Православные приходы и
монастыри Севера

Сибирцев И. Рождественский приход.

Рождественская церковь в городе Архангельске есть одна из старейших по времени своего основания: основателями её были стрельцы, перемещенные сюда в качестве защитников "поставленного" в 1584 г. "Архангельского города". Она была деревянная и в 1637 г. при опустошительном пожаре, бывшем в Архангельске и истребившем половину города, сгорела. Дальнейшая история Рождественской церкви начинается с 1648 года, когда патриархом Иосифом дана была на построение её новая грамота. Вторичному построению её способствовало то обстоятельство, что в 1646 г. число в Архангельске стрельцов было значительно увеличено; но и эта церковь в 1663-м г. сгорела. В 1668 г. была вновь построена деревянная церковь во имя Рождества Иисус Христова, с приделом при ней во имя Рождества Пресвятой Богородицы, существовавшая до 1717 г., в котором от молнии также погорела. В конце 1691 г. стрельцы решили построить каменную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь эта, по различным обстоятельствам строившаяся очень медленно, окончательно достроена была уже в 1729 г., в котором 20 сентября архиепископом Варнавой и освящена.

Но в 1793 г. 26 июня, бывший в Архангельске опустошительный пожар повредил эту церковь, особенно же верхний её этаж с престолами во имя Рождества Пресвятой Богородицы и Живоносного Источника. Повреждения, произведённые этим страшным для города пожаром, исправлены были к 1802-му году, когда церковь 31 августа и была освящена Преосвященным Евлампием. В 1803 году 20 сентября освящён и устроенный в нижнем этаже придел во имя преподобных о.о. Зосимы и Савватия Соловецких. Обгоревшая же в пожаре колокольня окончательно исправлена в 1804 году.

В этом виде церковь находилась до 16-го июля 1847 г., когда почти всеобщий в Архангельске пожар, истребивший половину города, крайне зловредно ещё раз коснулся Рождественской церкви, оставив глубокие следы повреждения, особенно в верхнем этаже и на колокольне. Трехъярусный иконостас церкви Рождества Пресвятой Богородицы и одноярусный - в приделе св. пророка Илии, совершенно сгорели; св. престолы и жертвенники запалились; штукатурка на стенах отвалилась; деревянные потолки в притворе и приделе сгорели, полы и лестницы испорчены и кровля храма обрушилась. В колокольне полы и лестницы сгорели; колокола частью разбились при падении, частью же от жару расплавились, крыша и шпиц истреблены огнём. Церковная ограда обгорела. Немало пострадала от огня и нижняя церковь.

Исправление столь значительных повреждений, требовавшее и времени, и капиталов, начато было в том же 1847 году. Богослужение совершалось в нижней церкви, после некоторых в ней исправлений; в верхнем же этаже возобновлён в 1853 г., с устроением нового иконостаса, придел св. пророка Илии, который 12 июля и освящён Преосвященным Варлаамом. Что касается до главного вверху храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы, то он окончательно исправлен летом 1855 г. и 8-го сентября Преосвященным Антонием освящён.

Вследствие излишней сырости в нижнем этаже, появляющейся особенно в весеннее время, возникла мысль совсем закрыть нижний этаж и вместо него возвести на южной стороне храма двухэтажную каменную пристройку с престолами - вверху во имя Рождества Христова, а внизу - во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, к каковой работе и приступлено в июне 1864 г. Пристройка эта окончена в 1867 г., но придел в ней во имя Рождества Христова существовал недолго, именно только до 17-го июля 1868-го года. Главной причиной недолговременного существования этого придела было то, что среди прихожан нашлись добрые люди, пожелавшие возобновить и устроить древнюю нижнюю церковь, по возможности, в наиболее лучшем виде. С этой целью, для избежания излишней сырости, пол был поднят в уровень с поверхностью земли, под ним насыпан слой мелкого угля, окна увеличены и иконостас украшен посильными пожертвованиями. В 1870 г. 2 апреля возобновлённый храм освящён во имя Рождества Христова Преосвященным Нафанаилом и существует доныне.

Наконец в 1871 г., на месте существовавшего некогда на северной стороне храма придела во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, вологодским купцом Симеоном А. Леденцовым был устроен придел во имя преподобного Симеона Столпника. Придел этот, существующий и в настоящее время, освящён был 1-го сентября 1871 года. Таким образом, Рождественская церковь имеет пять престолов - вверху два: 1) во имя Рождества Пресвятой Богородицы и 2) во имя св. пророка Божия Илии; внизу - три: 1) во имя Рождества Христа Спасителя, 2) преподобных о.о. Зосимы и Савватия Соловецких (на южной стороне) и 3) преподобного Симеона Столпника (на северной стороне).

Таковы фазы существования Рождественской церкви в городе Архангельске со времени основания её.

Впрочем для полноты исторического описания сей церкви присовокупим ещё сведения о переменах в ней, хотя несущественных, но тем не менее послуживших к большему её благоукрашению и благолепию. Таковы следующие:

1) В 1877-м году, в приделе св. пророка Божия Илии, усердием старосты, архангельского купца Савина Д. Лемяхова, устроен благолепный иконостас с изящной резьбой и позолотой на полимент. По случаю такого обновления означенного придела, 20 июля того же года он освящён был Преосвященным епископом Макарием.

