с серебр. украшениями, священническое облачение; кроме того, на его счёт окрашена была Успенская церковь.

Во владении церкви имеются два пахотных поля и небольшой сенокосный участок, отданные на 10 лет с 1888 г. в аренду за ежегодную плату в количестве 30 р. 75 к. Церковный капитал заключается в одном билете на 100 р., пожертвованный покойным Михаило-Архангельским архимандритом Ювеналием.

Причт, состоящий из священника и псаломщика, имеет 7 десятин пахотной и сенокосной земли, неприкосновенный капитал в 100 р. в двух билетах, получает жалованья 150 р. и дохода до 15 р.

В приходе с 1-го октября 1893 г. существует школа грамоты, помещающаяся в церковной трапезе. Учителем и законоучителем её состоит местный священник безвозмездно. Учащихся в 1893/4 уч. г. было 5 мальч. и 7 девочек.

[Причт]


Составлено свящ. Смирновым при пособии Памятной кн. и клировых ведомостей за 1893 г.

Примечание

* См. пам. кн. л. 2 на обор.; причём надо полагать, что содержащееся в этой выписке указание на устройство этой ц. в 1013 г., как первоначально было написано, или в 1613 г., как кем-то поправлено, ошибочно: вернее читать 7013 г., т.е. 1505 г., с чем будут более согласоваться и дальнейшие замечания об этой ц., что она в 1595 г. обветшала и в 1620 г. вместо неё устроена новая.

Источник

Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 1 - Архангельск, 1894. - С. 271-274.

Смотрите также

Залывский приход