Православные приходы и
монастыри Севера

Македонская Н. М. Раскол в Верховажской православной общине в 1927 году.

Перед революцией 1917 года в Верховажском приходе проживали 5528 православных. Служили два протоиерея: Александр Алексеевич Якубов 1842 года рождения и Алексей Сергеевич Беляев 1864 года рождения. Оба – выпускники Вологодской духовной семинарии. Диакон Николай Евлампиевич Кратиров 1873 года рождения – выпускник Вологодского духовного училища. Псаломщиками состояли Клавдий Павлович Добряков 1880 года рождения (окончил ВДУ) и Стефан Иванович Боровин 1891 года рождения (родом был из крестьян, духовного образования не имел).

В приходе действовали три церкви.

1. Успенский собор – единственная соборная сельская церковь на территории Вологодской губернии. В степень собора возведена 22 сентября 1753 года указом архиепископа Архангелогородского и Холмогорского Варсонофия. В то время в Верховажье стояли две отдельные деревянные церкви (холодная и теплая). Каменная церковь в одной связи с колокольней строилась прихожанами с 1755 по 1785 год. Престол Успения Пресвятой Богородицы освящен в 1765 году, иконы Божией Матери «Владимирская» в 1779 году, святителя Николая Мирликийского – в 1781 году. В 1812 году в колокольне освящен престол пророка Илии. Деревянные церкви были разобраны в 1773 и 1823 годах.

2. В полверсте от собора на кладбище находилась Благовещенская церковь - каменная двухэтажная в одной связи с колокольней. Эта церковь строилась в 1795 – 1798 годах. Престол внизу освятили в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, вверху – в честь Преображения Господня.

3. Приписная Покровская церковь в деревне Рогачевской построена на средства крестьян Ионы и Алексея Рудаковых по завещанию их отца Григория. Церковь каменная однопрестольная в одной связи с колокольней, строилась в 1860 – 1863 годах.

В 1918 году церковь отделена от государства. Всё церковное имущество, земля и капитал теперь принадлежат Советскому государству. Церкви и часовни по описи передавались местным советам. Если верующих набиралось не менее 20 человек, то имущество, предназначенное для богослужений, возвращалось им. Все расходы по содержанию церквей ложились на верующих.

В 20-е годы усиливается государственный контроль за верующими. 3 августа 1922 года вышло постановление ВЦИК, согласно которому религиозные общины не могли действовать без регистрации их в отделе управления губернского исполнительного комитета. В апреле 1923 года появилась инструкция о регистрации религиозных обществ. Согласно инструкции члены религиозной общины предоставляли в отделы управления исполкомов протоколы собраний верующих, устав общины, список членов общины. Отделы управления могли отказать в регистрации, если количество не ограниченных в правах членов общины было меньше 50 или устав религиозного общества противоречил Конституции.

В 20-ые годы в среде верующих произошло расслоение на староцерковников и обновленцев: Староцерковники или тихоновцы1 - сторонники традиционных устоев Церкви ; обновленцы2 – сторонники реформирования Церкви.

Значительная часть священников Вологодской епархии примкнула к обновленцам, но большинство мирян остались верны старой церкви. Раскол в религиозных общинах проявился борьбой за храмы.

Религиозная община при Успенском соборе зарегистрирована в Верховажье 2 июля 1924 года, договор подписан священником Кедровским. В то время в общине ещё не было разделения на обновленцев и тихоновцев. К 1927 году Николай Рафаилович Кедровский3 проникся обновленческими настроениями. Большинство прихожан не разделяли взгляды отца Николая, в марте они отстранили священника Кедровского от должности и отняли у него ключи от Верховажского собора. 28 июля 1927 года староцерковники зарегистрировали религиозную общину и предложили поделить церковные здания таким образом: так как староцерковников было на две трети больше, чем обновленцев, то большинству отдать собор, меньшинству – кладбищенскую церковь. Недовольные обновленцы пожаловались в Верховажский волостной исполнительный комитет. Решение Верховажского ВИКа: немедленно возвратить ключи священнику собора Николаю Кедровскому, Успенский собор оставить обновленцам, Благовещенскую церковь на кладбище передать тихоновцам.

Староцерковники пожаловались на несправедливое решение Верховажского ВИКа в губернский исполком, оттуда подтвердили правильность решения волостного исполнительного комитета, что не удивительно: обновленцы признавали советскую власть и сотрудничали с ней.

Благовещенская церковь

С 1928 года Благовещенская церковь – приходская самостоятельная. К церкви приписаны 9 часовен и Покровская церковь в Рогачихе. В 1930 году прихожан (учитывались лица старше 18 лет) – 1972 православных (780 мужчин и 1192 женщины).