2) В 1887 году, старостой купцом Семеном М. Павловым, нижний храм во имя Рождества Христа Спасителя, значительно от сырости оперхавший и утративший приличную ему красоту, был исправлен, очищен, вновь оштукатурен, выкрашен белой краской на масле; печи в нём переложены и улучшены и всё здание церкви приведено как снаружи, так и внутри в лучший вид и благоустройство.

3) В 1888 году произведено обновление южного придела во имя преподобных о.о. Зосимы и Савватия Соловецких. Радетелем этого дела явился купец Иван Д. Жильцов с сыновьями. Ими устроен новый иконостас, весьма хорошей работы, с золоченой резьбой и другими украшениями; сделаны новые престол и жертвенник; стены выкрашены светло-коричневой краской и разрисованы колоннами с карнизами под цвет серого мрамора. Всё это придало храму вид величественный и благолепный. Освящение обновлённого таким образом придела совершено 18 декабря 1888 г. Преосвященным Нафанаилом 2-м.

4) В 1891 г. усердием и иждивением церковного старосты Александра И. Жильцова произведено обновление нижнего храма во имя Рождества Христова: иконостас выкрашен масляной краской под белый мрамор; царские врата, базы, капители, киоты и ризы на иконах вызолочены червонным золотом; потолок и стенки выкрашены светло-голубой краской под лаком, а первый сверх того усеян золотыми звёздами, числом до 500. Храм этот в 1893 г. тем же старостой вновь покрашен, причём произведены и некоторые другие исправления. Тогда же и им же Жильцовым ещё раз произведена перекраска стен и потолка и в приделе преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. По окончании всех этих работ храм явился в новой лепоте и красоте, вполне приличной дому Божию, и освящён малым освящением 23 октября, на день празднества особочтимой здесь иконы Божией Матери, всех скорбящих Радости. Всенощное богослужение на этот день, с прочтением акафиста, совершил Его Преосвященство, Никанор епископ Архангельский и Холмогорский в сослужении местных протоиерея и священника ключаря кафедрального собора и священника-миссонера.

5) Следует упомянуть ещё и о трудах на пользу Рождественской церкви приходского, состоящего при ней попечительства. Деятельно заботясь не о внутреннем только благолепии храма, но и о внешней его красоте, оно щедро употребляло взносы свои на придание и наружного, подобающего ему, благоприличного вида. С этой целью, летом 1893 года, оно произвело позолоту крестов и глав на церкви и колокольне, покрасило крыши зелёной краской, куполы украсило золочёными звёздами, колоколенный шпиц обило новым белым железом с приличной покраской его; устроило в обоих этажах церкви новые рамы со вставкой в них чистых бемских стёкол; в видах осушки церковного дора от излишней сырости провело глубокие подземные с водопроводными трубами канавы и приобрело четыре новых колокола вместо трёх старых разбитых.

Особо чтимую святыню Рождественской церкви составляет древняя икона Божией Матери, всех скорбящих Радости. Часто пред этой иконой совершаются молебствия в церкви; нередко она подъемлется и принимается и в домы, по случаю то радостных и светлых, то печальных и скорбных семейных обстоятельств. Усердием любителей благочестия она украшена богатой серебряной позолоченной, с дорогими камнями, ризой, весом до 34 фун. 30 зол.

При Рождественской ц. с 12 января 1886 года существует церковно-приходская школа, открытая в память посещения г. Архангельска в июне 1885 года Великим князем Владимиром Александровичем и названная поэтому с Высочайшего соизволения [разрешения императора] Владимирской. Школа эта помещается в небольшом двухэтажном доме, пожертвованном архангельским 2-й гильдии купцом Вл[асом] Ст[епановичем] Кочневым, который до 1892 года давал и жалование учительнице. В настоящее же время школа содержится на средства попечительства. Со времени основания по 1893 г. включительно в ней выучилось до 300 детей обоего пола. Законоучителем её от основания по настоящее время состоит свящ. Рождест. ц. И. Легатов безвозмездно, учительницей - кончившая курс в епархиальном женском училище девица Заборщикова, получающая 12 руб. в месяц из средств попечительства.

[Список священнослужителей]

Во второй половине XVIII в. Рождественская церковь называлась собором, в ней служили протоиерей и 2 священника.

Нынешний причт, состоящий из вышеупомянутого протоиерея и священника, диакона Павла Абрамова с 31 марта 1891 г. и псаломщика Михаила Ануфриева с 15 мая 1892 г., содержится единственно доходами за требоисправление в количестве 1200 р. в год и процентами с причтового капитала в 8535 руб. Для помещения причта имеются два не особенно благоустроенных дома, из коих один каменный двухэтажный и другой деревянный одноэтажный (флигель).

Всех прихожан, принадлежащих к разным сословиям, к 1 января 1894 г. состояло 984 д[уш] м. и ж. пола.

Источник

Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 1 - Архангельск, 1894. - С. 35-41.