Православные приходы и
монастыри Севера

Архивные документы Шеломянской Николаевской церкви

Челобитные церковных старост и других лиц архиепископу Иосифу о назначении на церковные должности, приговоры мирских сходов об избрании церковнослужителей и решения по челобитным

1700 году декабря в 15 де(нь) Устюга Великого Двинские трети Юрьева Наволока Липова Шеломяни Николаевские церковные старосты Афанасей Пантелеев Чюпров, Тит Титов Дорофеевых, крестьяне Митрофан Феодулов Просфирниных, Стефан Федоров Тарабычин, Фома Никитин Чюпров, Алексий Михайлов Попов, Василей Лазарев Засухиных, Иван Онфимов Корилиных, Аврам Афанасьев Суханов, Петр Яковлев Кузнецов, Яков Гаврилов Ожегов, Исак Панкратиев Суханов и все крестьяне тоя волости дали приговор Верхной Мошкурьи погосца Ирине Павлове дочере Сивковых в том, что в нынешнем 1700м году, мы крестьяне приговорили и излюбили ея, Ирину церкви Николая Чюдотворца в просвирницы. И по сему нашему приговору ей, Ирине итить ко (У)стюгу Великому и бить челом преосвященнешему Иосифу, архиепископу Великоустюжскому и Тотемскому о новоявленой памяти. В том ей, Ирине и приговор сей дали. Приговор писал по велению старост и мирских людей церковной дьячек Гришка Алексиев. Декабря в 23 де(нь) против челобитья дана грамота (память)?

К сему приговору Шеломянские волости Николаевской поп Петр Софронов вместо церковных старост Афанасия Пантелиева да Тита Титова и всех крестьян, кои в сем приговоре имяны их на лице писаны, а грамоте не умеют, по их велению руку приложил.


Источник: РГАДА. Ф. 1206. Оп. 2. Д. 226. Л. 27-27об.



Государю Священному Иосифу архиепископу Великоустюжскому и Тотемскому бьёт челом сирота твоя Верхной Мошкурьи погосца вдова Ирина Павлова дочь. В нынешнем Государь, 1700м году декабря в 15 де(нь) Устюжского уезду Двинской трети Юрьева Наволока Липова Шеломяни Николаевские церковные старосты Афонка Пантелеев Чюпров, Тит Титов Дорофиевых с приходцкими людьми выбрали меня, сироту к той Николаевской церкви в просвирницы, и приговор за руками дали. Милостивый Государь Преосвещенный Иосиф архиепископ Великоустюжский и Тотемский, пожалуй меня сироту свою, вели Государь у той Николаевской церкви быть мне сироте в просвирницах. И о том дать свою архиерейскую новоявленную память за красной печатью. Государь светл, смилуйся.

К сей челобитной вместо матери своея Ирины Павловы дочери, сын ея Ивашко Андреев руку приложил.


Источник: РГАДА. Ф. 1206. Оп. 2. Д. 226. Л. 37-37об.



Гсдрю преосвященному Иосифу архиепископу Великоустюжскому и Тотемскому бьет челом богомолец твой, Шоломенской волости Николаевской церкви поп Петр Софронов. Жалоба Гсдрь мне, богомольцу твоему, той же церкви на дьячка Григорья Алексеева в том, живет он у той церкви забыв страх божий, надеясь на свой живот, потому что имеет многие вотчины и в церкви божии за пением со мной богомольцем всякое прекословие чинит, пьет и бражничает, и к церкви божии не ходит. И в том у меня, богомольца твоего в его безчинии. Телегова монастыря заказному игумену Павлу подал явошное свое челобитье, и при моей бытности у той церкви он ко исповеди не бывал тому десет лет. А есть Гсдрь, у меня, богомольца брат Моисей Софронов. В грамоте умеет и кругу церковному и пению навычен. Милостивый Гсдрь, преосвященный Иосиф, архиепископ Великоустюжский и Тотемский, пожалуй меня, богомольца своего. Вели, Гсдрь быть у той церкви дьячком брату моему Моисею, чтоб его прежнего дьячка в прекослови за пением какова б смятения не бывало б. И о том дать новоявленую память. Гсдрь смилуйся, пожалуй.

1702 году марта в 5 де(нь) по указу Преосвященнаго Иосифа, архиепископа Великоустюжского и Тотемского против сего челобитья дать новоявленн(а)я память. А дьячка Григорья выслать (в) Устюг Великий за поруками у казенной приказ.

К сей челобитной Шеломянские волости Николаевской поп Петр Софронов руку приложил.


Источник: РГАДА. Ф. 1206. Оп. 2. Д. 282. Л. 20-20об.



1702 году марта в __ де(нь) По указу Преосвященного Иосифа, архиепископа память Шеломенской волости Николаевскому священнику Петру Софронову. Вышеписанного числа бил челом Преосвященному архиепископу а на Устюге Великом в Казенном Приказе подал ты священник челобитную. А в челобитье твоем написано жалоба тебе той церкви на дьячка Григорья Алексеева в том живет де, он у той церкви забыв страх божий, пьет и бражничает и в церковном пении с тобою всякое прекословие чинит надеясь на свои многие пожитки и вотчины. И при бытности де, твоем у той церкви он дьячек Григорей ко исповеди не бывал тому десет лет. А есть у тебя брат Моисей Софронов, в грамоте умеет, и кругу церковному и пению навычен. И чтоб Преосвященному архиепископу пожаловати б тебя. Велеть у той церкви быть во дьячках брату твоему Моисею. И по сему архиерейскому указу за ево Григорьево, вышеписанное к церкви Божии нерадение и пьянство, и прекословие по свидетельству рукой твоей от той церкви ему Григорьюот дьячества отказать. А быть на ево месте во дьячках брату твоему Моисею Софронову по правилом Святым со всякою трезвостью и благочинием. И как к тебе ся память придет, ты б о(т)б отказе Григорью и о высылке ево за поруками и с новоявленой и памятью архиерейской какова ему дана в казенной приказ. И о бытии у той Николаевской церкви Моисею во дьячках учинить по архиерейскому указу, как о том писано выше сего.


Источник: РГАДА. Ф. 1206. Оп. 2. Д. 282. Л. 26-26об.


Текст предоставил С.Г. Бобров.