Смотрите также
Кегостровский приход
Кегостровский приход расположен на небольшом низменном и ровном острове того же имени, лежащем посредине р. Двины против самого города Архангельска. Остров этот, образовавшийся, вероятно, из наносного песка, с трёх сторон (восточной, западной и южной) окружён р. Двиной и с одной (северной) рекой Андреяновкой, отделяющей Кегостровский приход от Вознесенского, и редкий год не покрывается водой во время весеннего ледоплава. С каждым годом этот остров уменьшается, так как песчаные и низменные берега его весной при вскрытии рек, а также летом и осенью при сильных ветрах и бурях подмываются и осыпаются, вследствие чего расстояние между городом и островом увеличивается. Во времена Петра Великого, по преданию, расстояние между ними было не более 150 саж., так что, говорят, можно было перебросить церковные ключи с Кегостровского берега на Архангельский; даже в 60-х г. нынешнего столетия этот остров находился от города не далее одной версты, тогда как теперь считают две версты.
Когда появилось первое население этого острова, неизвестно; известно только, что в начале XV столетия он был уже заселён и в 1419 г. подвергся нападению норвежской вольницы. Когда и при каких условиях устроена была здесь первая церковь, сказать трудно, за неимением положительных данных. Только на нынешней колокольне имеются два колокола - один 1604 г. и другой 1638 г. Если они слиты были для Кегостровской церкви, то - значит - она существовала уже в начале XVII в., хотя ничего нельзя сказать, первая ли это церковь на острове. Предание народное говорит только, что на Кегостровском острове с давних времён построена была деревянная церковь во имя св. пророка Илии с приделом священномученика Власия, сгоревшая до основания в 1749 г. Эта церковь находилась не на том месте, где стоит нынешняя, но значительно ближе к городу на северо-восток; первоначальное же место ныне покрыто Двиной и от него до нашего времени осталось только название одной местности "Старый Кегостров", в котором в 20-х г.г. нынешнего столетия было ещё 22 двора, а ныне только один полуразвалившийся дом. Вместо сгоревшей на том же месте в 1754 г. была построена новая (вторая) церковь во имя тех же святых при священнике Стефане Григорьеве, но и эта церковь в скором времени сгорела и была заменена новой (третьей) построенной на том же месте в 1796 г. при помощи вологодского купца Николая Митрополова, пожертвовавшего значительное количество лиственничного леса, и по усердию прихожан. Власьевский престол этого храма был освящён Преосвященным Вениамином в 1796 г., Ильинский - епископом Аполлосом в 1799 году.
Эта церковь, ежегодно подмываемая Двиной, в 1807 г. перенесена на ныне занимаемое ею место, отстоящее от Старого Кегострова на одну версту вглубь острова и от Никольского устья на несколько саженей. Церковь эта одноэтажная, крестообразная, с пятью шатровыми главами над главным холодным храмом и двумя над придельными - тёплыми; главы завершаются деревянными восьмиконечными крестами; снаружи церковь обшита тёсом и окрашена в последний раз в 1893 году. В ней три престола: в главном храме Ильинский освящён по перенесении церкви в 1807 г. епископом Евлампием. Трёхъярусный столярный иконостас этого храма в 1877 г. был вновь перестроен, возобновлён и окрашен на средства крестьянина приходского Димитрия Васильева Беляева и опять освящён ректором Арханг. семинарии архимандритом Донатом 25 сентября 1877 г. Власьевский престол в придельном храме, устроенном сначала в одном отделении с Ильинским, освящён 11 февраля 1821 г. Сийским архимандритом Вениамином. В 1873 г., по усердию того же крестьянина Беляева и архангельского купца Михаила В. Телятьева, этот придел из холодного отделения перенесён был в трапезу (с северной стороны) и вновь освящён 22 июля того же года ключарём кафедрального собора священником Павлом Синцовым. Кроме Власьевского на противоположной (южной) стороне трапезы находится другой придельный храм - Никольский, устроенный в 1811 г. и тогда же освящённый священником кафедрального собора Козьмой Молчановым. Иконостас этого храма был возобновлён в последний раз в 1845 г. по усердию прихожан и московского гражданина Александра Андреевича Корзинина, пожертвовавшего на этот предмет 45 рублей.
