Смотрите также
Македонская Н. М. Соезерская Троицкая пустынь.
Описание Зверинского В.В. № 1236
«Троицкая - Соезерская мужская пустынь, ныне погост Троицкий или Монастырёк Вологодской губернии Сольвычегодского уезда Федьковской волости в 170 верстах к северо-западу от Сольвычегодска близ реки Двины. Основана в 1639 году иеромонахом Кириллом с братией; по штатам 1764 года упразднена».
Уточнения и дополнения к описанию
Местоположение
Находилась на северном берегу Соозера.
Ныне - деревня Соезерская Пустынь в Верхнетоемском районе Архангельской области.
Соезерская мужская пустынь
В 1619 году на месте явления чудотворной иконы Святой Троицы на Соозере поставлена часовня. Многие недужные паломники молились Святой Троице и выздоравливали.
В 1631 году поселился здесь иеромонах Рафаил, и на себе испытал чудо исцеления.
Постепенно собрались другие иноки, образовалась пустынь. Первым строителем избран иеромонах Кирилл. В 1636 году выдана грамота на построение церкви, в 1639 году в новоустроенной пустыни освящена Троицкая церковь. Вскоре она сгорела. Временную церковь в отдалении от пепелища освятили в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина».
В 1658 году построена холодная Благовещенская церковь, в 1659 году - Троицкая теплая церковь с трапезной и келарской. Церковь иконы «Неопалимая Купина» переместили на новое место, рядом с Троицкой и Благовещенской.
По речке Сойге проходила граница Важского и Устюжского уездов.
Крестьяне Верхотоемской волости (левый берег Сойги) и Ягрышской волости (правый берег) пожертвовали Соезерской пустыни рыбные ловли в Сойге и сенокосы от устья Кестважа до Соозера. Это был их вклад на поминовение родителей. В этом случае имена вкладчика и его родных записывались в синодик - специальную книгу для вечного поминания во время богослужений. Существовал и второй вид вклада - на будущее пострижение. За вклад на пострижение монастырь обязывался принять жертвователя по его желанию в монастырь.
В конце 17 века в пустыни бельцов-вкладчиков было больше, чем монахов.
В 1703 году на территории пустыни стояли три деревянные церкви и деревянная колокольня. Продовольствие хранилось в 3-х амбарах и погребе.
В 4-х кельях проживали восемь монахов, строитель и казначей занимали отдельные жилища.
В обители трудились 20 бельцов. За монастырской оградой находились конюшня и скотный двор.
Вотчина состояла из двух деревень Головинской и Игнатьевской, в 1744 году за пустыней числилось 118 душ крестьян.
Управляли пустыней строители, Павел Строев приводит их имена, начиная с 1639 года.
В 1764 году Соезерская пустынь упразднена. Церковь обращена в приходскую.
Соезерский приход Вологодской епархии
С 1834 года по 1869 год Троицкая церковь приписана к Николаевской Ягрышской церкви.
После 1869 года Троицкая Соеозерская пустынь вновь самостоятельная приходская.
В 1916 году в селе Соезерское Федьковской волости Сольвычегодского уезда стояла деревянная однопрестольная церковь, построенная монахами в 1748 году, освященная в 1850 году в честь Святой Троицы. Возле церкви находилась деревянная часовня, также Троицкая.
В 1917 году в приходе (село Соезерское, деревни Красавинская и Чудский Порог) проживали 234 человека. Служил священник Ермолин Аркадий Прокопьевич 1877 года рождения, в 1895 году он окончил 3 класса ВДС. Обязанности псаломщика исполнял Морозов Павел Васильевич 1883 года рождения, выходец из крестьян.
В советское время церковь закрыта.
Соезерская церковь и колокольня в 2012 году. Фото Михаила Ильина.
Дополнение
Коротенькая история из жизни в пустыни в 17 веке: о строителе Соезерской пустыни Ефреме и вкладчике Матвее.
В марте 1697 года архиепископу Великоустюжскому и Тотемскому Александру поступила челобитная от бывшего старца Соезерской пустыни Иоасафа. Иоасаф подробно описывал, как строитель Ефрем добивается послушания подчинённых.
Доставалось монахам,
доставалось и вкладчикам.
Управляющий епархией велел священнику Успенской Черевковской церкви разобраться в происходящем. Собрали насельников: 5 монахов, 15 бельцов. Ефрема на собрании не было. Факты избиений подтвердились, архиепископ Александр запретил строго-настрого строителю Ефрему колошматить подчинённых. Прошло полгода управления по-новому.
И в сентябре 1697 года уже сам строитель Ефрем жаловался архиепископу Александру на вкладчика Матвея Пердунова.
Ослушаться архиепископа и накостылять дерзкому бельцу иеромонах Ефрем уже не мог, а слова не доходили. Строитель засомневался, на законных ли основаниях живёт в пустыни этот вкладчик?
Братия умоляла Матюшку покинуть обитель по-хорошему. Тот ответил, что просто так не уйдёт: он на прощание им все амбары хлебные сожжёт. Монахи и вкладчики верили угрозам: годом ранее Матюха спалил монастырскую конюшню.
Архиепископ Александр призывать к смирению и стыдить Матвея не стал. Он поступил по-другому.
Источники информации
1. ГАВО. Клировые ведомости церквей Сольвычегодского уезда.
2. Акты Холмогорской и Устюжской епархий. Часть 1. - СПб, 1890.
3. Власов А.Н. Сказания и повести о местночтимых святых и чудотворных иконах Вычегодско-Северодвинского края 16-17 веков: тексты и исследование. - СПб, 2011.
4. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - Спб.,1892.
5. Сборник грамот коллегии экономии. Том 2. Грамоты Двинского, Кольского, Мезенского и Важского уездов. - Л., 1929.
6. Строев Павел. Списки иерархов и настоятелей РПЦ. - СПб, 1877.
7. Суворов Н.И. Соезерская Троицкая пустынь. // ВЕВ за 1888 год, № 7.