Православные приходы и
монастыри Севера

Смотрите также

Яренгский приход

Яренгский приход

Яренгский приход состоит из одного Яренгского селения, находящегося на берегу Белого моря в 150 вер. от гор. Архангельска. Это селение известно было уже в XVI в. под именем Яренгского погоста, в котором была деревянная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая, устроенная, вероятно, на средства Соловецкого монастыря, имевшего многочисленные угодья по всему прибрежью Белого моря. При ней было несколько человек братии, как это видно из записок, отысканных в давние времена у Яренгских крестьян, в которых, между прочим, говорится: "У моря на берегу погост Яренга, а на погосте церковь Николая Чудотворца, деревянная, с трапезою, да часовня; а в церкви образа святые, иконостас и колокола и святое церковное строение старца Варлаама да братии его" ... Поэтому Яренгский погост назывался даже Яренгским монастырем. В 1635 г., по воле Государя и Великого Князя Михаила Феодоровича, он со всеми угодьями закреплен был за Соловецким монастырем, как говорится об этом в Соловецком Летописце, изданном в 1813 г. "1635 г., по причиненному убытку от морского наводнения, Соловецкому монастырю при игумене Рафаиле пожалован Великим Государем и Великим Князем Михаилом Феодоровичем Яренгский погост, в котором церковь, со всем строением и с живущими в оном-же оброчными, бобыльскими и казачьими людьми, со дворами и со всеми угодьями".

Погост этот стал известен особенно после явления почивающих в нынешнем Зосимо-Савватиевском Яренгском приходском храме мощей св. Иоанна и Логгина, бывших послушниками Соловецкого монастыря при игумене св. Филиппе и утонувших в 1561-63 г. вместе с другими тружениками Соловецкими, плывшими на 15 судах с известью. Тела этих двух угодников Божиих, найденные вскоре после потопления, были преданы земле - Иоанна на берегу р. Сярты в 7 верс. на запад от Яренги Семеном Подлетовым, Иваном Суровцевым и Козьмой Тонким и Логгина - на берегу р. Сосновки в 8 верст. на восток от Яренги Унским пресвитером Петром, пришедшим сюда по указанию самого угодника, - причем один больной от прикосновения к мощам мгновенно исцелился. Затем, спустя 25 лет честные мощи угодников Божиих, по особым чудесным указаниям были перенесены к храму Свят. Николая и положены - св. Иоанна под южной и св. Логгина под северной стеной часовни, нарочито пред этим построенной в честь этих угодников и существующей до настоящего времени. Здесь, под стенами часовни, св. мощи пребывали до 1 июля 1638 г., когда они положены были (игуменом Варлаамом) в Зосимо-Савватиевской церкви, устроенной в том же году Соловецким монастырем: - св. Иоанна у южной стены храма открыто и св. Логгина у северной - под спудом, где они и ныне почивают. Святые мощи этих двух угодников Божиих привлекали к себе немалое число богомольцев, особенно в то время, когда в Соловецкий монастырь до устройства пароходов ходили только парусные судна с богомольцами, всегда, по желанию последних, заезжавшие в Яренгу. Первые раки, в которые положены были св. мощи в 1638 г. по перенесении их в Зосимо-Савватиевскую церковь, находятся ныне в вышеупомянутой часовне. Вместо же них устроены новые: для мощей св. Иоанна в 1837 г. усердием Соловецкого архимандрита Илария, деревянная, внутри обложенная кипарисным деревом, а совне высеребренная и по местам вызолоченная, для мощей св. Логгина в 1867 г. на подаяния христолюбцев - медная под серебром, по местам вызолоченная. Над обеими раками 9 марта 1877 г. устроены и поставлены балдахины столярной работы с золоченой резьбой, стоившие 400 руб.