Староста Благовещенской церкви – Андрей Павлович Цуварев.

Председатель приходского совета – Ириней Александрович Юренский.

Члены приходского совета – Цуварев Андрей Павлович, Лютиков Федор Платонович, Михалёв Григорий Алексеевич, Третьякова Анна Васильевна; их заместители – Мещенко Анна Николаевна, Стениловский Алексей Михайлович, Бовыкин Варсонофий Иванович, Мухорин Иван Павлович.

Члены ревизионной комиссии – Михаил Васильевич Овсянкин, Прокопий Васильевич Непомилуев; их заместители – Самылов Дмитрий Александрович, Скулин Константин Федорович.

У причта не было земельных угодий, жили на подаяния верующих.

Служил потомственный священник Земляницын Николай Константинович 1890 года рождения. В 1912 году окончил по первому разряду Вологодскую духовную семинарию. Перед революцией служил в Вознесенской Ростовской церкви. В 1930 году жил в Верховажье на квартире, его собственный дом был отнят за неуплату налогов. В 1933 году арестован, приговор – 8 лет, освобождён по болезни, в 1937 году арестован, приговор – 10 лет. Дальнейшая судьба неизвестна. Сын Николая Константиновича - Земляницын Николай 1924 года рождения, участник ВОВ, призывался в Челябинске.

Диакон Садовников Михаил Николаевич 1892 года рождения, из мещан. Перед революцией – послушник Свято-Духова монастыря в Вологде. В 1930 году он проживал в своём доме. Диакон также арестован в 1933 году, приговор – 5 лет. Дальнейшая судьба неизвестна.

Псаломщик Благовещенской церкви Клавдий Добряков 1879 года рождения, из дкховных. В 1898 году он окончил Вологодское духовное училище. В 1930 году жил на квартире. В 1933 году арестован, но вскоре освобожден.

В 60-ые годы 20-го века Благовещенская церковь разобрана.

Примечания

1. Тихон Белавин родился в 1865 году в семье священника, окончил Торопецкое духовное училище, Псковскую семинарию, Санкт-Петербургскую духовную академию. Пострижен в монашество в 1891 году. В 1917 году избран патриархом Московским и всея Руси. 5 мая 1922 года судим и после этого находился под арестом в Донском монастыре. 19 апреля 1923 года помещен в тюрьму. 8 мая снова перемещён в Донской монастырь. 25 июня патриарх освобождён. 15 июля 1923 года патриарх Тихон публично заявил о своём возвращении к управлению Церковью. Скончался 25 марта 1925 года. Канонизирован. Мощи святителя Тихона покоятся в Донском монастыре.

2. Предполагаемые обновленческие реформы включали в себя: упрощение богослужений, замену церковно-славянского языка в богослужебных книгах русским языком, отмену исповеди перед причастием, вовлечение мирян в богослужение, выборность клира и епископата и другие новшества. 12 мая 1922 года группа петроградских священников прибыла в Москву, в Донской монастырь, где находился под арестом патриарх Тихон. Обновленцы потребовали от Святейшего оставить Патриарший престол. 5 июня 1922 года заместитель патриарха митрополит Агафангел призвал епархиальных архиереев Русской Православной церкви не подчиняться Высшему Церковному Управлению и временно перейти на самоуправление. Высшее Церковное Управление разослало по епархиям уполномоченных, в обязанности которых входило обвинение архиереев-староцерковников в контрреволюции и изгнание их.

3. Николай Рафаилович родился в 1893 году в семье священника Рафаила Николаевича Кедровского, в 1915 году окончил Вологодскую духовную семинарию и был определен священником в Спасскую Косковскую церковь. Отец Николая - Кедровский Рафаил Николаевич в 1896 году назначен священником в Алеутскую епархию на остров св. Георгия. В 1900 году отец Рафаил вернулся в Спасскую Косковскую церковь. Перед революцией служил в Покровской Морозовской церкви, в 1930 году арестован, приговор - три года ссылки, из ссылки не вернулся. Его сын Александр 1902 года рождения пропал без вести в 1943 году. Судьба священника Кедровского Николая Рафаиловича неизвестна: с 1935 года начались массовые аресты обновленцев. Сын Николая Рафаиловича Василий, родившийся в 1915 году в Коскове, призывался в Алтайском крае, убит в 1942 году. Сын Юрий, родившийся в 1918 году в Морозове, призывался в Алма-Ате, пропал без вести в 1943 году.

Источники

1. Клировые ведомости Вельского уезда за 1927-1930 годы.

2. Протоиерей Владислав Цыпин. История РПЦ 1917-1990 годы. – М., 1994.

3. Современное обновленчество – протестантизм «восточного обряда» – М., 1996.