На некотором расстоянии от церкви в 1812 г. построена на церковные средства деревянная колокольня в 7 саж. вышины, на коей семь колоколов. Церковь в 1863 г. обнесена деревянной оградой с двумя воротами, устроенной иждивением арханг. купца Василия Спиридонова и несколько раз после того возобновляемой особенно после весенних разливов. Для ограждения церкви и ограды от напора льда за последней вкопаны столбы. Утварью, ризницей и богослужебными книгами церковь снабжена в достаточной мере; между книгами находятся довольно древние, наприм[ер] напрестольное Евангелие 1627 г., Апостол 1644 г., служебник 1699 г. Имеется несомненно также древняя деревянная дарохранительница в виде креста, весьма хорошо сохранившаяся. Важнейшие из предметов церковной утвари были пожертвованы разными лицами. Так, висячее медное паникадило в 3,5 пуда пожертвовано в 1802 г. приходским крестьянином Иваном Телятьевым, хрустальное паникадило о трёх ставах с бронзовыми подсвечниками - приходским же крестьянином Андреем Коржавиным, - среброзлащённый потир в 3 ф. 71,5 зол. со всеми принадлежностями, сребропозлащённая дарохранительница в 1 ф. 69 зол., сребропозлащённый напрестольный крест в 1 ф. 39,5 зол., напрестольное Евангелие с сребропозлащённой дской и серебряное кадило в 84 золотника - московскими купцами Андреем и Александром (отец и сын) Корзиниными, серебряная дароносица - вдовой контр-адмирала Екатериной Одемищевой. Из местных прихожан позднейшего времени особенным усердием в пользу храма отличались архангельский купец Михаил Телятьев, а ныне сын его Димитрий, и Димтрий Вас[ильевич] Беляев, пожертвовавший, кроме 50 руб. при перенесении Власьевского храма из холодного отделения в тёплое, в 1874 г. св. плащаницу в 250 руб. и употребивший из своих средств до 850 руб. в 1877 г. на устройство иконостаса в Ильинском храме.
Средствами к содержанию церкви служат: арендная плата до ста рублей в год с церковной пахотной и сенокосной земли в количестве 9 десят. 939 кв. саж., кружечный и кошельковый сбор (до 20 р.), свечная прибыль (до 80 р.) и 10 р. 50 коп. процентов с капитала в 225 руб. Кроме того для поддержания церкви в 1870 г. учреждено церковно-приходское попечительство, израсходовавшее на этот предмет, равно как и на ремонтировку причтовых зданий более 2000 р. со времени своего возникновения. Источниками содержания причта, состоящего из священника и псаломщика, служат - довольно хорошая земля пахотная и сенокосная в количестве 18 десят. 446 саж., жалованье - священнику 140 р., псаломщику 50 р., доходы за требоисправление (до 175 р.) и 7 р. 50 коп. процентов с капитала в 175 р. Для помещения причта имеются два дома: один для священника, устроенный в 1848 г., другой для псаломщика и просфорни, устроенный в 1865 г. В Кегострове сельское народное училище, устроенное в 1843 г.
Прихожан в Кегостровском приходе к 1 янв. 1893 г. было 1384 души обоего пола. Живут они в пяти деревнях не далее двух вёрст от церкви при беспрепятственном сообщении с ней; отличаются достаточным умственным развитием и практической сметливостью, набожны, трудолюбивы; за недостатком земли (менее десятины на душу) одни добывают себе средства к содержанию в г. Архангельске на канатно и верёвочно-прядильных и лесопильных заводах, другие рыболовством и т.п. и живут довольно обеспеченно. Из обычаев среди этого прихода обращает на себя внимание сорокадневное поминовение ("сорокоусты") усопших не в церкви, а на домах, состоящее в простом чтении заупокойных канонов наёмными чтецами - молодыми девицами или пожилыми женщинами - по рукописям, переходящим от одних к другим и не чуждым ошибок. Этого обычая, несмотря на убеждения священника с церковной кафедры и в частных беседах, держатся многие прихожане и даже зажиточные.
В Кяростровской деревне в 1886 г. устроена новая часовня в честь св. Николая Чудотворца вместо древней, сгоревшей во время пожара, постигшего эту деревню в том же году. В память 900-летия крещения России устроен прихожанами деревянный восьмиконечный крест, водружённый на мыске близ спасательной станции прямо против города и освящённый 15 июля 1888 г., когда нарочито устроен был к этому месту крестный ход, совершаемый после того ежегодно с дозволения епархиального начальства.
К достопримечательным событиям Кегостровского острова, прихода и его храма относятся неоднократные посещения их Высочайшими особами. Так Император Петр I в первое своё пребывание в 1693 г. в гор. Архангельске слушал в Кегостровской церкви литургии 15, 27, 29 авг., 8 сент., когда он сам читал Апостол, 10 сент., причём после литургии посетил местного священника, и 17 сент., при отъезде в Москву. Во второе пребывание в 1694 г.он присутствовал при двух литургиях - 27 мая в день св. Пятидесятницы, и 29 июня, в день своего тезоименитства.
[О посещениии церкви императорами и архиереями]
[Список священнослужителей]
Заимствовано свящ. Смирновым из подробного историко-статистического очерка Кегостровского прихода Е. Щипунова (рукопись 1890 г.) и клировых ведомостей за 1892 г.
Источник
Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 1 - Архангельск, 1894. - С. 119-125.