Яренгский погост или монастырь обращен в приходскую церковь, вероятно, со времени повсеместного распоряжения правительства об отобрании от монастырей большой части вотчины, причем находившиеся при этих вотчинах церкви обращались в приходские. Это подтверждается, во-первых, тем, что хранившиеся в архиве Яренгской церкви - метрические книги и исповедные росписи не восходят далее 1779 г. и во-вторых - из 10-ти бывших приходских священников - первый Григорий Федоров упоминается в 1768 г.

В настоящее время в Яренгском приходе две церкви: одна каменная, однопрестольная в имя Свят. и Чудотв. Николая, устроенная в 1812 г. и освященная в 1813 г. вместо прежней деревянной, устроенной в XVI в. и сгоревшей в 1811 г. Другая также однопрестольная во имя Зосимы и Савватия Соловецких, устроенная, как сказано выше, в 1638 г. на средства Соловецкого монастыря, в коей почивают мощи святых и праведных Иоанна и Логгина, Яренгских Чудотворцев. Церковь эта деревянная, довольно высокая и прочная. При первоначальном устройстве храм этот с западной, южной и северной сторон имел паперть и был малопоместителен; но в 1840 г. южная и северная стены самой церкви были выпилены, и она сделалась гораздо шире и просторнее; кроме того, в том же году с южной стороны алтаря была пристроена ризница и с северной - пономарня, а с внешней стороны церковь обшита была тесом и окрашена. В 1879 году этот храм украсился благолепным иконостасом, переданным за ненадобностью из Архангельского Кафедрального собора. Обе церкви в 1859 г. и 1861 г. обнесены оградами, которые ныне нуждаются в поправке. Утварью, ризницей и богослужебными книгами церкви снабжены в достаточной мере. Из предметов церковной утвари и ризницы достойны внимания: 1) покров красной камки, подаренный князем Д. М. Пожарским; на нем изображение прав. Иоанна вышито шелком; по краям вышиты золотом тропарь и кондак святого; внизу надпись: "приложил в дом преподобнаго Ивана князь Димитрий Пожарский" и 2) Образ св. прав. Иоанна над ракой угодника, написанный по особому вразумлению и повелению самого угодника, как говорится об этом в особом сказании, хранящемся в церковном архиве. Из древних рукописей обращают на себя внимание два сказания: одно, только что упомянутое, о написании образа св. Иоанна и другое о перенесении и переложении св. мощей Иоанна и Логгина из часовни в церковь преподобных, составленное очевидцем этого события иеромонахом Сергием. Средства к содержанию церквей весьма скудны: имеется 150 р., пожертвованные купеческой вдовой Агафьей Базарной; кружечно-кошелькового сбора получается до 20 р. в год; свеч продается до 2 пудов.

Причт, состоящий из священника и псаломщика владеет 15 дес. 2117 саж. пахотной и сенокосной земли, приносящей незначительный доход, и двумя семужьими тонями. Причтового капитала 275 р., дохода за требоисправления получается до 100 р.; жалованья священнику 180 р. и псаломщику 60 р. Для причта построены два дома: священнический в 1859 году и псаломщический в 1878 г. В приходе в 1884 г. была открыта церковно-приходская школа, переименованная затем в школу грамоты, помещающуюся в доме священника, который состоит законоучителем и учителем безвозмездно. Учащихся в ней в 1893/4 уч.г. было 7 мал. и 2 дев. Прихожан к 1 января 1894 г. состояло 189 душ м. п. и 183 ж.п., проживающих близ приходских церквей в одном Яренгском селении, в коем 64 двора.

В приходе имеются три часовни: одна на берегу Белого моря у реки Сярты в 7 верстах на запад от Яреньги - на месте обретения мощей праведного Иоанна, другая на берегу Белого моря у р. Сосновки в 8 верст. на восток от Яреньги на месте обретения мощей прав. Логгина и третья близ приходских церквей над могилами св. Иоанна и Логгина, почивавших своими нетленными телесами под стенами ее пятьдесят лет до перенесения их в Зосимо-Савватиевскую церковь.

Источник

Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 1 - Архангельск, 1895. - С. 220-224.

Смотрите также

Яренгский приход