Православные приходы и
монастыри Севера

Трогательный пример самоотверженного пастырского служения (св. И.Н. Борин)

Примерным пастырем представляется ныне покойный священник Иоанно-Предтеченской церкви с. Кипринского, Барнаульского округа, Томской епархии, Иоанн Николаевич Борин. Уроженец Олонецкой губ., питомец Олонецкой духовной семинарии...

Иван Николаевич Борин родился в с. Коневе, Каргопольского уезда. Отец его Н.Я. Борин принадлежал к сословию мещан г. Онеги, Архангельской губ., и служил у одной немецкой архангельской компании управляющим над лесными операциями, производившимися в пределах Каргопольского уезда; здесь ему большей частью и жить приходилось; здесь он женился; здесь и умер - в с. Коневе - в 1872 г.

По смерти мужа, жена его А.П. со своим сыном, имевшим от роду год, переселились из с. Конева к своему отцу, диакону, П. Лядинскому, в Троицкий приход, а потом, по перемещении отца на должность диакона к одной из городских каргопольских церквей, в г. Каргополь. В этом городе Иван Николаевич и проводил свое детство.

Первоначальное образование Ив. Ник. получил в каргопольском приходском училище под руководством М.П. Мусина (ныне учителя-инспектора Петрозаводского городского училища). Так как симпатии деда его по матери, диакона П. Лядинского, лежали на стороне духовной школы, то в 1882 г. И.Н. был переведён в Каргопольское духовное училище, откуда в 1886 г. перешёл в Олонецкую духовную семинарию. По окончании курса в семинарии, в 1892 г., со званием студента, Ив. Ник. сперва был определён учителем земской школы в с. Плесо, Олонецкой губ., Каргопольского уезда, а потом в сентябре месяце того же 1892 г., по прошению, перемещён на должность эконома и надзирателя за учениками Петрозаводского духовного училища.

Каков был покойный о. Иоанн, как надзиратель, свидетельствуют бывшие питомцы его. Рассказывают, что он часто поил своим чаем беднейших учеников училища и нередко дарил им собственные деньги на приобретение к чаю булок, сухарей или кренделей. Зная по личному опыту, как однообразна, скучна и неприветлива в закрытом заведении жизнь детей, оторванных от семьи, И.Н. заботился доставить им развлечения. С наступлением зимы он вместе с мальчиками старался об устройстве на училищном дворе катка для катания на коньках; весной устраивал с учениками загородные прогулки в лес и лично принимал участие в детских играх, оживляя и ободряя мальчиков своим примером. Вечером - после ужина до вечерней молитвы Ив. Ник. нередко собирал желающих в один из классов и сам читал или заставлял кого-либо из учеников читать назидательную и доступную для детского понимания книжку.

По прошествии года, Ив. Ник. решился оставить духовно-училищную службу и переменить её на пастырство. С просьбой об этом он обратился сперва к своему епархиальному начальству, но, получив отказ, вынужден был просить о том томского епископа Макария, который и принял его в свою епархию с рукоположением в г. Петрозаводске в сан священника к Иоанно-Предтеченской церкви с. Кипринского, Барнаульского округа Томской епархии. Здесь отец Иоанн и оставался до своей смерти, последовавшей в 1896 г. от повторного воспаления лёгких, осложнённого тифом.

Из публикации в Томских епархиальных ведомостях:

В течение 3 лет и 5 месяцев о. Иоанн относился к своим пастырским обязанностям с похвальным усердием; много также трудился в обучении детей в местной школе грамоты; последние полтора года занимался здесь единолично по всем предметам обучения, при количестве учащихся от 30 до 35. Глубоко, видно, были поражены прихожане с. Кипринского утратой этого доброго пастыря. Вот что они выразили об истинно-пастырских трудах его на имя Его Преосвященства, епископа Макария.

Скорбь эта для нас крайне невыносима; ибо мы всегда видели в своём настоятеле наставника и учителя в жизни нашей, вождя и руководителя ко спасению душам: он был поистине "добрый пастырь, готовый положить душу свою за овцы". Обязанности свои исполнял не как попало, спустя рукава, но по Писанию, бравшись за дело, не оглядывался вспять. Богослужение отправлял в воскресные и праздничные дни неопустительно и истово; всюду ввёл благочиние и порядок. Сам неустанно трудился в школе с детьми прихожан, которых в последнее время было до 40 человек (учителя нет). В воскресные и праздничные дни вёл собеседования как в храме, так и по деревням прихожан, при богослужении ввёл общее пение; проповеди высказывал письменно собственного сочинения и устно, которые исполнены отеческой любовью, и для каждого слушателя удобопонятны; каждое слово его как будто внедряется в душе и, кажется, в самом загрубелом сердце найдёт оно приют. Известно, что в Кипринском приходе много раскола. Посему и здесь о. Иоанну пришлось немало потрудиться, и всюду были успехи, так что многие ранее увлекались учением стариков, много лет (а некоторые и от роду) не принимали по христианскому долгу исповеди и таинства св. причащения Тела и Крови Христовой, а по его наставлениям стали исполнять, и теперь вместе с нами оплакивают кончину достоуважаемого и незабвенного нашего пастыря о. Иоанна. Хотя не находим слов выразить скорбь свою о лишении нашего пастыря многоуважаемого о. Иоанна Борина, но не будем роптать на промысл Божий, а будем молиться Господу Богу о упокоении души новопреставленного раба Божия священноиерея Иоанна, а Вам, Преосвященнейший владыко, приносим искреннюю нашу благодарность за определение его к нашей Иоанно-Предтеченской церкви, как примерного и достойного человека высокого пастырского служения, при котором мы в течение четырёх лет считали себя вполне счастливыми. При чём осмеливаемся почтительнейше просить Ваше Преосвященство, не откажитесь определить к нашей Иоанно-Предтеченской церкви настоятеля, который мог бы соответствовать покойному о. Иоанну, чтобы мог не уронить поднятое им по приходу и школе и пополнить начатое.
По смерти о. Иоанна остались: жена его, здоровья слабого, и дочь 2 лет. Сбережений про чёрный день не осталось никаких, потому что приход Кипринский - один из самых недостаточных. Немного времени трудился о. Иоанн в вертограде [саду] духовном, а польза от его труда оказывается значительной. Такова сила самоотвержения! Подвигами таких труженников Христовых растёт и крепнет Церковь Божия на земле. Да изведёт Господь на необозримо великую ниву Свою в нашем богоспасаемом отечестве побольше таких самоотверженных деятелей, благих и верных рабов Своих!


Олонецкие епархиальные ведомости, 1898 г., №1, неофициальная часть, с. 21-24. Руководство для сельских пастырей, 1898 г., №13.