Православные приходы и
монастыри Севера

Македонская Н. М. Соезерская Троицкая пустынь.

Описание Зверинского В.В. № 1236

«Троицкая - Соезерская мужская пустынь, ныне погост Троицкий или Монастырёк Вологодской губернии Сольвычегодского уезда Федьковской волости в 170 верстах к северо-западу от Сольвычегодска близ реки Двины. Основана в 1639 году иеромонахом Кириллом с братией; по штатам 1764 года упразднена».

Уточнения и дополнения к описанию

Местоположение

Находилась на северном берегу Соозера.

Ныне - деревня Соезерская Пустынь в Верхнетоемском районе Архангельской области.

Соезерская Пустынь Верхнетоемского района Архангельской обл.

Соезерская мужская пустынь

В 1619 году на месте явления чудотворной иконы Святой Троицы на Соозере поставлена часовня. Многие недужные паломники молились Святой Троице и выздоравливали.

В 1631 году поселился здесь иеромонах Рафаил, и на себе испытал чудо исцеления.

Постепенно собрались другие иноки, образовалась пустынь. Первым строителем избран иеромонах Кирилл. В 1636 году выдана грамота на построение церкви, в 1639 году в новоустроенной пустыни освящена Троицкая церковь. Вскоре она сгорела. Временную церковь в отдалении от пепелища освятили в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина».

В 1658 году построена холодная Благовещенская церковь, в 1659 году - Троицкая теплая церковь с трапезной и келарской. Церковь иконы «Неопалимая Купина» переместили на новое место, рядом с Троицкой и Благовещенской.

По речке Сойге проходила граница Важского и Устюжского уездов.

Крестьяне Верхотоемской волости (левый берег Сойги) и Ягрышской волости (правый берег) пожертвовали Соезерской пустыни рыбные ловли в Сойге и сенокосы от устья Кестважа до Соозера. Это был их вклад на поминовение родителей. В этом случае имена вкладчика и его родных записывались в синодик - специальную книгу для вечного поминания во время богослужений. Существовал и второй вид вклада - на будущее пострижение. За вклад на пострижение монастырь обязывался принять жертвователя по его желанию в монастырь.

В конце 17 века в пустыни бельцов-вкладчиков было больше, чем монахов.

В 1703 году на территории пустыни стояли три деревянные церкви и деревянная колокольня. Продовольствие хранилось в 3-х амбарах и погребе.

В 4-х кельях проживали восемь монахов, строитель и казначей занимали отдельные жилища.

В обители трудились 20 бельцов. За монастырской оградой находились конюшня и скотный двор.

Вотчина состояла из двух деревень Головинской и Игнатьевской, в 1744 году за пустыней числилось 118 душ крестьян.

Управляли пустыней строители, Павел Строев приводит их имена, начиная с 1639 года.

В 1764 году Соезерская пустынь упразднена. Церковь обращена в приходскую.

Соезерский приход Вологодской епархии

С 1834 года по 1869 год Троицкая церковь приписана к Николаевской Ягрышской церкви.

После 1869 года Троицкая Соеозерская пустынь вновь самостоятельная приходская.

В 1916 году в селе Соезерское Федьковской волости Сольвычегодского уезда стояла деревянная однопрестольная церковь, построенная монахами в 1748 году, освященная в 1850 году в честь Святой Троицы. Возле церкви находилась деревянная часовня, также Троицкая.

В 1917 году в приходе (село Соезерское, деревни Красавинская и Чудский Порог) проживали 234 человека. Служил священник Ермолин Аркадий Прокопьевич 1877 года рождения, в 1895 году он окончил 3 класса ВДС. Обязанности псаломщика исполнял Морозов Павел Васильевич 1883 года рождения, выходец из крестьян.


В советское время церковь закрыта.

Соезерская Пустынь Верхнетоемского района Архангельской обл.

Соезерская церковь и колокольня в 2012 году. Фото Михаила Ильина.

Дополнение

Коротенькая история из жизни в пустыни в 17 веке: о строителе Соезерской пустыни Ефреме и вкладчике Матвее.

В марте 1697 года архиепископу Великоустюжскому и Тотемскому Александру поступила челобитная от бывшего старца Соезерской пустыни Иоасафа. Иоасаф подробно описывал, как строитель Ефрем добивается послушания подчинённых.

Доставалось монахам,

Соезерская Пустынь Верхнетоемского района Архангельской обл.

доставалось и вкладчикам.

Соезерская Пустынь Верхнетоемского района Архангельской обл.

Управляющий епархией велел священнику Успенской Черевковской церкви разобраться в происходящем. Собрали насельников: 5 монахов, 15 бельцов. Ефрема на собрании не было. Факты избиений подтвердились, архиепископ Александр запретил строго-настрого строителю Ефрему колошматить подчинённых. Прошло полгода управления по-новому.

И в сентябре 1697 года уже сам строитель Ефрем жаловался архиепископу Александру на вкладчика Матвея Пердунова.

Соезерская Пустынь Верхнетоемского района Архангельской обл.

Ослушаться архиепископа и накостылять дерзкому бельцу иеромонах Ефрем уже не мог, а слова не доходили. Строитель засомневался, на законных ли основаниях живёт в пустыни этот вкладчик?

Соезерская Пустынь Верхнетоемского района Архангельской обл.

Братия умоляла Матюшку покинуть обитель по-хорошему. Тот ответил, что просто так не уйдёт: он на прощание им все амбары хлебные сожжёт. Монахи и вкладчики верили угрозам: годом ранее Матюха спалил монастырскую конюшню.

Архиепископ Александр призывать к смирению и стыдить Матвея не стал. Он поступил по-другому.

Соезерская Пустынь Верхнетоемского района Архангельской обл.

Источники информации

1. ГАВО. Клировые ведомости церквей Сольвычегодского уезда.

2. Акты Холмогорской и Устюжской епархий. Часть 1. - СПб, 1890.

3. Власов А.Н. Сказания и повести о местночтимых святых и чудотворных иконах Вычегодско-Северодвинского края 16-17 веков: тексты и исследование. - СПб, 2011.

4. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - Спб.,1892.

5. Сборник грамот коллегии экономии. Том 2. Грамоты Двинского, Кольского, Мезенского и Важского уездов. - Л., 1929.

6. Строев Павел. Списки иерархов и настоятелей РПЦ. - СПб, 1877.

7. Суворов Н.И. Соезерская Троицкая пустынь. // ВЕВ за 1888 год, № 7.